Электрогитара относится к одной из немногих категорий музыкальных инструментов, которые не являются самодостаточными. Особенно, если это касается цельнокорпусной электрогитары, не имеющей акустического резонатора. Если на джазовой "банке" ещё можно играть как на акустической, от того их и называют полуакустиками, то "доске" требуется усилитель, причём не абы-какой, а гитарный. Гитарный усилитель нужен не просто для того, чтобы сделать звучание электрогитары достаточно громким, а чтобы заставить гитару петь эмоционально и выразительно. Любой из великих гитаристов скажет вам, что вклад усилителя в музыку не менее важен, чем вклад самого инструмента, более того, они скажут, что гитарный усилитель – такой же инструмент, как и сама электрогитара. Более того, звучание и поведение усилителя влияют на взаимодействие между исполнителем и инструментом, он становится неотъемлемой частью музыкального вдохновения. Именно благодаря разнообразию усилителей современная музыка получила столько стилей. В противном случае всё ограничилось бы всего парой-тройкой музыкальных направлений.
Электрогитара, включенная в неэлектрогитарный усилитель, будь то бытовой, хайфайный, сценический или предназначенный для электроакустической гитары, звучит вяло и невыразительно, как очень плохая акустическая гитара. Так что гитарный усилитель является не просто устройством, усиливающим громкость, а самым настоящим генератором тона.
По своей конструкции, гитарные усилители можно разделить на два типа, комбики (Combo) и стэки (Stack).
У гитарного комбика усилитель и акустическая система объединены в общем корпусе, именно с такого формата началась история гитарного усиления, и этот формат до сих пор наиболее распространённый и востребованный. Среди отечественных старпёров можно встретить ещё такое именование комбиков, как мартышка.
Стэк, или, как его иногда называют американские старпёры - пиггибэк (последнее встречается крайне редко, хотя именно так именовали первые стэки Fender, блондинистые начала шестидесятых) представляет собой отдельный усилитель, именуемый головой, установленные на колонке именуемой акустическим кабинетом. Голова может стоять и в другом месте, более того, рэковый усилитель тоже можно отнести к частному случаю стэка, как и отдельные рэковый преамп и оконечник (предусилитель и усилитель мощности).
Технологически гитарные усилители делятся на два типа, аналоговые и цифровые, и каждый из этих типов в свою очередь тоже делится на свои подвиды. Чтобы лучше в них разобраться, стоит коротко и в общих чертах немного ознакомиться с историей.
Первые электрогитары появились ещё до Второй Мировой Войны, до начала пятидесятых массового спроса на них не было. Но даже тогда, когда инструмент начал набирать популярность, задачей гитарного усилителя было сделать естественное звучание гитары громче. Однако история рассудила по-другому. И гитарные звукосниматели, и усилители изначально были несовершенны, и именно благодаря их недостаткам сформировался не только звук электрогитары, но и совершенно новые стили музыки. Более того, конструкция гитары, конструкция и расположение звукоснимателей, также тесно связаны с окончательным звучанием электрогитары, как и усилитель.
Первые гитарные усилители были ламповыми, и одним из их недостатков была склонность перегружать звук. Недостатком с точки зрения джазовых и кантри-музыкантов. Однако становление электрогитары как инструмента совпало со смешением культур, чёрной и белой, и зарождением новой музыки – рок'н'ролла. В роке, особенно начиная с Британского Вторжения, чистый гитарный звук отошёл на второй план, и весь акцент гитарного саунда сосредоточился на перегрузе. Это привело к возникновению новых стилей музыки и новых приёмов игры. А со временем, перегруз проник и в джаз, и в кантри, породив джаз-рок, кантри-рок и фьюжн. Кроме того, ламповый выпрямитель первых усилков обладал внутренним сопротивлением, и на большой громкости подтормаживал реакцию усилительных ламп на пики сигнала, добавляя звучанию то, что гитаристы называют компрессией.
Самые первые комбики вообще не делились на гитарные, басовые, и т.д., и могли быть оборудованы несколькими инструментальными и микрофонным входами. И регулировки у них были весьма скудные: громкость (или громкости отдельных входов) и один или пара регуляторов тембра, ну иногда ещё и регулятор презенс (проще говоря, суперверх). Уже к концу пятидесятых появилось разделение усилков на гитарные и басовые, начали появляться первые встроенные эффекты, вроде пружинного ревербератора и тремоло, дополнительные фильтры вроде Bright, более полноценная эквализация. Производители всё хотели заставить музыкантов играть вдвоём в один комбик, выделяя отдельные каналы для необработанного инструмента и для тремоло. Гитаристы же не хотели ни с кем делиться, и научились линковать каналы, смешивая воедино тембр каждого из них, и добиваться более плотного и жирного саунда.
Производители всё ещё боролись с перегрузом. Эту способность сохранять звучание чистым без искажений на как можно большей громкости, гитаристы называют хедрум. Также производители боролись с пассивной компрессией, заменяя ламповые выпрямители на полупроводниковые. Рок-гитаристы же наоборот, старались всё сильнее перегрузить усилитель.
Появившиеся в середине шестидесятых транзисторные гитарные усилители были на ура встречены джазменами и кантри-гитаристами, а также басистами. Ещё бы, ведь они позволяли добиться большей громкости без искажений. Однако рок-музыканты восприняли их в штыки. И именно из за их перегруза. И дело не в пресловутом "тёплом ламповом звуке". Просто транзисторный перегруз звучит крайне неприятно и своеобразно, на любителя. Если попробовать описать это словами, ламповый перегруз звучит "дж-дж", а транзисторный "бз-бз", как неисправный ламповый усилитель. Даже на небольшом перегрузе (гейне), ламповый усилитель поёт, а транзисторный "подсерает".
Вы, конечно, можете возразить: а как же овердрайв, и дисторшн в педалях, да и в современных гитарных усилителях? На самом деле ни овердрайв, ни дисторшн в этом случае не являются перегрузами. Исказитеями – да, но не перегрузами. Это имитация перегруза лампового усилителя, с помощью ограничения сигнала по амплитуде, и об этом будет рассказано чуть ниже. Единственное, где можно встретить естественный перегруз транзисторов – это педали фузз, появившиеся ещё до начала массового производства транзисторных усилителей, и взятые на вооружение экстремалами того времени. Кстати, ламповые усилители смягчали звучание фуззов, придавая им музыкальности, но попробуйте воткнуть фузз в линию (напрямую в линейный вход хайфайного усилителя, музыкального центра или микшерный пульт)…
Пока одни производители пытались бороться с перегрузом, другие, наоборот, взяли его на вооружение, начав производить многокаскадные усилители, легко достигающие перегруза. Кроме того, гитаристы разгоняли перегруз, используя более мощные звукосниматели, и включая на вход всевозможные бустеры в формате гитарных педалей, усиливающие сигнал, подаваемый на вход усилителя. Однако новые усилители унаследовали всё те же старые, как ещё говорят, винтажные схемы, когда громкостью управляла, по сути, ручка чувствительности входного сигнала, и для того, чтобы получить перегруз, необходимо было разогнать усилитель до такого уровня, что невозможно было находиться рядом с ним в одном помещении. Особенно, если дело касалось студийной звукозаписи или репетиций в небольшом помещении. Тогда-то и появилась ручка мастер-громкости, позволяющая сделать уровень тише, сохранив при этом гейн. Тогда же и появились всевозможные "грелки", позволяющие разогнать гейн ещё сильнее, для более глубокого перегруза, а также педали овердрайв и дисторшн, издающие уже искажённый звук (как уже было написано выше, имитирующие ламповый перегруз), которые даже на чистом или слегка подгруженном усилителе, заставляли гитару петь.
Однако, даже в рок-музыке не всегда нужна перегруженная гитара. Иногда нужно сыграть и прижимные танцы, или, так называемые, баллады, с перебором на чистом звуке, но при этом, оперативно перейти на дисторшн для исполнения соло, или добавления в лиричную песню тяжёлых риффов. В результате появились усилители с несколькими переключаемыми каналами, чистым и перегруженным, а то и несколькими перегруженными каналами с разной градацией гейна, и даже с раздельными регуляторами и собственной эквализацией для каждого канала. Понадобилось 30 лет, пока гитарный саунд не сформировался окончательно, таким, каким мы его знаем и по сей день.
Параллельно с ламповыми усилителями развивались и транзисторные, прелесть которых в том, что они могут звучать одинаково как на большой, так и на малой громкости. У ламповых в этом плане есть один недостаток. Как и двигателю внутреннего сгорания необходимо сперва прогреться, лампам необходимо достигнуть насыщения, того режима громкости, где гитара начинает петь. Есть такая трудно уловимая граница, не достигнув которой гитара звучит вяло и невыразительно. К тому же, производители научились имитировать звучание лампового перегруза, ограничивая сигнал по амплитуде включением встречно-паралллельных диодов в цепь обратной связи (овердрайв) или шунтированием на землю (дисторшн), как в примочках. Кроме того, благодаря транзисторам и микросхемам появился новый класс, так называемых домашних усилителей (Practic Amps), и даже автономных, питающихся от батареек или аккумуляторов, и позволяющих выступать там, где недоступно электричество.
С конца семидесятых начали появляться и гибридные усилители, использующие ламповый преамп с полупроводниковым выходным каскадом, и наоборот, а также усилители, в которых перемешаны ламповые и полупроводниковые узлы на протяжении всей схемы. Многие из усилителей, позиционирующихся полностью ламповыми, на самом деле, с пуристической точки зрения такими не являются. Хотя все эти полупроводниковые узлы в основной процесс формирования звука не особо вмешиваются. Это чаще всего какая нибудь защита, может быть ревер, хорус или ещё какой эффект, в крайнем случае, грелка, эквалайзер, или если уж совсем крайнее вмешательство - полупроводниковый чистый канал с большим запасом хедрума.
Существует ещё одна категория гитарных усилителей, где лампа в схеме есть, но в формировании перегруза она не участвует, или участвует косвенным образом. Она может, например, согласовывать сопротивления на входе эквализации, или работать в качестве диодного ограничителя, когда сетки двойного триода закорочены на аноды, и вроде бы это можно как бы назвать ламповым дисторшном, но никак ни ламповым перегрузом, так как она не перегружает звук, а имитирует перегруз. Тем не менее, их принято называть гибридами.
Обозрев вкратце аналоговые усилители, перейдём к цифровым.
Восьмидесятые годы ознаменовались появлением совершенно новой технологии гитарного звука, в основном благодаря японскому экономическому чуду. На рынке появились гитарные процессоры. Сперва это были мультиэффекты, то есть наборы гитарных примочек, скомпилированные в одном корпусе. Потом, с развитием цифровых технологий, появилась возможность сохранять настройки регуляторов эффектов в пользовательские пресеты, и оперативно вызывать их нажатием одной-двух кнопок, или по MIDI-протоколу. Первое время гитарные процессоры были дополнением к гитарным усилителям, но со временем научились имитировать их, и даже заменять. Сперва отдельные секции вроде преампа, а затем и целиком. Уже в конце девяностых появились цифровые процессоры, полностью заменяющие гитарные усилители, пока только в плане формирования звука, но затем и в плане собственно усиления. Из этих процессоров появился и новый класс гитарных усилителей – цифровые.
Стоит заметить, что само понятие "цифровой усилитель" появилось ещё в середине семидесятых с развитием микроконтроллеров. Так называли усилители, позволяющие сохранять настройки регуляторов, и оперативно вызывать их переключением пресетов. Но, на самом деле, это были аналоговые усилители с цифровым управлением, и даже дополнительными цифровыми эффектами на борту. В семидесятые они не прижились, и в середине восьмидесятых была предпринята вторая попытка, которая дала начало новому классу программируемых усилителей, а также рэковых MIDI-преампов. Но среди аналоговых усилителей программируемые встречаются гораздо реже, чем среди цифровых, а программируемые рэковые преампы срослись с цифровыми процессорами.
Даже в цифровых процессорах и усилителях могут присутствовать аналоговые секции с цифровым управлением, в том числе и аналоговый овердрайв или дисторшн, в том числе и ламповый каскад, благодаря которому производители позиционируют эти усилители как гибридные, а процессоры даже как ламповые. Более того, гитарный усилитель может иметь цифровой преамп/процессор и ламповый оконечник, что может разорвать шаблон. Получается эдакий оксюморон – цифровой ламповый усилитель.
Цифровые усилители можно условно разбить на две категории, моделирующие и мультимедийные. Первые выдают тот звук, который исполнитель слышит на сцене или в студии, вторые уже готовый, тот, что звучит на записях или по радио. Кроме того, мультимедийные усилители в большей степени заточены на интеграцию с компьютерами и мобильными гаджетами, для домашней звукозаписи или игры под минусовку, в том числе для выкладывания "оязаписал" на ютубах и форумах. В обычно встроен отцифровщик (аудиоинтерфейс), может быть блютуз приёмник. Их акустическая система – широкополосная, хай-файного, а не гитарного типа. Да и выглядят они совсем не так, как большинство комбиков, а скорее как какой нибудь бумбокс. Хотя, существуют и пограничные устройства, моделирующие усилители, с функционалом мультимедийных, но привычном формате гитарного комбо или головы.
Это, конечно же, не все разновидности гитарных усилителей, а те, что распространены наиболее массово и доступны в магазинах музыкальных инструментов. У каждого типа усилителя есть свои достоинства и недостатки, но каждый из них хорош для своих задач. Универсальных гитарных усилителей не существует, и это стоит учитывать при его выборе. Я специально опустил имена и не стал называть конкретные модели и марки. Я приведу примеры в следующем материале, который поможет выбрать усилитель в соответствии с поставленными перед ним целями и задачами. Следите за новостями и обновлениями на сайте Skifmusic.Ru.
Автор – Сергей Иванов