Arturia MicroFreak обзавелся новым полифоническим братом и сестрой. Мы спустили Уродца с поводка.
Хотя MiniFreak не такой первопроходец, как его младший брат, это гибридный синтезатор с универсальным звучанием, с которым приятно работать.
Плюсы
Минусы
Выпущенный в 2019 году MicroFreak от Arturia был немного необычным - гордый цифровой инструмент, появившийся в конце десятилетия, в котором доминировали доступные аналоговые инструменты. То же самое нельзя сказать о MiniFreak.
Между такими моделями, как Wavestate, Opsix и Modwave от Korg, синтезаторами Cobalt и Argon от Modal и Digitone от Elektron, мы, вероятно, находимся в середине нового золотого века цифровых аппаратных синтезаторов.
В то время как MicroFreak обошел многих конкурентов благодаря своей цене до 300 фунтов стерлингов, цена Mini позволяет ему сравняться со всеми вышеупомянутыми инструментами, а также с Hydrasynth Explorer от ASM.
Однако, несмотря на возросшую конкуренцию, последний Freak от Arturia все еще ощущается как уникальная вещь. Маркетинговый ход MicroFreak был направлен на то, чтобы подчеркнуть его немного странный дизайн и экспериментальный характер, и многое из этого сохранилось.
В целом, MiniFreak - это расширенная версия синтезатора MicroFreak. Как и в том синтезаторе, здесь используются многорежимные цифровые осцилляторы с аналоговой секцией фильтра и VCA. Снова эти элементы сопровождаются ADSR и генераторами циклических огибающих, LFO и гибкой матрицей мод для управления всем этим.
Почти каждый элемент MiniFreak был увеличен в размерах. Начнем с аппаратной части, которая значительно больше, чем у MicroFreak, что позволяет чувствовать себя полноценным инструментом.
Дополнительный размер означает место для полноценной клавиатуры - в отличие от разделенных на части клавиш Micro. 37 клавиш здесь по-прежнему "тонкие", похожие по размеру на Keystep Pro от Arturia, но они оснащены чувствительностью к скорости и послекасанию, с приличным синтезаторным эффектом.
К клавиатуре примыкает пара сенсорных полосок, расположенных слева на уровне чуть ниже самой клавиатуры. Они могут служить вместо традиционных колес питча и модов, управлять парой назначаемых макросов или увеличивать параметры "Spice" и "Dice" для секвенсора.
Arp и Seq
Как и большинство других функций MiniFreak, секвенсор и арпеджиатор фактически являются расширенной версией MicroFreak. Это означает, что такие забавные функции, как параметры "Spice" и "Dice", перенесены, что позволяет пользователям изменять длину гейта секвенсора, скорость, затухание и вносить элементы рандомизации.
Основным обновлением здесь является ряд из 16 кнопок, позволяющих пользователям легко программировать и включать/выключать отдельные шаги (всего до 64). MiniFreak также предлагает режимы аккордов и гамм, упрощающие создание паттернов.
Возможности арпеджиатора также расширены: появились новые режимы воспроизведения, трещотки и октавная рандомизация. Как и в случае с Micro, секвенсор предлагает четыре канала записи автоматизации, а также выходы CV/gate на задней панели, позволяющие управлять аналоговым оборудованием.
Довольно необычный ход - компания Arturia предлагает MiniFreak наряду с официальной версией плагина, которая поставляется бесплатно вместе с аппаратным синтезатором. MiniFreak V - это, по сути, прямой порт цифрового синтезатора, хотя и с эмулированными аналоговыми элементами.
Неудивительно, что версия плагина звучит очень похоже. Некоторые патчи можно передавать друг другу, а аппаратный синтезатор можно использовать в качестве контроллера. Интересно, что некоторые виртуальные функции пользовательского интерфейса, такие как осциллографы для синтезаторов и анимированные визуальные представления огибающих, делают версию плагина лучшей средой для звукового дизайна. Приятно иметь и то, и другое!
С точки зрения возможностей, главное усовершенствование по сравнению с MicroFreak - это увеличение количества голосов. Если Micro мог работать в парафоническом режиме, то MiniFreak способен на полноценную шестиголосную полифонию с фильтрами и модуляторами для каждого голоса.
Всего доступно четыре голосовых режима: моно, поли, унисон и парафонический - в котором два звуковых двигателя каждого голоса могут использоваться по отдельности для воспроизведения до 12 нот.
Наличие двух голосовых движков - еще одно существенное усовершенствование по сравнению с MicroFreak. Каждый из них представляет собой отдельный цифровой осциллятор с 22 доступными режимами. Они включают в себя простые подходы к синтезу, такие как базовые волновые формы и виртуальные аналоговые режимы, а также различные классические цифровые подходы, такие как двухосцилляторный FM, волновое формирование и стекированные суперволны. Есть также множество более эзотерических подходов к генерации звука, таких как шумовой, речевой, формантный и карплюсовский режимы синтеза.
Как и в случае с MicroFreak, здесь также присутствует влияние модульной сферы, включая несколько режимов осцилляторов, разработанных совместно с американским брендом Noise Engineering, а также некоторые режимы, использующие открытый код Mutable Instruments.
Причуда объединения такого разнообразия подходов в одном синтезаторе заключается в том, что эти зачастую разрозненные методы создания звука должны иметь единый набор элементов управления.
Наиболее фундаментальные из них достаточно просты - Type управляет режимом работы осциллятора, а Tuning и Volume не требуют пояснений и действуют одинаково для всех типов осцилляторов. Формированием звука занимаются регуляторы с более расплывчатым названием Wave, Timbre и Shape, функции которых меняются в зависимости от текущего типа осциллятора.
Пользователи могут играть со сложными концепциями синтеза, используя простой в использовании интерфейс.
Ограничение в использовании трех универсальных элементов управления для каждого типа синтеза может иногда создавать ощущение, что MiniFreak предлагает лишь упрощенную версию каждой концепции. Например, в режиме FM он позволяет пользователям устанавливать относительные соотношения двух операторов, но не вникать в суть и не настраивать амплитудные огибающие ни одного из них.
В целом, это умный, гибкий подход, который позволяет пользователям быстро исследовать различные звуковые палитры. Ключевым моментом привлекательности MiniFreak является то, что пользователи могут экспериментировать с этими зачастую довольно сложными концепциями синтеза через простой в использовании интерфейс, не подвергаясь риску слепой настройки.
С точки зрения звукового дизайна, наличие этих двух двигателей имеет несколько преимуществ. Во-первых, в отличие от MicroFreak, пользователи могут смешивать различные подходы к синтезу в одном патче. Это чудесно подходит, например, для создания насыщенных, текстурированных пэдов, где сложный, модулированный цифровой звук подкрепляется более простым виртуальным аналоговым.
MiniFreak также может использовать второй звуковой движок для обработки выходных данных первого. При этом используются различные алгоритмы эффектов, предлагающие такие подходы, как гребенчатая фильтрация, хирургический эквалайзер, виртуальные аналоговые фильтры, кольцевая модуляция и дисторшн. Синтезатор также может обрабатывать звуки через аудиовход на задней панели, фактически превращая весь инструмент в один большой модуль фильтров и эффектов.
Другим важным дополнением MiniFreak является цифровой модуль эффектов с тремя вспомогательными элементами. На выбор предлагается 10 модулей эффектов, среди которых есть и обычные - задержка, реверберация, дисторшн, эквалайзеры, компрессия, фазер, фленджер и хорус, хотя большинство из них предлагают несколько разновидностей каждого типа процессора.
Как и в случае с осцилляторами, в них используются общие элементы управления, что упрощает процесс редактирования. Однако ключевой особенностью этих эффектов является то, что все они работают в стереофоническом режиме, используя стереовыход на задней панели синтезатора, а это значит, что они могут добавить ширину и дополнительное измерение движения.
Модуляция обеспечивается двумя генераторами огибающей и двумя LFO. Первая огибающая представляет собой простую конструкцию ADSR, а вторая - циклическую огибающую, которая может работать либо как вторичная огибающая нарастания/спада, либо быть зациклена для получения LFO-подобной функциональности, которая может быть выведена в слышимый диапазон.
LFO также обладают значительной гибкостью, предлагая синхронизированную или свободную работу, а также различные формы и направления волн. Есть также режим конструктора пользовательских LFO, который позволяет пользователям объединять базовые формы в цепочки для построения сложных модуляционных паттернов.
Ключевым элементом модуляционных возможностей MiniFreak является матрица мод на передней панели. Она позволяет легко набирать и отслеживать маршруты между семью источниками модуляции и семью назначениями.
Из этих направлений три назначаются пользователем и могут быть настроены на модуляцию практически любого параметра, управляемого вращением передней панели (исключение составляют тип эффекта, мастер-громкость и темп).
Аналогичным образом работают и два макроса, каждому из которых можно назначить до четырех направлений, которыми можно управлять в положительном или отрицательном направлениях, проводя пальцем по сенсорной полосе.
Такая настройка обеспечивает большую гибкость, но единственное разочарование заключается в том, что нет возможности применить модуляцию или управление макросом к глубине другой модуляции. Это означает, что нет простого способа, например, настроить мод-стрип на увеличение уровня питч-модуляции от LFO, чтобы создать эффект тремоло для выступлений.
Это одна из нескольких областей, в которых MiniFreak временами кажется более мелким, чем некоторые конкуренты. Модуляция, хотя и гибкая, но не такая глубокая, как в сложных, оснащенных операторами установках Korg's Wavestate и т.д. Когда дело доходит до подсчета голосов и осцилляторов, MiniFreak также находится в нижней части пакета в своей ценовой категории.
Тем не менее, радость от работы с MiniFreak заключается в том, что он держит свои самые интересные функции на переднем плане, что означает, что невероятно легко экспериментировать с комбинациями осцилляторов, маршрутами модуляции и эффектами, не теряясь в подменю.
При всей своей многогранности Arturia проделала отличную работу по созданию пользовательского интерфейса, в котором как будто нет неправильных ответов. Даже если вы не заинтересованы в изучении нюансов типов осцилляторов, то, как правило, вникая в них, вы всегда получаете выигрышные результаты.
Нам очень понравился MicroFreak, когда он появился, и мы пришли к выводу, что "несколько режимов осциллятора охватывают практически бесконечный диапазон тембров; фильтр гладкий и универсальный; матрица приглашает к исследовательской модуляции; а инструменты исполнения и секвенсирования - это глазурь на торте". Все это осталось верным и для MiniFreak, но различные области расширения делают его более способной рабочей лошадкой студии.
Стоит ли эта дополнительная мощность удвоенной цены? Да, полифония и эффекты значительно повышают удобство использования. Однако, с другой стороны, цена означает, что он сталкивается с жесткой конкуренцией со стороны некоторых действительно превосходных цифровых синтезаторов. Но благодаря впечатляющему звуковому диапазону, мощному секвенсору и интерфейсу, в котором приятно заблудиться, MiniFreak вполне может претендовать на победу.
Наш вердикт: Хотя MiniFreak не такой первопроходец, как его младший брат, это универсальный по звучанию гибридный синтезатор, с которым приятно работать.
"MiniFreak от Arturia - это не просто увеличенный MicroFreak, это шестиголосный полисинт с характером, подобного которому нет ни у кого".
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ