Всестороннее обновление формулы оригинала, но оно вряд ли убедит скептиков.
Влиятельный сэмплер Elektron возвращается с расширенными аудиовозможностями, новыми фильтрами и LFO - и теперь поддерживает Overbridge.
Тем, кто хорошо освоился с оригинальным Digitakt, понравятся дополнительные инструменты и гибкость, а вот тех, кто не согласен, возможно, так и не удастся переубедить.
Плюсы
Минусы
Выпущенный в 2017 году оригинальный Digitakt от Elektron стал влиятельным релизом не только для самого шведского бренда, но и для более широкого рынка аппаратуры. Проведя предыдущее десятилетие в фокусе своей топовой линейки Analog, Digitakt стоимостью до $1000, хотя его трудно назвать бюджетным инструментом, позволил Elektron вернуть свой характерный дизайн в массы.
Несомненно, этот дизайн повлиял и на другие приборы, которые последовали за ним - сама компания Elektron повторила этот формат в своих синтезаторах Digitone и Syntakt, а ряд отличительных особенностей Digitakt были широко распространены в индустрии, включая секвенцию вероятностей и автоматизацию блокировки параметров.
Описываемый как «барабанный компьютер и сэмплер», Digitakt находится где-то между драм-машиной и традиционным сэмплером, но - по причинам, как в лучшую, так и в худшую сторону, о которых мы еще поговорим - не совсем подходит ни к одной из этих категорий.
В начале этого года Elektron приоткрыла крышку прямого сиквела, который значительно улучшил дизайн оригинала, не внося радикальных изменений в общую формулу. В числе этих улучшений - удвоение количества звуковых дорожек по сравнению с оригиналом с восьми до 16. Более того, каждая из этих дорожек теперь способна воспроизводиться в стерео, в отличие от монофонической выборки оригинала. В Digitakt II также расширены возможности модуляции, фильтрации и эффектов, а также усовершенствованы возможности секвенсора.
Давайте сначала разберемся с самыми главными вещами - Digitakt II является всесторонним обновлением формулы оригинала, но вряд ли это убедит скептиков. Несмотря на то, что во второй версии добавлено несколько значительных улучшений, ничто в этом обновлении не меняет рабочий процесс Digitakt в лучшую или худшую сторону.
Дополнительные аудиовозможности - самое очевидное улучшение. Хотя вы, безусловно, могли создавать полноценные композиции и на оригинальной машине, дополнительные аудиодорожки и включение стереофонического исходного материала - что прекрасно демонстрируют прилагаемые пресеты - означают, что создавать почти законченные композиции стало гораздо проще.
Этому в немалой степени способствует значительно возросший объем памяти Digitakt II. Скудный 1 Гб памяти для сэмплов в оригинале увеличился до 20 Гб, а объем оперативной памяти вырос с 64 Мб до 400 Мб. В результате количество сэмплов, которые можно загрузить в конкретный проект, увеличилось со 128 до 1016.
Каждая из дорожек также может быть переключена на работу в качестве MIDI-секвенсора, что означает, что Digitakt, как и раньше, остается отличным центром для более широкой аппаратной установки.
Обновленные фильтры также превосходны. Если в оригинальном Digitakt для каждой звуковой дорожки использовались резонансный многомодовый фильтр и двунаправленный фильтр Base, то в новой версии появилась возможность изменять фильтр в первом слоте. Наряду с существующей моделью фильтра из Digitakt Mk I, переименованной в Legacy, и параметрическим эквалайзером, каждый трек теперь может использовать либо новый многомодовый фильтр, который может быть развернут или модулирован через состояния низких, полосовых и высоких частот, либо более агрессивный 4-полюсный фильтр низких частот, либо гребенчатый фильтр.
Все эти новые опции можно только приветствовать, но гребенчатый фильтр, в частности, действительно повышает гибкость звукового движка Digitakt, позволяя придать исходным сэмплам более жесткие и синтетические качества.
Эти новые фильтры прекрасно сочетаются с другой важной новой функцией сэмплера - расширенными возможностями модуляции. Главным дополнением здесь является дополнительный LFO для каждого трека.
Реализация гибких LFO в инструментах Elektron уже давно является одним из наших любимых аспектов их дизайна. Они гибко настраиваются - могут иметь различные варианты синхронизации и формы с регуляторами для фейдов и ретриггеров - и легко назначаются. В результате можно легко создавать паттерны, полные движения и жизни, даже не обращаясь к возможностям автоматизации секвенсора.
Наличие дополнительного модулятора, доступного для каждой звуковой дорожки, только усиливает это, а если учесть, насколько интересным может быть развертка нового многомодового фильтра или медленная модуляция резонанса гребенчатого фильтра, то это очень приятное дополнение.
Digitakt II также получает усовершенствованные эффекты: к эффектам посыла добавляется хорус, к которому присоединяются реверберация и задержка, а также мастер-компрессор - в виде совершенно новой страницы эффектов для каждого трека. Она предлагает три типа цифрового дисторшна: Overdrive, который также был доступен в Digitakt Mk I, а теперь к нему присоединились понижение битности и понижение частоты дискретизации, причем последнее может быть настроено на работу до или после фильтра.
Секвенсоры Elektron уже давно являются одним из самых привлекательных элементов дизайна инструментов, несмотря на то, что их сложно назвать интуитивно понятными. Секвенсор Digitakt - это условные триггеры, заливки, блокировки параметров, микротайминги и многое другое, и новичкам придется регулярно тянуться к руководству, хотя вы всегда будете приятно удивлены тем, насколько гибкой является вся настройка.
Здесь нет ничего, что мы бы назвали радикальной перестройкой секвенсора, хотя есть несколько существенных обновлений. Прежде всего, максимальная длина шага паттернов была увеличена с 64 до 128, что позволяет создавать более длинные композиции без необходимости соединять два паттерна в цепочку.
Digitakt II также получил новый режим евклидового секвенсора. Он работает с использованием двух генераторов импульсов для создания равномерно распределенных паттернов триггеров с заданной пользователем длиной шага, а затем использует систему булевых операторов для определения того, как эти два набора импульсов взаимодействуют. Это привносит в общие возможности ритмического творчества оттенок, вдохновленный Еврораком, который хорошо подходит Digitakt.
Это основные изменения, но есть и множество мелких доработок в ОС. Одно из легко упускаемых изменений, которое нам особенно нравится, - это повышенная гибкость в способах маршрутизации звука по USB в Digitakt.
Все это дает гораздо больше глубины, удваивая то, на что Digitakt уже был способен. Однако есть и области, в которых мало что изменилось по сравнению с Mk I, и именно они могут стать камнем преткновения для тех, кого не покорил оригинал.
Во-первых, машины Elektron печально известны тем, насколько запутанны их операционные системы и как много меню может быть вовлечено в творческий процесс. Digitakt II ничего не делает для решения этой проблемы, добавляя больше экранов меню, а не упрощая что-либо. Мы уже давно считаем, что сочетание +Drive, Projects, Sample Pools, Songs и Patterns как будто добавляет слишком много слоев сложности в общую архитектуру - хотя мы признаем, что она очень гибкая.
После шестимесячной задержки, вызванной, по словам Elektron, необходимостью написать совершенно новый звуковой движок, чтобы справиться с возможностями Digitakt II, функция Overbridge наконец-то появилась в новом обновлении ОС. Но что это значит на самом деле?
Overbridge - это программное приложение Elektron, которое позволяет аппаратным инструментам работать в качестве плагина в вашей DAW. Это не только позволяет полностью контролировать, автоматизировать и вызывать все параметры, но и позволяет каждому инструменту передавать многоканальный звук непосредственно в DAW и из нее без необходимости использования аудиоинтерфейса.
Эта функциональность в значительной степени компенсирует отсутствие отдельных аналоговых выходов для каждого трека, что стало еще более заметным теперь, когда количество треков увеличилось до 16.
Digitakt II также поддерживает аудио по USB и MIDI USB.
Примечательно, что, кроме стереофонических возможностей, ничего не изменилось в том, как Digitakt воспроизводит сами сэмплы. Как и прежде, Digitakt использует четыре «машины» воспроизведения, добавленные в обновлении прошивки во время жизненного цикла Mk I, и обозначенные как One Shot, Werp, Repitch и Slice. Соответственно, они либо воспроизводят сэмпл линейно, либо деформируют его в соответствии с темпом проекта, либо репитчуют сэмпл в соответствии с темпом проекта, либо нарезают сэмпл на сегменты равномерного размера, которые могут быть запущены по отдельности.
Такая настройка обладает определенной гибкостью, но акцент делается на характере - часто lo-fi и немного странном - а не на абсолютной универсальности. Когда речь заходит о нарезке сэмплов, многие недоброжелатели Digitakt сетуют на отсутствие ручной нарезки или нарезки на основе переходных процессов, которую можно найти в Akai MPC, Roland SP-404 MkII или в таких DAW, как Ableton Live.
В определенной степени это обоснованная критика. Действительно, если, например, вы надеетесь записывать петли непосредственно с виниловой пластинки, а затем нарезать их и ретриггерить, то Digitakt не сможет конкурировать с вышеупомянутыми сэмплерами, версии которых можно приобрести за гораздо меньшие деньги.
Однако ожидать от Digitakt, что он будет сэмплером «на все случаи жизни», несколько неправильно. Именно специфическая функциональность Digitakt делает его привлекательным и вдохновляющим устройством, и это происходит благодаря сочетанию сложной секвенции и его характерных, хотя и в некотором роде ограниченных, сэмплерных движков.
Это возвращает нас к предыдущей мысли о том, что Digitakt находится где-то между драм-машиной и сэмплером. Если вы попытаетесь использовать его исключительно как одну из этих вещей, вы, скорее всего, будете разочарованы. Тех, кто ищет непосредственности аппаратной драм-машины, скорее всего, отпугнет ее сложный и неинтуитивный рабочий процесс, а те, кому нужен гибкий сэмплинг, столкнутся с некоторыми ее ограничениями. Именно в пространстве между этими двумя областями вы найдете самые уникальные идеи Elektron, и именно там Digitakt II сияет.
Проще говоря, если вам уже понравился оригинальный Digitakt, то этот предлагает вам то же самое, но с гораздо большей глубиной и мощью. И хотя он уже не так дешев, как раньше, повышение цены кажется вполне оправданным, учитывая дополнительные аудиовозможности. Однако те, кого не убедил оригинал, вряд ли изменят свое мнение благодаря этому обновлению - каким бы впечатляющим оно ни было.
Наш вывод: Тем, кто хорошо относился к оригинальному Digitakt, понравятся дополнительные инструменты и гибкость, но те, кого это не устраивает, могут остаться неубежденными.
Технические характеристики