Pro Co RAT 2: что делает его легендой дисторшна?
Крысиный король царствует и сегодня - давайте узнаем, почему.
Не зря RAT 2 не сходит с педалбордов уже несколько десятилетий: по сути, это безупречный дисторшн.
Pro Co RAT - это, пожалуй, самая лучшая педаль дисторшна. Она настолько универсальна, доступна и крута, что если вы хотите начать работать в мире любой грязи на основе топталки, она должна быть первой, которую вы купите, и может оказаться последней. В этом классическом обзоре я подробно рассказываю о том, что делает Pro Co RAT такой легендарной вещью.
Педаль Pro Co RAT была разработана в середине 1970-х годов и впервые представлена в качестве серийной модели в 1979 году. С тех пор оформление и корпус педали претерпели значительные изменения, но базовая схема RAT осталась практически неизменной. Хотя сегодня я рассматриваю нынешнюю итерацию педали, RAT 2, эта схема по сути такая же, как и у первой большой RAT. В то время как знаменитая микросхема LM308 считается отличительной чертой винтажных устройств, ее замена - OP07 - практически идентична в электронном плане, по крайней мере, в тех аспектах, которые имеют значение.
Это вопрос, который действительно возникает - и открывает немного ящик Пандоры о том, как мы используем эти термины в целом. На самом деле не существует какого-то жесткого и быстрого правила, которое объективно определяло бы разницу между ними, вместо этого есть только консенсус. И в случае с RAT консенсус заключается в том, что это дисторшн, но он может делать овердрайв и фузз.
Чтобы понять статус RAT, давайте сначала узнаем немного о его базовой архитектуре. Все педали дисторшна и овердрайва используют основной принцип: сначала вы делаете сигнал громче, а затем ограничиваете его каким-либо образом, чтобы создать искажения. Вы можете увидеть описание RAT как оп-амп хард-клиппер, что означает, что оп-амп делает «громче», а диоды, подключенные к земле, делают ограничитель.
Итак, при входе в RAT ваш сигнал попадает на операционный усилитель и усиливается до степени, определяемой регулятором искажений. Интересно, что операционный усилитель не усиливает ваш сигнал для последующего искажения - при более высоких настройках искажений усиление превышает возможности микросхемы, поэтому искажения происходят еще до того, как ваш сигнал достигнет диодов.
После выхода из операционного усилителя сигнал попадает на «настоящую» ступень клиппирования: пару кремниевых диодов 1N4148. Они проводят все, что превышает определенный порог, на землю, что означает, что концы вашей формы волны обрезаются - гладкая синусоидальная волна начинает больше походить на квадратную волну, а значит, возникают искажения. По сравнению с мягким клиппингом, который ограничивает сигнал в пределах петли обратной связи, жесткий клиппинг звучит более агрессивно - переход между неклиппированной и клиппированной частями сигнала более резкий.
Диоды отвечают за значительную часть фактических искажений и, следовательно, являются частью того, что делает RAT RAT. Поэтому неудивительно, что многие вариации RAT - официальные или нет - основаны на их отключении. В Turbo RAT используются красные светодиоды, в You Dirty RAT - германий, а современные бутиковые клоны RAT могут предложить различные переключаемые диоды клиппинга.
В отличие от других ранних оп-амповых жестких клипперов, таких как MXR Distortion+, RAT имеет регулятор тембра, расположенный после стадии клиппирования. В нем используется одна из самых простых конструкций фильтров: потенциометр перед конденсатором, соединенным с землей. Это создает фильтр низких частот, частота среза которого при максимальном положении потенциометра составляет чуть менее 500 Гц. При полностью включенном фильтре звук получается очень темным, но при минимальном значении фильтра через него проходит полный аудиосигнал с предыдущих каскадов.
Несмотря на простоту, именно эта конструкция фильтра придает RAT большую часть его характера. Для сравнения можно взять Big Muff: там в тон-стеке используются низкочастотный и высокочастотный фильтры, а регулятор тембра смешивается между ними. Это и есть источник классического среднечастотного «сопла» Big Muff - два фильтра не полностью перекрывают друг друга, поэтому в месте пересечения их частот среза образуется провал. Поэтому у RAT, с одним фильтром, сравнительно больше средних частот, и вместо того, чтобы перекашивать реакцию эквалайзера, он просто сглаживает высокие частоты, что, когда дело доходит до реальной игры, оказывается очень полезным.
Общее звучание RAT, как и любой другой педали дисторшна, будет в значительной степени зависеть от того, что вы поставите перед ней. Но давайте сначала позволим ей говорить за себя как можно больше, включив ее в чистый канал лампового усилителя с высоким уровнем громкости. С громкостью на единице, искажениями, установленными на девять часов, и фильтром на полдень, RAT напоминает готовящийся ламповый усилитель, который только начинает перегружаться. Это удивительно динамичный и выразительный звук - низкоуровневой стороне RAT не так часто поют дифирамбы, но она лежит в основе множества великолепных тонов, не в последнюю очередь у Джона Скофилда.
Но разве это не педаль дисторшна? Конечно, да - так что давайте покрутим ручку усиления. RAT с полным гейном - это огромный звук - плотный и гладкий, с положительной гармонической насыщенностью. Это не удивительно - здесь работают как оп-амп, так и диодный клиппинг, чтобы превратить ваш входной сигнал в тонкую пасту.
Здесь есть лишь небольшое количество высококлассного шипения, которое обычно возникает при включении дисторшна с высоким усилением в чистый канал. Частично это происходит благодаря силе регулятора фильтра, а также скорости нарастания сигнала операционного усилителя - он не в состоянии достаточно быстро качать сигнал туда-сюда, чтобы полностью усилить высокочастотный материал, поэтому по мере увеличения усиления чип выполняет свою собственную фильтрацию, в основном высокочастотного материала, который мы воспринимаем как шумное шипение в гитарном звуке. Как это часто бывает с гитарным оборудованием, то, что делает чип технически хуже в качестве усилителя, делает звук более приятным.
RAT - не самая громкая педаль на свете. Toyota Prius также не является самым быстрым автомобилем, но вы все равно получите штраф за превышение скорости, если пронесетесь на нем мимо начальной школы на скорости 70 миль в час. Иными словами, вы можете использовать RAT в качестве усилителя. Полной громкости RAT более чем достаточно, чтобы зажечь огонь в большинстве чистых каналов, а когда искажения от педали смешиваются с искажениями от овердрайвового усилителя, происходит волшебство. Последняя капелька шипения покидает здание, и вы начинаете понимать, какие культы поклонения грызунам вдохновляет эта педаль. Выкрутите усиление на максимум, включите громкость и фильтры на полную, и, да, она превращается в педаль фузза. Толстые, мрачные плиты бесконечной продолжительности, с любой визжащей обратной связью, отброшенной агрессивным фильтром.
Уменьшив усиление, можно удивиться тому, до какой степени RAT «захлебывается» - вероятно, он не должен быть вашим первым пунктом назначения для ультрасовременного металла, но при низком усилении, высокой громкости и фильтре по вкусу можно получить немалое количество плотного, яркого артикулированного дисторшна. Это будет частично зависеть от вашего усилителя, и это неизбежно возвращает нас к привлекательности RAT. Размах всех его регуляторов настолько велик, что независимо от того, какую цепочку сигналов вы используете, RAT займет достойное место на вашей плате.
Сейчас, если вы хотите купить педаль RAT, вы можете отправиться практически в любой гитарный магазин и сделать именно это. Но есть и некоторое разнообразие: вышеупомянутые варианты Turbo и You Dirty предлагают, соответственно, более открытый и похожий на овердрайв звук и более сжатый и грязный звук. Есть также Lil' Rat, гораздо меньшая версия педали RAT 2, которую легче разместить на доске. Но на самом деле вы не можете ошибиться с обычной серийной RAT 2 - она также является отличной отправной точкой в педальном творчестве, поскольку вы можете легко преобразовать ее в модель Turbo или You Dirty с помощью быстрой замены диодов или добавления диодного тумблера.
RAT также лежит в основе многих бутиковых моделей. Вот лишь некоторые из них: 1981 Inventions DRV, EQD Life Pedal, Black Mass 1312, JHS PackRat, Jam Rattler и Walrus Iron Horse - все они основаны на базовой архитектуре RAT с добавлением различных схемных доработок, таких как дополнительные опции клиппинга, большее количество хэдрума, перестройка структуры усиления и так далее. Все они являются отличными вариантами, если вам нужна дополнительная гибкость, но имейте в виду, что они часто стоят гораздо дороже, чем настоящая модель.
Но, на самом деле, широкое распространение педалей дисторшна, вдохновленных RAT, - это еще одно свидетельство долговечности схемы. Для педали, которая практически не менялась с 1978 года, она до сих пор является основой мира современных дисторшнов. Поэтому, когда педаль стоит дешево, а использовать ее может практически каждый участник любой группы, нет ничего удивительного в том, что она остается надолго. И я имею в виду не только модельный ряд - любая RAT, конечно, тоже, вероятно, переживет человеческую цивилизацию. Но в звуковом плане его универсальность означает, что он абсолютно способен меняться в ногу со временем. Если вы еще не испытали на себе магию RAT, настоятельно рекомендую.