Каталог

Как работает автонастройка микрофона?

В некоторых кругах это вызовет недовольство. Любите ли вы его или считаете музыкальной аферой, но автонастройка микрофона уже здесь. И он никуда не денется.

Auto-Tune - это не новый прием. Он существует уже довольно давно, с 1997 года. Что касается вокала, я думаю, что Шер была первой, кто использовал его в крупном хите, с ее треком "Believe", выпущенным в 1998 году. Хотя я не думаю, что ей нужно было использовать его для поддержания тональности. Как мне кажется, дело было скорее в синтетическом тоне, который он придавал ее голосу, чтобы добавить интерес к песне.

Итак, учитывая, что они стали частью нашего музыкального бытия, как работают микрофоны с автонастройкой?

Никак!

Это простой ответ на вопрос, как работают микрофоны с автотюном. Потому что не существует такого понятия, как микрофон с автоматической настройкой. Это не тот микрофон, который превращает плохие ноты в идеальные.

Вы поете в микрофон, а микрофон выдает сигнал. Затем он поступает на процессор автонастройки. Вы предварительно настраиваете процессор на нужный ключ и правильные параметры. После этого процессор корректирует сигнал, поступающий от микрофона, и исправляет все отклонения.

Что мы рассматриваем?

Несмотря на неправильное название системы, мы рассмотрим, как она работает. Мы рассмотрим, что они делают как в студии, так и в живых условиях. И обсудим, насколько сильным эффектом они обладают. Итак, давайте приступим.

Итак, что же это такое?

Auto-Tune - это программа коррекции высоты тона для голоса и инструментов. Она была разработана компанией Antares как программное обеспечение, но вскоре стали очевидны ее возможности. И тогда компания сделала разработку, которая вывела ее на рынок DSP-процессоров.

В настоящее время существует целый ряд вариантов, каждый из которых преследует одну и ту же цель. Изменить высоту тона вокала или инструмента и переместить ее на ближайший истинный полутон.


Действие автонастройки

Auto-Tune

Одна нота или тональность человеческого голоса или инструмента обычно имеет узнаваемую основную частоту. Кроме того, в состав этой частоты входят некоторые гармоники. Для примера, при основной частоте 100 Гц можно найти гармоники на 200, 300, 400 и т.д. 

Работает это следующим образом

Программа определяет высоту тона аудиосигналов, глядя на их частотное содержание. При этом учитываются гармоники каждой конкретной ноты. 

В западной музыке октава состоит из двенадцати полутонов, расположенных на равном расстоянии друг от друга. Определив высоту тона, автонастройка перемещает сигнал вверх или вниз. Он будет помещен туда, где, по его мнению, находится соответствующая нота или высота тона, чтобы вписаться в нашу 12-нотную систему.

А аккорды?

Это не относится к вокалу, но гитары играют аккордами. Надо сказать, что стандартная автонастройка с трудом справляется с несколькими нотами. Но она для этого и не предназначена. Существуют программные пакеты, позволяющие настраивать ноты в аккордах. Но здесь мы рассматриваем не это.

Настройка с помощью Auto-Tune

Поскольку в музыке широко используются две системы тональности, при необходимости нужно уметь настраиваться на обе. Обе они основаны на 12-нотной шкале, о которой я уже говорил, но в каждом варианте существуют свои основы относительно нот. Поэтому очень важно уметь "подстраиваться".

Эти две системы таковы:

  • Настройка середины A на частоту 440 Гц известна как A440.
  • Настройка середины A на частоту 432 Гц известна как A432.

Умение настраиваться важно для того, чтобы обеспечить совместимость с вариантами настройки.

Настройка по шкалам

Процессор коррекции высоты тона также может быть настроен на определенные гаммы. Если взять ключ песни и настроиться на него, то можно добиться хорошего вокального соответствия. Независимо от того, насколько далеко от истинной ноты находится инструмент или певец.

Жесткая питч-коррекция

Одна из проблем питч-коррекции - сохранение "человеческого" звучания голоса. Если приходится слишком усердствовать с коррекцией, потому что певец так далеко отклоняется, то теряется ощущение человека. 

Звук становится роботизированным и, по сути, фальшивым. Вибрато теряется, так же, как и провалы между нотами. Этот процесс обеспечивает правильное звучание нот, но вносит некоторые искажения в голос. В некоторых кругах коррекция Hard Pitch используется как нечто само собой разумеющееся.

Как они используются

Студийное и сценическое исполнение я рассмотрю чуть позже. Однако автоматическую настройку можно приобрести в виде педали или в рэковом варианте для студий. Кроме того, существуют микрофонные плагины автонастройки, работающие с вашей DAW.

Итак, как видите, не существует такого понятия, как микрофон с автонастройкой. Нужен процессор, а не микрофон. Поэтому, когда вы спрашиваете: "Как работают микрофоны с автоматической настройкой?", вы задаете не совсем правильный вопрос.

Любой микрофон?

Да, с процессором автонастройки можно использовать любой микрофон для записи или сцены. Поэтому пока не стоит беспокоиться о замене любимых Neumann, Shure, AKG или Sennheiser.

Использование автонастройки в студии

Auto-Tune

Автотюн используется чаще, чем вы думаете. Особенно это касается жанра "писклявой попсы", где большинство вещей все равно механические. Поэтому ее использование в студии иногда может определяться тем, что именно записывается.

Например, захотите ли вы настраивать автотюн на Роберта Планта, когда он в полном потоке? Вряд ли. Существует два основных способа ее использования в студии.

Небольшие исправления после готовых дублей

Нередко певец или даже гитарист немного увлекается исполнением. Используя вокал, вы, возможно, получили отличный дубль, полный страсти и эмоций. Но вы не можете его использовать, потому что в нем есть одна или две неудачные ноты. И они бросаются в глаза. 

Вот здесь-то и проявляются преимущества микрофонов с автоматической настройкой. Немного подстройки и игры с ручками, и вы сможете все вычистить.

Постпродакшн Исправление в миксе

Если исправления сделаны аккуратно и не переборщили, то даже опытные уши могут не услышать их. Вы не нарушите естественного звучания голоса певца. 

Но те несколько ущербных нот можно просто сдвинуть немного ближе к тому месту, где они должны быть. В результате все будет вычищено, и вы получите "идеальный" дубль.

Во время записи

Бывают случаи, когда в определенных жанрах и с определенными певцами автонастройка включается на все время записи. Певец исполняет свою партию, и сигнал поступает в DAW или на консоль с включенной функцией автоматической настройки.

И инженер, и певец, и любой другой человек в наушниках услышат звук после применения автонастройки. Это не микрофон, это процессор. Они слышат фактически готовый продукт.

Плюсы и минусы

Конечно, для большинства людей важен результат. Конечно, в глазах исполнителя, инженеров и продюсеров, а также звукозаписывающей компании. Они хотят получить его как можно лучше.

Почему они здесь?

Другая сторона медали заключается в том, что, как кто-то однажды сказал, "если они не умеют петь, зачем они вообще здесь?". Это верное замечание. У великих певцов прошлого их не было. Не было их и у великих рок-певцов, начиная с 60-х годов и до конца 90-х. 

Ответ на этот вопрос, вероятно, имеет мало общего с музыкой или вокальными способностями. Это уже совсем другая тема, которая сейчас не для меня. Поэтому я обойду его стороной и пойду дальше.

Автонастройка микрофона на сцене

Живое выступление - это совсем другое дело. Здесь есть вполне реальные причины для использования автонастройки в определенных ситуациях.

На живых выступлениях процессоры Auto-tune обычно имеют форму педали. Это делает их удобными для управления вокалистом. Это может быть важно для вокалистов, которым нравится общаться с аудиторией. 

В такой ситуации они не захотят включать питч-коррекцию. Педаль позволяет отключать и включать ее в нужный момент. Поскольку педаль располагается в непосредственной близости от певца, она также позволяет контролировать необходимую степень воздействия. 

Возможность использования различных эффектов

Это может меняться для каждой песни в зависимости от того, насколько сложно ее петь. Кроме того, в настоящее время существует не только один тип эффектов, но и несколько. Певец может контролировать все эти параметры.

Процессоры, монтируемые в стойку

Рэковые версии могут использоваться и в живых выступлениях. Хотя, если они и используются, то, скорее всего, их настраивают на саундчеке, а затем, вероятно, оставляют в покое. Их настройкой и управлением при необходимости будет заниматься звукорежиссер.

В рэковых версиях, скорее всего, также будут присутствовать регуляторы эквалайзера и компрессии, а также обычные корректоры высоты тона. Таким образом, можно создать полноценный вокальный звук, приближенный к идеальному исполнению.


Два вопроса для рассмотрения

Auto-Tune

Это комплект, который стимулирует дискуссии о том, в каком направлении движется музыка. Это выходит за рамки темы, о которой мы здесь говорим, но для некоторых это вполне реальная проблема. И так называемый микрофон Auto-Tune находится прямо на переднем крае спора. Полагаю, что здесь следует рассмотреть два вопроса.

Имеют ли они значение?

Ну, они влияют на звук. Можно добиться идеальной высоты тона. Это очень помогает в студии, где важно как можно более качественное исполнение. На сцене - это другой вопрос. 

Если певцу для хорошего выступления нужен такой инструмент, то возникает вопрос: зачем он там нужен? В то время как другие, которые могли бы петь без искусственной помощи, не поют. Ответ на этот вопрос мы все знаем.

Заставить критиков замолчать или нет?

Бывают случаи, когда в некоторых номерах исполняются сложные и очень физические танцевальные номера. В этом случае я могу понять, насколько они важны. Большинство певцов не могут удержать идеальную подачу при исполнении того, что похоже на цирковой номер. В этом случае любая критика необоснована.

Обманывают ли они зрителей и поклонников?

Второй вопрос, на который необходимо ответить. Как быть, если певец использует его, потому что недостаточно хорошо попадает в ноты? Является ли это обманом перед поклонниками и зрителями? Некоторые считают, что да. Но, как я уже сказал, этот спор не для нас.

Итак, ответ: да, они имеют значение. Используем ли мы Photoshop для улучшения изображения? В чем разница между ним и пением с помощью автотюна?

Примерами доступных сейчас голосовых процессоров являются Zoom V3 Vocal Processor и TC-Helicon Vocal Effects Processor. А хорошим вариантом для вокала и гитары является процессор эффектов Boss VE-20 Vocal Performer.

Заключение

Как я уже сказал в самом начале, нравится вам это или не нравится, но технология уже здесь. Питч-коррекция и системы автоматической настройки микрофона - это еще один способ ее использования.