Последняя модель Boutique от Roland - это воссоздание одного из самых замечательных синтезаторов 90-х годов, JD-800. Если тот синтезатор был массивным, то этот - миниатюрный, но в нем есть хруст оригинала и несколько прекрасных функций.
Придает современный вид ностальгическому стилю и при этом отличается невероятно компактным дизайном.
Плюсы
Минусы
Наша команда экспертов-музыкантов и продюсеров часами тестирует продукты, чтобы помочь вам выбрать лучшее оборудование для создания музыки.
Задолго до возрождения аналоговых синтезаторов Roland JD-800 вернул пользователям синтезаторов практическое управление. И это было очень нужно. Это было в начале 90-х годов, в самый разгар увлечения цифровыми синтезаторами, в результате которого синтезаторы стали менее управляемыми, более управляемыми с помощью меню и более, в общем, скучными.
JD-800 был попыткой вернуть радость аналоговых синтезаторов, хотя и с очень цифровым движком, основанным на вездесущем D-50 от Roland (о нем подробнее позже).
Японская команда, ответственная за создание JD-800, хотела получить синтезатор без компромиссов, и она его получила. Его использовали все - от Underworld до Genesis, от Жарра до Букема, и он стал одним из самых желанных синтезаторов того десятилетия и используется далеко за его пределами. Но невольно задумываешься, сошел бы такой синтезатор с чертежной доски сегодня.
Он был массивным, тяжелым, напичканным дорогими опциями, поэтому и очень дорогим (вероятно, около 5 тыс. фунтов стерлингов в пересчете на сегодняшние деньги) и имел некую смешанную аналогово-цифровую эстетику, которая могла сбить людей с толку. Все это делает новый Roland Boutique JD-08 довольно невероятным релизом еще до того, как мы включили его.
Сколько всего?
Новый Boutique JD-08 имеет удивительно много элементов управления оригинального синтезатора, которые уместились на его очень маленькой площади. И он действительно небольшой! Нам посчастливилось иметь оригинальный JD-800, и разница в размерах просто поражает! Но многие элементы управления оригинального синтезатора присутствуют и в JD-08, просто не все 69.
Чтобы сократить их количество, используются секции, которые удваиваются, так что вы получаете один переключаемый набор для доступа к двум LFO и трем огибающим (в оригинале каждый из них имел отдельные, выделенные регуляторы). Неизбежно, что некоторые элементы управления неудобны в использовании из-за размера, но все они на удивление легко управляемы.
Конечно, в JD-08 есть современные дополнения по сравнению с оригиналом. Больше пресетов (256 мест по сравнению с 64 у оригинала, которые все присутствуют), хотя в обоих программных JD (модели Cloud и Zenology) вы получаете больше новых пресетов.
Увеличилась полифония - до 128 нот в зависимости от количества используемых слоев, что гораздо больше по сравнению с 24-мя у JD-800, а также устройство, как и другие Boutiques, работает как MIDI- и аудиоинтерфейс USB.
Вы получаете две части мультитембральности (одновременное воспроизведение двух пэтчей с одного или разных MIDI-каналов), что меньше, чем у оригинала - пять, но еще одним важным дополнением является секвенсор, или двойной секвенсор, который может работать с обеими частями. Есть также арпеджиатор, потому что это то, что любит делать серия Boutique.
Если все это звучит как много, то так оно и есть. Все просто! И больше всего мы беспокоились о том, насколько легко будет реализовать все это - новые функции и старое управление, - особенно учитывая малоразмерность экрана по сравнению с оригиналом и размер ползунков.
Последняя проблема оказалась не такой уж и большой - все фейдеры и циферблаты удивительно отзывчивы, а переключение между слоями и различными частями машины происходит нормально, если не сказать - умопомрачительно.
Секвенсорная часть машины также очень проста, а ее двойная природа позволяет быстро настраивать очень сложные паттерны. Но JD-08 не очень удобен для программирования, когда дело доходит до создания или редактирования этих звуков, поскольку вы просто не получаете обратной связи на экране - по крайней мере, по сравнению с оригиналом, где все продумано до мелочей.
Если все это звучит как много... так оно и есть. Все просто!
Тем не менее, Roland проделала впечатляющую работу, предоставив вам доступ к мощности JD-800 через интерфейс размером с iPad - вам просто придется немного потрудиться, чтобы использовать его по максимуму.
Впрочем, пока мы пишем эту статью, есть и хорошие новости. Для JD-08 появился по крайней мере один новый программный редактор от сторонних разработчиков. Он называется The Roland JD-08 Synthesizer MIDI editor, создан компанией Momo и выводит каждый параметр на экран компьютера для настройки. У нас не было возможности попробовать его в этом обзоре, но, похоже, в него включено все необходимое, а стоит он меньше десяти долларов и работает как VST- и AU-плагин или автономно. Отличная работа.
Звуки... большие
А что же с этими так называемыми могучими звуками? Вот тут-то и становится по-настоящему интересно. Сначала мы настроили JD-08 как MIDI- и аудиоинтерфейс. Это легко сделать, но вам потребуется загрузить драйвер и, возможно, придется по старинке "перезапустить DAW, а затем интерфейс", чтобы они могли общаться друг с другом.
Очень причудливо. Но как только мы это сделали, слушать звук, пропущенный через Logic, - одно удовольствие. Затем мы решили зайти слишком далеко и направили звук оригинального JD-800 через устройство в Logic, используя его в качестве аудиоинтерфейса, чтобы сравнить эти два устройства друг с другом. На этом этапе вас, как и нас, могут раздражать разъемы mini-jack.
Поначалу это приводит к некоторой путанице, чему не способствуют попытки оригинального JD управлять новым JD с помощью случайных программных изменений. Но, в конце концов, мы настроили все так, что сравниваем звуки рядом друг с другом на разных каналах Logic DAW. Во-первых, они не совсем идентичны.
Разумеется, в пресетах те же самые звуки, но смоделированные таким образом, чтобы передать все мерцание, блеск и движение оригинала. Но оригинальная клавиатура, конечно, в некоторых случаях демонстрирует больше тела, хотя иногда и потому, что на нее накладывается больше эффектов. Настроенная и сухая, оригинальная клавиатура имеет едва уловимую разницу и чуть больше динамики.
В целом JD-08 звучит превосходно; он максимально приближен к оригиналу, и эти звуки перенесут вас прямо в прошлое. Вы получаете прекрасные клавиши западного побережья в стиле D-50, огромные искаженные звуки гитар - большинство из которых, вероятно, должны были остаться в 90-х годах - и некоторые невероятно развивающиеся струнные и пэды.
И в этих типах звуков оригинальный и новый JD-08 преуспели. Пэды всегда были наиболее вдохновляющей стороной оригинала, и они действительно хорошо переданы здесь.
Настоящая сила здесь в том, что вы можете быстро накладывать друг на друга струнные и пэды, просто переключая до четырех таких тембров. Таким образом, можно легко создавать огромные суперпильные звуки с небольшой тонкой подстройкой между слоями, чтобы получить массивные струнные в аналоговом стиле. Но при желании так же легко наложить случайную волну на один из слоев, чтобы полностью изменить настроение и получить более цифровой результат. Это действительно то, что было в оригинале - смешение лучшего из аналогового и цифрового, и все это передается на 08.
Архитектура
Оригинальный аппаратный синтезатор 1991 года и его современные аппаратные и программные аналоги, включая JD-08, используют архитектуру синтеза, которая фактически является обновленной версией линейно-арифметического (LA) синтеза, использовавшегося в другом классическом синтезаторе Roland - D-50.
По сути, вы получаете четыре слоя или тона внутри пэтча, каждый из которых основан на сэмплированной форме волны, и 108 тембров на выбор. Они длиннее, чем более атакующие сэмплы, использовавшиеся в D-50, и при объединении четырех тембров - по сути, объединении четырех синтезаторов - JD-800 способен воспроизводить гораздо более крупные и разнообразные звуки.
В остальном архитектура синтеза вполне узнаваема, хотя Roland иногда дает различным секциям разные названия, чтобы сбить вас с толку. Но есть и цифровой фильтр (так называемый TVF), и фильтр, и амплитудные и осцилляторные огибающие, и пара LFO.
Синтезатор также был известен своей большой двухступенчатой секцией эффектов, одна из которых была основана на искажениях, а другая - на реверберации и задержке, и они также присутствуют в JD-08.
Гуру Spectrasonics Эрик Персинг назвал его "бомбардировщиком-невидимкой" среди синтезаторов.
Как и другие Boutiques, JD-08, конечно, является ностальгическим синтезатором. И хотя виртуальные аналоги в этой линейке имеют звук, который гораздо шире используется в современных жанрах, звучание JD-08 придется по вкусу не всем; мы не видим, чтобы он был так же применим к 2022 году, как, например, JP-08. Однако, когда выстраиваешь битембральность и запускаешь два четырехслойных звука одновременно, ничего подобного просто не существует.
Если в ближайшее время произойдет какое-то возрождение музыки 90-х годов, то это именно тот зверь, которого стоит приобрести. Если добавить к этому его портативные амбиции, возможности сопряжения и цену - по крайней мере, по сравнению с оригиналом, - то получится отличный маленький синтезатор, в точности воссоздающий один из величайших.
Наш вердикт: Этот синтезатор добавляет прекрасные современные нотки в нескромно ностальгический облик и при этом обладает до смешного компактным дизайном.
Это синтезатор, который заслуживает серьезного отношения благодаря своему впечатляющему и характерному звучанию, а также практическому подходу к созданию и настройке пэтчей.