Каталог

Обзор синтезатора Roland Gaia 2

Виртуальный аналог Roland "с рук" возвращается с несколькими новыми трюками в рукаве. Но не застрял ли он одной ногой в прошлом?

Синтезатор Roland Gaia 2

У синтезатора Gaia 2 есть несколько изящных трюков, но он недешевый, а его звук и набор функций не дотягивают до лучших конкурентов.

Плюсы

  • Ручной интерфейс позволяет управлять большинством параметров.
  • Модуляционный пэд способен на некоторые забавные трюки с модуляцией.
  • Поставляется с виртуальным SH-101 на борту.

Минусы

  • Некоторые виртуальные аналоговые элементы звучат слабо... даже по сравнению с собственным Model Expansion.
  • Некоторые пресеты больше похожи на демо-версии, чем на полезные звуки.
  • Правильная матрица мод открыла бы больше возможностей для модуляции.

Что это такое?

Оригинальная модель Gaia от Roland появилась в 2010 году, в самом конце бума виртуального аналога. В то время мы (и другие) высоко оценили его за убедительный звук VA и удобный интерфейс. 

Однако уже через три года после его выпуска такие модели, как Volcas и MiniBrute, стали началом новой волны доступного аналога, в результате чего "ненастоящие" аналоговые синтезаторы стали выглядеть как старая шляпа.

Если Gaia была синтезатором своего времени, то Gaia 2 выглядит так, будто она телепортировалась из совершенно другой эпохи. Серебристая цветовая схема, пластиковые элементы управления и базовый OLED-экран имеют явно выраженную вибрацию нового тысячелетия, с примесью Korg Minilogue. Даже центральный пэд экспрессии "Motional" выглядит как пережиток эпохи, когда пэды Kaoss были в тренде. Мы не ненавидим его внешний вид, но в нем чувствуется ретро без отсылки к какому-либо одному винтажному синтезатору.

Синтезатор Roland Gaia 2

Ощущения от самого синтезатора несколько неоднозначны. Gaia 2 удивительно легкий для синтезатора такого размера, что говорит о его полностью цифровом дизайне, но алюминиевая лицевая панель кажется прочной, а 37 полноразмерных клавиш приятны на ощупь. Жаль, что качество не распространяется на органы управления, которые хороши, но довольно малы, пластичны и иногда немного шатаются. Колеса питча и мода, расположенные слева от клавиатуры, тоже странно маленькие, что означает небольшой ход для экспрессии.

Синтезатор Roland Gaia 2

Синтезатор Roland Gaia 2

Производительность

Одним из ключевых преимуществ оригинальной Gaia был акцент на практическом управлении, и это справедливо и для ее продолжения. Сам синтезатор представляет собой относительно простую субтрактивную конструкцию, но при этом почти каждый элемент доступен через свой собственный элемент управления на передней панели или простым нажатием кнопки. Таким образом, что вы видите на передней панели Gaia, то и получаете: три осциллятора, секция микшера, один многомодовый фильтр, огибающие усилителя и фильтра, два LFO и трехкомпонентная секция эффектов.

Gaia 2 несколько раз модернизировала дизайн своего предшественника. Наиболее заметным является добавление волнового осциллятора наряду с двумя виртуальными аналоговыми. В его состав входят 63 таблицы. Есть поворотные регуляторы для грубой и тонкой настройки, выбора и положения вейв-таблиц. Волновой осциллятор также может быть обработан с помощью фазовой модуляции или волнообразования, которые управляются с помощью сенсорной панели (эти функции работают по принципу "или-или", поэтому нет возможности задействовать обе одновременно).

Оба VA-осциллятора идентичны и предлагают синусоиду, треугольник, пилу, квадрат, суперпилу и шумовые волны. Оба также имеют параметры формы для дополнительной настройки каждой волны. В нижней части секции осцилляторов находится ряд регуляторов модуляции, с помощью которых можно включить кросс-модуляцию между VA-осцилляторами, а также синхронизацию и кольцевую моду. Здесь же находится простая огибающая A/D, которая может быть направлена либо на глобальный шаг осциллятора, либо на позицию вавитационной таблицы Osc 1, либо на форму Osc 2, либо на форму Osc 3, либо на один из параметров фазовой модуляции или шейпера Osc 1. Жаль, однако, что в каждый момент времени доступен только один из этих вариантов маршрутизации.

Фильтр Gaia 2 имеет режимы высоких, низких и полосовых частот, а также варианты крутизны 12, 18 и 24 дБ. Здесь также есть регуляторы Drive и Resonance, которые расположены по бокам от центральной ручки отсечки. С точки зрения звука, это не самый характерный фильтр, хотя Roland уже несколько улучшил его благодаря обновлению прошивки - когда мы впервые взяли Gaia 2 в руки, фильтр звучал ужасно тонко, но теперь он звучит достойно, если не сказать вдохновляюще.

Секция эффектов выглядит гораздо лучше. Она разделена на три блока. MFX содержит множество процессоров, начиная от эквалайзера и компрессии и заканчивая различными задержками, улучшайзерами, эффектами модуляции, искажениями, дополнительными фильтрами и многим другим. Ниже представлен блок с семью разновидностями реверберации и задержки. К ним присоединяется трехрежимная эмуляция классического хоруса Juno.

Есть множество эффектов в винтажном стиле, включая модели классического оборудования Roland. Несмотря на то, что эти эффекты в значительной степени переработаны - аналогичные опции можно найти практически в любом современном оборудовании Roland, - они предлагают широкий спектр возможностей и могут действительно оживить синтезаторные пэтчи.

Синтезатор Roland Gaia 2

Все минусы мода

Два LFO в Gaia 2 идентичны. Каждый из них имеет шесть вариантов волн, предлагая режимы треугольника, пилы, квадрата, случайной волны и сэмплирования и удержания. Последний режим LFO - это пользовательский режим "step", который позволяет пользователям определять свои собственные формы LFO с помощью 16-шагового волнового секвенсора. Каждый LFO может быть синхронизирован с темпом хоста и имеет четыре слота маршрутизации, которые могут быть использованы для применения модуляции к большинству, но не ко всем элементам управления на передней панели. Можно модулировать скорость одного LFO другим, что может быть забавно, но жаль, что нельзя модулировать глубину другого маршрута.

Фирменным инструментом модуляции Gaia 2 является центральный пэд "Motional". Это сенсорная панель X/Y, которая используется для нескольких разных задач. Как уже упоминалось выше, он используется для установки и настройки параметров фазовой модуляции осциллятора 1 и эффектов формирования волн. Он также может использоваться как более общий инструмент модуляции, позволяя пользователям назначать по одному параметру на каждую из осей X и Y.

Помимо возможности "живой" модуляции, Motional Pad также может записывать, позволяя пользователям рисовать двумерные фигуры модуляции, которые могут быть настроены на свободный ход или ретриггер при каждом новом нажатии ноты. Это очень интересный трюк, позволяющий создать несколько отличных возможностей для движения, которые особенно хорошо подходят для пэдов и дрон-патчей. Однако в некоторых пресетах эта функция используется слишком сильно, а сложные модулирующие паттерны больше похожи на демонстрацию функции, чем на полезный синтезаторный звук.

Наша главная претензия к модуляции - отсутствие полноценной матрицы мод. Хотя вариантов модуляции достаточно, она оставляет существенные пробелы, например, нет возможности направить огибающие за пределы их предустановленных направлений. Мы понимаем, что Roland стремился сделать модуляцию простой и понятной - маршрутизация LFO и оси пэда - это приятно простой процесс - но превосходные синтезаторы Mini/MicroFreak от Arturia являются отличным примером того, что мод-матрицы не обязательно должны означать бесконечное погружение в меню.

Синтезатор Roland Gaia 2

У Gaia 2 есть еще несколько трюков в рукаве. Во-первых, здесь есть способный, хотя и немного сложный секвенсор, предлагающий полисеквенцию и запись движения параметров, а также арпеджиатор. Есть и отличный режим Chord, который отлично подходит для исполнения стэбов в детройтском стиле.

Наконец, как и во многих других последних релизах Roland, Gaia может расширять свой звуковой движок с помощью "Model Expansions", которые представляют собой звуковые пакеты, основанные на эмуляции винтажного оборудования Roland. Gaia 2 поставляется с эмуляцией SH-101 в слоте Model. Переключение на нее предлагает разнообразный набор пресетов в стиле 101, а также изменяет функциональность многих элементов управления в соответствии со своим винтажным вдохновением. Например, Osc 1 становится суб-осциллятором, а Oscs 2 и 3 - пильным и импульсным осцилляторами в стиле 101 соответственно. 

В 101-й модели также изменен фильтр: режимы HP, LP и BP Gaia заменены тремя "винтажными" разновидностями. Однако нас раздражает то, что фильтры 101-й модели звучат приятнее и предлагают больше разнообразия, чем фильтры звукового движка синтезатора, и немного обидно не иметь доступа к этим режимам в остальной части Gaia.

Синтезатор Roland Gaia 2

Эти маленькие дополнения...

Хотя дизайн Gaia 2 не лишен недостатков, в нем есть и несколько приятных штрихов. Что касается возможностей подключения, то, как и другие современные модели Roland, он может подключаться к компьютеру или мобильному устройству в качестве аудиоинтерфейса, соответствующего классу, и передавать звук непосредственно в вашу DAW. Он рассчитан на тесную работу с сервисом подписки Roland Cloud, который позволит пользователям просматривать и загружать дополнительные расширения. С помощью беспроводного донгла Roland (продается отдельно) пользователи могут получить доступ к ним даже через Wi-Fi.

Кроме того, Gaia оснащена USB-портом, к которому можно подключить флэш-накопитель для хранения и обмена патчами и звуковым контентом. Еще один приятный штрих - порты для наушников, расположенные как на передней, так и на задней панели, что позволяет легко подключить наушники, не возиться с невидимыми разъемами.

Два виртуальных аналоговых осциллятора также имеют режим Noise, который включает в себя множество интересных сэмплированных текстур, хотя эта функция несколько запрятана и ее легко пропустить.

Наконец, осциллограф Gaia отлично подходит для визуализации того, как модуляция влияет на форму выходного сигнала.

Gaia 2 лучше всего звучит, когда опирается на сильно модулированные цифровые тона.

Gaia не лишена недостатков. Нам также интересно, на кого именно рассчитан этот прибор. Roland утверждает, что его макет является отличным инструментом для обучения синтезу, с чем мы не будем спорить, но при цене почти 800 фунтов стерлингов это не первый синтезатор. За эту цену можно найти лучшие виртуальные аналоговые синтезаторы (на самом деле, эмуляция 101 в Gaia - это более приятный VA-синтезатор, чем ее собственный движок). Gaia 2 лучше всего звучит, когда опирается на модулированные цифровые тона, но Opsix/Modwave от Korg или Hydrasynth от ASM делают это тоже лучше.

Тем не менее, несомненно, есть вещи, которые можно полюбить - практический рабочий процесс, эффекты, забавный Motional Pad. Он также способен на некоторые по-настоящему прекрасные звуки, хотя и более ограничен в возможностях, чем некоторые его прямые конкуренты.

Мы уверены, что Gaia 2 найдет своих поклонников. Но мы утверждаем, что за эту цену есть более интересные синтезаторы.

Наш вердикт: У Gaia 2 есть несколько изящных трюков, но он не дешев, и ни его звук, ни набор функций не дотягивают до лучших конкурентов.

Что говорят в интернете

"GAIA 2 - отличный синтезатор для начинающих и продвинутых пользователей, у которых в студии еще нет аппаратных генераторов звука".

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  • ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ: 22-голосный цифровой синтезатор с волновыми и виртуальными аналоговыми осцилляторами. MFX с 53 типами эффектов плюс реверберация и хорус. Шаговый секвенсор с записью шагов в реальном времени и автоматизацией параметров. Соответствующий классу порт USB-C для связи с компьютерами и мобильными устройствами. Поддержка расширений моделей и другого контента на Roland Cloud (предустановлено расширение моделей SH-101).