Korg Multi/Poly: Те, кто надеется на переиздание Mono/Poly, будут разочарованы - его возможности гораздо шире.
Новейший синтезатор Korg заявлен как инструмент «аналогового моделирования», но не преуменьшает ли это описание его достоинств?
Плюсы
Минусы
Mono/Poly от Korg возвращается... вроде как. Со своим новым инструментом Multi/Poly компания Korg возрождает свой любимый аналоговый синтезатор 1980-х годов, если не совсем по дизайну или звучанию, то по духу. Точно так же, как Wavestate 2020 года переработал основную концепцию оригинального Wavestation, а Opsix значительно расширил базовый формат FM-синтезаторов 1980-х, Multi/Poly берет идеи, которые сделали Mono/Poly уникальным, и работает с ними.
Оригинальный Mono/Poly был впервые выпущен в 1981 году и, как следует из его названия, преодолел разрыв между моно- и полисинтами. Для этого в него были включены четыре VCO, которые можно было использовать в парафонической манере, когда каждый осциллятор мог генерировать различные тональности, и одним из наиболее характерных аспектов дизайна Mono/Poly были различные способы взаимодействия этих VCO. Режим памяти аккордов позволял пользователям сохранять и запускать четырехнотные аккорды, а секвенсор синтезатора позволял создавать риффы, в которых каждая новая нота запускалась другим осциллятором, что приводило к появлению уникальных паттернов и тембров.
Multi/Poly черпает вдохновение из этих идей. Korg описывает его как аналоговый моделирующий синтезатор, что в целом точно - на борту есть моделируемые осцилляторы, фильтры и VCA, - но несколько преуменьшает возможности Multi/Poly. Это также характеристика, которая, возможно, рискует преувеличить связь между этим синтезатором и оригинальным Mono/Poly. Чтобы прояснить ситуацию, следует отметить, что хотя в конструкции Multi/Poly есть элементы, напрямую имитирующие Mono/Poly, это не ремейк и не эмуляция этого синтезатора в традиционном смысле.
Multi/Poly - это мультитембральный синтезатор с общей полифонией до 60 голосов. Как и в Mono/Poly, каждый из его слоев может использовать до четырех осцилляторов, но здесь каждый голос является полностью полифоническим, а не использует осцилляторы для парафонного воспроизведения отдельных нот. Более того, Multi/Poly имеет в общей сложности четыре идентичных синтезаторных слоя, каждый из которых имеет четыре осциллятора, поэтому диапазон звуков, которые он может создавать, экспоненциально больше.
Каждый осциллятор может использовать один из трех типов осцилляторов. Они обозначены как Classic, который содержит прямые виртуальные аналоговые волны, Digital, который представляет собой осциллятор с 200 стандартными волновыми таблицами и возможностью импортировать другие через приложение-библиотеку, и Waveshaper. Каждый осциллятор можно настроить с помощью элементов управления на передней панели, которые регулируют различные параметры в зависимости от режима осциллятора.
Для осцилляторов аналогового типа уровень манипуляций зависит от выбранной волны. Базовые волны обычно можно изменять только по высоте тона и, где это применимо, по ширине импульса. Некоторые из классических волн структурированы таким образом, что предлагают двойную форму волны - например, пила/импульс, квадрат/треугольник - и в этом случае можно менять форму волны. Есть также варианты стекированных пильных волн, которые имеют регуляторы для настройки уровня, отстройки и фазы дополнительных волн.
Режим работы с волнами похож на тот, что используется в специализированном волновом синтезаторе Modwave от Korg. Как и в этом синтезаторе, помимо настройки и модуляции положения волновой таблицы, пользователи могут применять модификатор волновой таблицы, который изменяет способ воспроизведения сэмплированных волн, влияя на гармоники и тональность. Кроме того, функция морфинга может растягивать и сжимать форму волны различными способами.
Waveshaper, тем временем, - это подход Korg к технике складывания волн, которая часто ассоциируется с модульными синтезаторами «Западного побережья». В базовых терминах, он берет простую форму волны - синус или треугольник - и искажает ее с помощью модификатора, который представляет собой вторую, более сложную форму волны. Регуляторы осциллятора в данном случае регулируют усиление и смещение волны-модификатора. На выбор предлагается обширный список все более сложных модификаторов, многие из которых заимствованы из рабочей станции Korg 01/W 90-х годов, которая обладала аналогичной функцией.
Наряду с этими тремя режимами осцилляторов, Multi/Poly также имеет генератор шума, кольцевую модуляцию, синхронизацию осцилляторов и кросс-модуляцию между осцилляторами.
Такой широкий спектр методов генерации звука - многие из которых являются откровенно цифровыми по своей природе - является одной из причин, по которой мы бы сказали, что называть Multi/Poly аналоговым моделирующим синтезатором несколько неправильно. Однако это не значит, что аналоговое моделирование не присутствует под капотом. Korg говорит нам, что каждый голос использует виртуальную голосовую карту, разработанную для создания тонких аналоговых вариаций характера, и моделируемое поведение для усилителя, огибающих, LFO, портаменто и настройки осциллятора, все это разработано для имитации поведения аналоговых схем. Эти эффекты можно регулировать и делать более или менее явными с помощью подменю Drift синтезатора.
Аналоговое влияние более очевидно в секции фильтров. Каждый из слоев Multi/Poly может использовать два фильтра, которые могут быть расположены последовательно или параллельно. Как и в других последних цифровых синтезаторах Korg, каждый слот предлагает различные режимы фильтрации, некоторые из которых смоделированы по образцу винтажных аналоговых синтезаторов.
Неудивительно, что прекрасный 4-полюсный LPF Mono/Poly занимает первое место в списке, но к нему также присоединяются фильтры, созданные на основе MS-20, модели классических фильтров Moog, Sequential и Oberheim, а также несколько других ванильных типов фильтров. Есть и фирменный мультифильтр Korg, который может переключаться между двумя различными режимами фильтрации. Аналогичное моделирование присутствует и в секции усилителей, снова имитируя ту же линейку винтажных синтезаторов.
Как и родственные инструменты Modwave, Wavestate и Opsix, Multi/Poly отлично справляется с модуляцией. У него есть четыре 6-ступенчатых генератора огибающей и пять LFO для каждого слоя, причем все они работают на каждый голос. Все они подаются на очень мощную матрицу мод, включающую процессоры модуляции, с помощью которых каждая модуляция может быть изменена вторичным входом.
В конструкции Multi/Poly есть еще много чего интересного, но многое из этого - включая дизайн самого оборудования - унаследовано от других инструментов в линейке Korg. Это включает в себя такие функции, как секция эффектов со слотами для каждого слоя и мастера, многополосная секвенция Motion Sequencing (см. врезку) и рандомизация пэтчей.
Если что, пэд Kaoss Physics здесь более эффективен; для своего рода современной формы векторного синтеза.
Есть пара особенностей возврата, заслуживающих особого упоминания. Одна из них - ряд Mod Knobs на передней панели. По сути, это просто макрорегуляторы, но они оказываются бесценными, учитывая глубину движка синтезатора и его многослойность. При создании патчей с нуля установка соответствующих конфигураций управления для них является ключом к получению максимальной отдачи от интерфейса синтезатора. Ручки Mod Knobs также можно использовать для регулировки громкости отдельных слоев Multi/Poly.
Еще одной примечательной особенностью, унаследованной от Modwave, является пэд Kaoss Physics. Это сенсорная поверхность управления X/Y, которая позволяет не только перемещаться между четырьмя назначаемыми настройками параметров, но и запускать модуляцию, управляемую движением анимированного шарика, прыгающего по виртуальному пространству. Как и в Modwave, это немного диковинно, но очень весело. Если уж на то пошло, то пэд Kaoss Physics здесь более эффективен: использование четырех слоев и творческих назначений модуляции позволяет использовать пэд для своего рода современной формы векторного синтеза, что очень весело.
Возможно, самой отличительной особенностью Multi/Poly является функция Layer Rotate. На нее повлияла способность оригинального Mono/Poly вращать осцилляторы по кругу при прохождении последовательности. Однако здесь вместо того, чтобы использовать отдельные осцилляторы для каждой новой ноты, каждая нота воспроизводится следующим по порядку слоем. В меню можно регулировать направление цикла, а также количество слоев, используемых для каждой ноты.
Идея проста, но очень увлекательна и невероятно эффективна, особенно в сочетании с арпеджиатором. Например, настраивая различные аналоговые и цифровые звуки в разных слоях, применяя различные эффекты или уровни детюнинга, можно создать несколько действительно интересных, характерных комбинаций. Добавьте сюда модуляцию звука с помощью макро-ручек и пэда Kaoss, и все может стать действительно интересным и выразительным.
Если не считать слегка недооцененного KingKorg Neo, мы были ярыми поклонниками последних цифровых синтезаторов Korg, и Multi-Poly не является исключением. В нем много глубины и гибкости, и в результате он может создавать действительно широкий спектр высококачественных синтезаторных звуков.
Тем не менее, есть несколько моментов, на которые стоит обратить внимание. Во-первых, те, кто надеется на что-то похожее на переиздание оригинального Mono/Poly, будут разочарованы. Не то чтобы вы не могли создавать винтажные аналоговые звуки с помощью движка Multi/Poly - он, безусловно, держит свои позиции, когда речь идет о виртуальных аналоговых патчах, - но его возможности гораздо шире, и в результате он не ощущается и не звучит как инструмент, который вдохновил его внешний вид и название.
Можно также утверждать, что при всей широте и универсальности Multi/Poly, за исключением функции Layer Rotate, здесь нет ничего такого, чего бы мы не видели в предыдущих синтезаторах Korg.
В то время как звуковой движок здесь впечатляет, сама аппаратная часть, по сути, является перелицовкой той, что использовалась для Modwave/Opsix/Wavestate, с небольшими изменениями в пользовательском интерфейсе. Хотя есть элементы, которые нам нравятся, такие как макросы Mod Knob и общая портативность, есть элементы дизайна, которые нам не очень нравятся.
Компактная компоновка означает много погружений в меню при настройке звуков, и - несмотря на привлекательную деревянную отделку - общее ощущение легковесности и пластика, что стало более заметным с ростом цен на синтезаторы Korg в последние годы (оригинальный Wavestate был выпущен по цене £699 в 2020 году).
При всем этом Multi/Poly - сложный и способный синтезатор, который может создавать огромное количество интересных звуков. Возможно, это не возрожденный Mono/Poly, о котором мы мечтали, но здесь достаточно глубины, чтобы удовлетворить даже самого требовательного синтезатора.
Наш вывод: Те, кто надеялся на переиздание Mono/Poly, могут быть разочарованы, но Multi/Poly - это глубокий, сложный и способный синтезатор, в котором можно потеряться.
Технические характеристики