Boss Katana Gen 3: все еще король моделирующих гитарных усилителей?
Последняя серия ведущих моделирующих усилителей Boss призвана привести их в соответствие со стандартами 2024 года - пришло время узнать, насколько это удалось.
Плюсы
Минусы
Новейшая линейка Katana от Boss с характерно высокой точностью звучания и мощностью за свою цену по-прежнему предлагает одни из лучших моделирующих усилителей, но при переходе от MkII к Generation 3 есть несколько странных вариантов.
Вездесущие моделирующие усилители Boss претерпели очередную модернизацию, хотя визуально этого не скажешь - модельный ряд по-прежнему представляет собой набор разнообразных черных коробок, хотя и с крошечной поправкой на значок Katana на передней решетке. Внутри же все совсем по-другому - Boss утверждает, что это достаточно серьезное обновление, чтобы называться «Generation 3», а не «MkIII», как можно было бы ожидать после «MkII».
Katana, конечно, уже стала хитом - нет нужды говорить вам, что они доступны по цене, громкие и универсальные, а значит, вездесущие. Они одинаково хороши как гитарные усилители для начинающих, так и рабочие лошадки для живых выступлений, и вам трудно будет зайти в джем-вечер или репетиционную студию, не споткнувшись хотя бы об один из них. Проблема, с которой столкнулась компания Boss, заключается в том, что именно нужно изменить? Сможет ли поколение 3 предложить достаточно нового, чтобы обновление стоило того?
Структура модельного ряда не изменилась. Как и прежде, есть 50-ваттный комбо 1×12, 100-ваттные комбо 1×12 и 2×12, 100-ваттная голова и более премиальные голова и комбо Katana Artist. Помимо увеличения мощности, есть несколько функций, эксклюзивных для 100-ваттных комбоусилителей, например, расширенное ножное управление с помощью GA-FC и петля эффектов - хотя на подходе 50-EX Gen 3, который, как и MkII, принесет поддержку GA-FC и GA-FC EX (а также обновленные динамики и внешний вид) в 50-ваттный комбо. Сегодня я рассматриваю середину комбо-пакета, 100-ваттную модель 1×12.
К звуку мы перейдем чуть позже, но сначала несколько вопросов о том, что Boss обновила, а что нет. Я наполовину ожидал, что 50-ваттники получат петлю эффектов, но, увы, она по-прежнему доступна для 100-ваттников и выше. А продолжение существования 50-EX кажется немного странным - если это настолько значительное обновление, почему бы не добавить комплексное ножное управление и линейный выход к каждой модели?
Кроме того, в модель мягко говоря не очень удачно включили Bluetooth, позволяющий управлять и создавать пресеты со смартфона, если это вам по душе. Но для доступа к нему, к сожалению, нужен дорогой ($59,99!) дополнительный донгл. Он не особенно важен, но если вам нужно настроить более глубокие аспекты пресетов без ноутбука, то это единственный вариант. Опять же, как и петля эффектов в каждой модели, встроенный Bluetooth не должен стать причиной обновления всей линейки в 2024 году.
Есть и несколько других технических характеристик, например, USB-C вместо USB типа B, но в центре внимания новых моделей - усилители. Существующие были полностью переработаны, а также добавлена модель Pushed, которая находится между Clean и Crunch. Ни одна из моделей комбоусилителей не называет какого-то конкретного вдохновителя, но Pushed можно представить как разрывной Vox в сравнении с высокотемповым Fender от Clean. Благодаря этому добавлению общее число моделей предусилителей достигло шести: Acoustic, Clean, Pushed, Crunch, Lead и Brown.
Как и в MkII, здесь есть переключатель вариаций для альтернативного звучания каждого предусилителя. Однако, в отличие от большинства моделей MkII, 100-ваттные модели теперь имеют переключатель контуров в секции эквалайзера, который циклически переключает различные характеристики средних частот. Ни одно из этих изменений не является значительным, но для получения правильного отклика от гитары, педали эффектов или помещения они потенциально удобны.
Контур эквалайзера на Katana-100 Gen 3.
Прежде чем говорить о звуке, я хочу сделать небольшое замечание, на которое я также отвлекся при знакомстве с IR-2. Кнопка для изменения контура эквалайзера, как и кнопки для изменения режимов эффектов, представляет собой одну светящуюся кнопку, которая при включении циклически переключается между зеленым, красным и оранжевым цветами. Для людей с некоторыми типами дальтонизма, в том числе и для меня, эти три оттенка практически неразличимы.
Поэтому во время работы с комбоусилителем мне приходилось пользоваться приложением, чтобы понять, какой эффект я выбрал. Это не самая большая проблема, поскольку конкретные эффекты, назначенные каждому цвету, могут меняться в зависимости от патча, так что в какой-то степени все, вероятно, будут немного запутаны. Но это все равно проблема доступности, которую можно было бы решить с помощью небольших изменений в дизайне - разный выбор цвета для трех слотов, отдельные светодиоды или даже небольшой дисплей, если бы Босс хотел быть очень «2024» в этом вопросе.
Элементы управления усилителем и модели предусилителей на Katana-100 Gen 3
Наверное, вас не удивит, если я скажу, что в звуковом плане Katana по-прежнему на высоте. Это отзывчивые и динамичные тона, которые по ощущениям и звучанию не уступают лучшим моделям усилителей. Звук Clean - это все та же платформа для универсального использования - он может быть очень чистым, и обеспечивает хорошую платформу для настоящего педалборда.
Новый режим Pushed - долгожданное дополнение, он невероятно хорошо реагирует на реальное или виртуальное усиление, и, что удивительно для цифрового комбоусилителя, великолепно принимает настоящие педали фузза в винтажном стиле. Для многих «край разрыва с хорошей педалью грязи» является вершиной хорошего гитарного тона - за мои деньги Boss сделал это. Если и есть что-то, на что можно повесить шляпу после обновления до Gen 3, то это именно это.
Для хай-гейн тона канал Lead - это то место, где я встречаю самые приятные звуки - озвучка Brown немного слишком сжата для моих ушей, но она хорошо справляется с плавными, бесконечно устойчивыми соло-тонами. Переключатель альтернативных голосов, как и контур эквалайзера, в основном предназначен для тонкой настройки звука, а не для того, чтобы предложить что-то совершенно иное. В целом, все альтернативные модели усилителей немного ярче - так что вы можете даже думать об этом как о переключателе компенсации одиночной катушки/хамбакера.
По сравнению со звуками MkII, они стали чуть более открытыми и динамичными - когда я делал обзор 50 MKII EX, модели усилителей было трудно отличить от тех, что были на моей оригинальной Katana. Но в Gen 3 заметна разница как в ощущениях, так и в звучании - неудивительно, ведь с момента выпуска первых Katana прошло целое десятилетие инноваций в области моделирования усилителей.
Задние элементы управления на Katana-100 Gen 3.
Если вы готовы немного поработать над редактированием на телефоне или ПК, вы сможете набрать всевозможные виртуальные установки, от сжатых тонов кантри до эмбиента с реверберацией и задержкой. К счастью, приложения Tone Studio для ПК и мобильных устройств просты в использовании и отзывчивы - чудесным образом Bluetooth-соединение тоже стабильно. Однако, к сожалению, нет возможности подключить телефон через USB-C, что означает, что для мобильного управления требуется Bluetooth-ключ - странное решение, учитывая, что кабели USB-C сейчас составляют около 30 % массы планеты.
Приложение Tone Studio действительно открывает комбоусилитель - играя только на передней панели, вы получаете довольно ограниченную библиотеку эффектов, и без руководства, собственных заметок и полного набора цветных конусов бывает довольно сложно запомнить, что куда загружено. Управление каждым эффектом также ограничено одной ручкой. Но с настольной Tone Studio вы получаете нечто гораздо более похожее на полноценную педаль мультиэффектов. Библиотека виртуальных педалей удивительно широка, и вы можете регулировать всю цепь сигнала и более глубокие настройки отдельных блоков. Полного контроля у вас нет - к сожалению, вы не можете переместить ревербератор на первое место в цепочке, но вы можете экспериментировать с порядком модуляций, приводов и компрессоров.
Хотя некоторые эффекты немного прозаичны, другие заслуживают похвалы - лично мне понравилась эмуляция UniVibe, а пружинный ревербератор звучит приятно и естественно. Для эмбиента есть эмуляция Slow Gear для автозвука - великолепное сочетание с большим количеством пластинчатых ревербераторов и ленточной задержки. Для еще более абстрактного звучания есть большое количество эффектов смены высоты тона и даже плагин волнообразного синтезатора, который следует за вашей игрой, хотя, как всегда, ваш пробег может варьироваться, когда дело доходит до отслеживания.
В целом, формат Katana продолжает находить очень хороший баланс между гибкостью полноценного блока мультиэффектов и тактильной природой «настоящего» усилителя - вы можете погрузиться в пучину глубокого редактирования, если захотите, но вам совершенно не нужно этого делать, чтобы получить несколько отличных звуков из этой штуки. Это очень разумно, учитывая, что более доступные усилители из линейки Katana так часто рекомендуются новичкам - если вы только начинаете, вам не нужно возиться с 0,1-процентными приращениями на регуляторе обратной связи виртуального фленджера.
Все это не является революционным изменением по сравнению с MkII. Но очень легко создавать, сохранять и вызывать сложные пресеты, а наличие более совершенных моделей комбоусилителей, работающих в центре пэтча, определенно помогает чувствовать себя правильно. Приложение для Bluetooth предлагает практически те же возможности, что и настольное, хотя и немного менее эстетично - здесь нет изображений реальных педалей, только абстрактные блоки - и, конечно, немного сложнее делать все на сенсорном экране.
Регулировка мощности и резонанс кабины на Katana-100 Gen 3.
Katana - это не только мелочи, связанные с выбором тона - это, в конце концов, 100-ваттный комбоусилитель. Каков он в более непосредственной обстановке, без всего этого виртуального кручения ручек? Ну, конечно, он более чем достаточно громкий для живого использования - и щедрый задний порт комбо означает, что он заполняет комнату, а не направляет звук в одну сторону - хорошая вещь для усилителей, которые будут тянуть на себе большой вес в тренировочных помещениях и пабах и клубах. Для дополнительного усиления всегда есть комбо 2×12, хотя, если верить моему опыту работы с 50-ваттными моделями MkI и II, вам, скорее всего, не понадобятся даже полные 100 ватт, чтобы не отстать от барабанщика.
Управление педальным переключателем в дополнительных моделях GA-FC и GA-FC EX практически не изменилось по сравнению с MkII - вы можете выбирать пресеты, увеличивать мастер-громкость для соло или включать и выключать отдельные блоки эффектов. Хочу еще раз подчеркнуть, что для такого, казалось бы, радикального обновления линейки в целом, более чем странно не включать полную возможность педального переключателя в базовую 50-ваттную модель. Вместо этого в стандартной 50-ваттной модели вы ограничиваетесь лишь переключением каналов и включением соло-усиления с помощью обычного педального переключателя TRS. Таким образом, 50-EX или 100-ваттные модели - лучший выбор, если вы хотите использовать весь спектр звуков Katana в живых условиях, не имея собственного педалборда.
GA-FC.
Как вы могли заметить, я немного скептически отношусь к заявлениям Boss о том, что Generation 3 - это полная реконструкция, требующая новой номенклатуры - в конечном счете, это очень похожие внешне и похожие по поведению усилители. Полировка, которой подверглись модели усилителей, заметна, а режим Pushed, несомненно, убийственен. Но если вы только что приобрели MkII Katana, когда был анонсирован Gen 3, я бы не волновался - изменения в основном незначительны.
На самом деле, Gen 3 - это просто приведение усилителей Boss в соответствие с тем, что могут предложить их конкуренты в 2024 году. Сейчас существует не только множество цифровых комбоусилителей в стиле Katana, но и огромный прогресс в области мультиэффектов, а в последнее время появился целый новый стиль жизнеспособных цифровых усилителей благодаря компактным, ориентированным на телефон продуктам, таким как серия Spark от Positive Grid.
Ответы Boss на эти выстрелы из лука были отчасти успешными. Новые модели усилителей действительно звучат великолепно, а с точки зрения соотношения цены и качества вы получаете обширную библиотеку эффектов и на сотню фунтов меньше, чем вы могли бы потратить на мультиэффектор без динамиков. Boss разумно сыграл на преимуществах Katana как «настоящего» усилителя - зачем покупать цифровой усилитель для домашнего использования и затем покупать второй, более мощный комбоусилитель для живого использования, когда Katana - это и то, и другое?
Ручки эффектов на Katana-100 Gen 3.
Но в других отношениях Boss не совсем попал в точку - когда так много современных цифровых комбоусилителей почти полностью управляются смартфонами, странно ограничивать управление телефоном только теми, кто также приобретает Bluetooth-ключ за 60 долларов. Кроме того, Босс, вы пошли на то, чтобы обновить его до USB-C и разработать новое официальное мобильное приложение! Почему бы не позволить нам подключить смартфон с помощью проводного соединения? (Это потому, что у вас полно Bluetooth-ключей, от которых нужно избавиться, не так ли?)
В конечном счете, в этом обзоре я поставил восемь баллов - я не могу дать меньше усилителю, который предлагает так много хороших звуков, так много гибкости и так много мощности по такой хорошей цене. Но стоит обратить внимание на разницу между Gen 3 и MkII - вместо массивного скачка, о котором может говорить маркетинг Boss, Gen 3 - это скорее шаг вперед - в правильном направлении, да, но все же шаг.
Выбор хорошей альтернативы Boss Katana зависит от того, что вы хотите получить от цифрового усилителя. Если вам просто нужен доступный комбоусилитель для практики, и вы не собираетесь играть вживую, то линейка Positive Grid Spark (от 129 долларов) доступна по цене, имеет отличное приложение и хорошие звуки, а также ее проще хранить на полке или журнальном столике. Если вам нужна реальная мощность, схожая с Katana, вы можете посмотреть на верхние линейки Blackstar ID:Core V4 (последняя новинка которой, кстати, имеет встроенный Bluetooth...), или линейку Line 6 Catalyst, или даже комбо Fender GTX Modelling, хотя имейте в виду, что у варианта Fender довольно высокое соотношение цены и мощности по сравнению с альтернативами.