Польские разработчики вслед за культовым хитом Tracker представили барабанную машину, работающую на сэмплах. Но, как мы выяснили, Polyend Play не так прост, как кажется.
Play превосходит конкурентов по некоторым возможностям сэмплирования, но уникальная, тонкая и вдохновляющая схема работы превосходит все остальные.
Плюсы
Минусы
Хотя, возможно, было бы несколько преждевременно называть что-то, выпущенное всего два года назад, культовой классикой, эзотерический Tracker от Polyend, безусловно, имеет все шансы заслужить это звание. Взяв за основу программные трекеры, сэмплер производительности Polyend получился несколько странным, но, если верить легионам восторженных видеороликов на YouTube и комментариев на форумах, он уже нашел своих преданных поклонников.
Play, долгожданное продолжение компании, является более традиционным устройством, чем Tracker, - например, его секвенсор работает слева направо, а не сверху вниз, - но он все же унаследовал значительную долю левостороннего творчества своего предшественника.
Это грувбокс и MIDI-секвенсор на основе сэмплов. Размеры устройства точно такие же, как и у Tracker: 30 x 20 см и чуть более 3 см в глубину, что делает его тонким и очень портативным. Как и у предшественника, Play имеет один порт USB на задней панели, который используется как для питания (через прилагаемый адаптер), так и для подключения к компьютеру или MIDI-устройству USB. На задней панели Play также расположены порты mini-jack для основного стереовыхода, а также MIDI-вход и MIDI-выход, причем все они могут поставляться с прилагаемыми адаптерами, позволяющими подключать к выходу стереопару джеков и полноразмерные MIDI-разъемы.
Однако, в отличие от Tracker, здесь нет аудиовхода. Play не имеет возможности сэмплирования ни с внешнего, ни с внутреннего источника. Воспроизведение сэмплов тоже довольно простое: если в Tracker есть режимы нарезки циклов, волновой и гранулярной обработки, то в Play - только однократный. Кроме того, Play отличается от Tracker большим экраном и увеличенным количеством элементов управления на передней панели.
Play также обменивается большим экраном Tracker на большее количество элементов управления на передней панели, что делает инструмент более удобным для работы и ориентированным на исполнение.
Основные действия происходят на сетке 8 x 20 маленьких мягких пэдов. Это, помимо прочего, интерфейс секвенсора Play. Левые 16 колонок управляют основным пошаговым секвенсором, а последние четыре - функциональные пэды. Как уже говорилось, секвенсор расположен слева направо, что более интуитивно понятно, чем вертикальная цифровая сетка Tracker. Однако, несмотря на то, что каждый горизонтальный ряд пэдов в определенной степени можно рассматривать как "дорожку" секвенсора, было бы неверным называть Play стандартным восьмидорожечным секвенсором.
Одной из ключевых особенностей Play является то, что каждому шагу может быть присвоен свой индивидуальный сэмпл и параметры. Play - едва ли не первый грувбокс, позволяющий это делать - различные синтезаторы и сэмплеры Elektron, например, позволяют автоматизировать смену звука для каждого шага секвенсора.
Однако в Play эта концепция реализована полностью. Любой новый шаг, добавленный в секвенсор, независимо от дорожки, всегда будет применять последний выбранный сэмпл и его настройки, независимо от того, что находится рядом с ним. Если это звучит несколько запутанно, то привыкнуть к этому недолго, к тому же это дополняется некоторыми интеллектуальными инструментами рабочего процесса, такими как простая функция копирования и вставки в одно касание.
В некоторых случаях Play воспринимает каждый горизонтальный ряд как традиционную дорожку секвенсора. С правой стороны каждый ряд имеет четыре функциональные кнопки, которые могут использоваться для одновременного управления каждым шагом в ряду. Кнопка Select здесь позволяет редактировать весь ряд одновременно, что немного напоминает традиционный секвенсор.
Кроме того, с помощью клавиши shift можно выбрать для редактирования несколько шагов на разных дорожках. Функциональные кнопки также могут использоваться для отключения звука и солирования всех шагов в каждой строке секвенсора. Последняя из четырех функциональных кнопок позволяет создавать до 16 вариаций для каждой дорожки и свободно переключаться между ними.
Ввод данных для каждого шага контролируется банком из 15 вращающихся элементов, расположенных над сеткой секвенсора. Они чувствительны к прикосновениям, поэтому при нажатии на любой элемент управления на дисплее Play появляется соответствующее представление. Каждый поворотник управляет двумя связанными функциями - для переключения между основной и дополнительной функцией необходимо дважды коснуться поворотника или воспользоваться парой кнопок по краям дисплея.
Функции этих регуляторов различаются между триггерами саунд-дизайна и секвенсора. Первые элементы достаточно просты. Наряду с выбором сэмпла имеются регуляторы высоты тона сэмпла, причем как хроматические регуляторы Note, так и регуляторы тонкой микроподстройки, а также регуляторы уровня сэмпла, панорамирования, начальной и конечной позиций, а также атаки и затухания.
Каждому шагу могут быть присвоены собственные настройки двунаправленного резонансного фильтра, а также замечательно хрустящего цифрового овердрайва и биткрашера. Что касается эффектов, то для каждой ступени можно запрограммировать свои уровни посыла на мастер-задержку и ревербератор (см. раздел "Мастер-эффекты").
Остальные вращающиеся элементы управляют дополнительными функциями секвенции. Первый - это регулятор темпа/свинга. Темп всегда доступен для каждой дорожки, но может быть установлен глобально, если выбрать все дорожки секвенсора одновременно. При выборе одной или нескольких отдельных дорожек регулятор темпа становится регулятором скорости дорожки, позволяя задавать скорость воспроизведения по делениям такта, синхронизированным с основным темпом.
Рядом находится регулятор для установки длины шага для каждой дорожки. Каждая дорожка может иметь индивидуальную длину от одного до 64 шагов; в сочетании с параметром скорости дорожки это открывает широкие возможности для создания полиритмов. Этот же параметр открывает доступ к 35 различным режимам воспроизведения, которые изменяют порядок воспроизведения шагов: от переключения направления воспроизведения до рандомизации и ремиксации порядка шагов.
Другие элементы управления позволяют применять роллы и повторы, перемещать шаги и регулировать микродвижения, т.е. сдвигать отдельные шаги с сетки. Также имеются два элемента управления для применения вариаций и случайностей. Chance используется для применения элемента вероятности к каждому шагу. Он может контролировать срабатывание самого шага, использоваться для придания движениям гуманизирующего характера или быть направленным на различные параметры звука.
Параметр Randomize работает аналогичным образом, но случайности применяются только во время работы на соответствующем экране - при касании или настройке другого параметра Randomizer отключается, что делает его скорее инструментом быстрого исполнения.
Только за счет этих параметров, управляемых вращением, можно добиться значительной гибкости, но Play добавляет к ним еще несколько уровней возможностей. Прежде всего, это возможности полифонического внешнего MIDI-секвенсирования.
В Play имеется дополнительный и в значительной степени независимый секвенсор, расположенный поверх секвенсора сэмплов, включая удобный режим аккордов и вывод CC с ротаторов. Это означает возможность создания многодорожечных внешних паттернов одновременно с секвенсированием внутреннего звукового движка.
Всего в Play может храниться до 128 паттернов, каждый из которых содержит сэмплы и MIDI-последовательности до 64 шагов и множество вариаций. Это впечатляющий набор функциональных возможностей, который делает Play привлекательным в качестве потенциального центра для живой установки.
Наряду с пошаговым секвенированием, Play также может воспроизводиться и секвенироваться в реальном времени, включая возможность записи вращательных движений в каждую последовательность. Сетка может использоваться как пэд-клавиатура, а сэмплы могут воспроизводиться в хроматическом режиме с внешнего устройства. Play также имеет функцию Scale, которая позволяет фиксировать аудио- и MIDI-последовательности на заданном выборе нот.
Стоит также упомянуть об интересном режиме Fill в Play. Он похож на автозаполнение Tracker, когда устройство может автоматически заполнять выбранные шаги секвенсора, основываясь на вводимых пользователем параметрах. Здесь они представлены в трех формах - Random, основанный на заданной пользователем плотности, Euclidean, который равномерно распределяет триггеры по выбранным шагам, и Beat modes, который применяет стандартные, вдохновленные жанром барабанные грувы, либо для полного ритма, либо для выбранных типов барабанов.
Последним элементом Play является удивительно забавный режим Perform. В этом режиме сетка пэдов переключается для управления восемью цветовыми банками эффектов, начиная от заиканий, перекатов и повторов и заканчивая сдвигом высоты тона, эффектами задержки и реверберации, а также овердрайвом/биткроссом. Эти эффекты применяются к выбранным дорожкам и деактивируются в тот момент, когда пользователь покидает экран Perform. В этом режиме пользователь также может выполнять настройки вращающихся параметров, которые сбрасываются после закрытия Perform.
Мастер-эффекты
Наряду с фильтрами и искажениями на пэдах, а также эффектами Perform, в Play имеется ряд мастер-эффектов, которые позволяют придать звучанию дополнительный уровень полировки. Два из них являются вспомогательными эффектами - задержка и реверберация, которые имеют специальные вращающиеся регуляторы на передней панели для управления уровнями посыла для каждого шага секвенсора. Небольшим недостатком этих эффектов является то, что они полностью основаны на пресетах, что, по заявлению Polyend, позволяет избежать замедления работы пользователей. Хотя я понимаю их точку зрения, мне часто хотелось бы иметь более тонкий контроль над длительностью реверберации и возможность точной настройки времени задержки.
Лучше обстоят дела с лимитером, насыщенностью и эффектом "Звук". Последний элемент позволяет применять явные стилистические обработки - от усиления басов до эффекта приглушенного подводного звучания и фальшивого звука телефона. Временами это может показаться излишним, но работает лучше, чем можно подумать. Лимитер и насыщенность, в свою очередь, являются отличными штрихами и при совместном использовании придают звучанию Play серьезный вес.
Все недостатки компенсируются открытым и вдохновляющим процессом секвенирования.
Нельзя отрицать, что Play является исключительно мощным инструментом. Однако есть и слабые стороны: отсутствие встроенного сэмплирования отбрасывает его на задний план по сравнению со многими конкурентами аналогичной ценовой категории, а некоторые инструменты формирования сэмплов несколько примитивны, например, простые огибающие усилителя A/D и отсутствие LFO.
Отсутствие гибкости в задержке и реверберации также несколько ограничивает возможности, а тот факт, что невозможно передать сэмплы или прошивку непосредственно через USB-порт - в отличие от извлечения SD-карты - вызывает некоторое недоумение. Впрочем, некоторые из этих недостатков компенсируются тем, что Play поставляется с обширной и качественной библиотекой звуков.
Однако для нас все недостатки компенсируются открытым и вдохновляющим процессом секвенсирования. Особенно когда речь идет о комбинировании секвенирования сэмплов и внешнего оборудования, Play потенциально не имеет себе равных.
Благодаря несколько необычному рабочему процессу Play, скорее всего, больше понравится одним пользователям, чем другим, хотя я подозреваю, что, как и в случае с Tracker, со временем он также вдохновит сообщество энтузиастов на свою идею.
Что становится все более очевидным, так это то, что Polyend - это бренд с подлинным пониманием того, что делает инструмент вдохновляющим и, что очень важно, творчески полезным. Кудо.
Наш вердикт: Play превосходит конкурентов по некоторым возможностям работы с сэмплами, но уникальный, тонкий и вдохновляющий рабочий процесс - это главное.
Гибрид исполнительского midi-контроллера и секвенсора, конечно, становится все более распространенным, но возможности Play в плане расширения и неразрушающего манипулирования паттернами в реальном времени совершенно уникальны.