Вопрос выдачи товаров в каталоге очень часто недооценивают. Как правильно выводить товары в каталоге?
Базовых вариантов несколько и мы посмотрим на каждый из них:
Допустим, мы по умолчанию выводим сначала самые дешевые товары. В нашем каталоге более 1000 струн для акустических гитар. Из них около 150 стоят до 500 рублей. То есть, если клиент ищет струны за 600-700 рублей, то ему придется пролистать не менее 5 страниц, чтобы дойти до нужной ценовой категории. Плохая идея.
Первые 6 товаров в выдаче в категории «Струны для акустических гитар» с сортировкой по возрастанию цены:
Выдача забита самыми дешевыми струнами.
Если нам не подходит сортировка от дешевых к дорогим, то давайте попробуем сделать наоборот: от дорогих к дешевым. Самые дорогие струны для акустики в нашем каталоге — 29000 рублей. А струн от 1000 до 29000 более 300. Опять же, чтобы найти струны в бюджете 600-700 рублей, клиенту придется пролистать 10 страниц! Этот вариант нам тоже не подходит.
Первые 6 товаров в выдаче в категории «Струны для акустических гитар» с сортировкой по убыванию цены:
Выдача забита самыми дорогими струнами.
Можно пробовать сортировать товары по названию или по дате создания. Но и при таких сортировках клиент скорее всего не сможет найти то, что нужно.
Первые 6 товаров в выдаче в категории «Струны для акустических гитар» с сортировкой по названию:
Конечно, на сайте есть поиск и встроенные в категории фильтры по характеристикам, но как показывает наша статистика, только половина пользователей пользуется этими инструментами. Остальные усердно листают каталог для ознакомления.
Так вот, прежде чем пытаться определить как именно сделать сортировку товаров, нужно сначала задать себе вопрос: «А какую задачу мы хотим решить?»
Для себя мы определили 5 ключевых проблем, которые хотим решить через правильную организацию выдачи:
После того, как мы поставили задачи и определили ключевые моменты для организации сортировки, нам осталось сделать самую малость — придумать способ ранжирования товаров.
К счастью, умные люди уже придумали множество различных формул до нас. И нам осталось только выбрать подходящий метод. За основу мы взяли формулу от системы рекомендаций REES46 и немного модифицировали под себя. В сильно упрощеном варианте наша формула выглядит так:
W = (K1*Popularity + K2*Trending + K3*Price + K4*Margin + K5*New + K6*AveragePrice + K7*InStock + K8*Used + K9*City + K10*Sale + K11*SecretKey)/11
После того, как мы составили формулу остается сделать регулярный сбор данных из базы и подобрать коэффициенты для каждого параметра.
Это очень важный этап для маркетолога. Гибкость формулы позволяет оперативно регулировать выдачу на сайте.
Например:
Таким образом мы можем оперативно влиять на продажи посредством правильной выдачи.
После внедрения такого алгоритма мы получили невероятно мощный маркетинговый инструмент.
Средний чек по части категорий вырос почти в два раза. Сократилось количество отказов и значительно выросла глубина просмотра страниц.
Пример для наглядности. Выдача первых 5 товаров в категории «Струны для акустических гитар» для разных городов:
И если на первый взгляд кажется, что никакой логики в выдаче нет, то на самом деле она есть! И приносит свои плоды.
Ну а саму формулу в том или ином виде мы стали применять еще и в других местах нашей ERP. Но об этом в другой раз.