С момента своего появления более 60 лет назад модель Telecaster постоянно присутствует в американской музыке. Он начал свою жизнь как одно из многочисленных изобретений Лео Фендера, человека, стоявшего за почтенной компанией Fender Music Corporation.
Первая электрогитара с цельным корпусом, получившая широкое распространение, Telecaster, вероятно, ответственна за создание большей части современной музыки.
Но как много вы на самом деле знаете об этом инструменте? Если вам всегда было интересно узнать историю самой влиятельной американской электрогитары, то вы попали по адресу. А теперь давайте начнем!
В 1920-х годах, когда большие джазовые оркестры были в центре внимания, гитаристы искали способ усилить звучание своих инструментов, чтобы их было слышно над более громкими духовыми и ударными инструментами.
Усиление в той или иной форме существует примерно с 1910 года, когда любители использовали модифицированные телефонные передатчики, чтобы усилить свой звук. Примерно десятилетие спустя, в 1920 году, музыканты начали использовать угольные кнопочные микрофоны. Однако сигнал был слишком слабым, чтобы хорошо работать.
Несмотря на то что ведутся споры о том, какой была первая "настоящая" электрогитара, все свидетельства указывают на инструмент, который ласково называют "Сковородкой". Разработанный Джорджем Бошампом и Полом Бартом (президентом и вице-президентом National Guitar Corporation), этот инструмент был, по сути, шестиструнной версией акустических ладов, которые определяют "гавайский" звук. На самом деле "Сковородка" была произведена компанией Rickenbacker.
Позднее технология была перенесена на электрическую испанскую гитару, которую взяли на вооружение джазовые исполнители. Первой крупной компанией, которая начала массово выпускать электрогитары "испанского стиля", была Gibson.
И здесь на первый план выходит Лео Фендер. На самом деле Фендер начал свою карьеру как мастер по ремонту электроники. Хотя он начинал с ремонта радиоприемников, вскоре он перешел к ремонту звукоснимателей и усилителей для местных музыкантов. И в конце концов он даже начал создавать свои собственные!
И вот тут-то история становится довольно забавной. У Фендера была цельная деревянная гитара, которую он использовал в качестве платформы для тестирования звукоснимателей, но потом местные кантри-игроки стали просить одолжить им эту прославленную выставку звукоснимателей для местных концертов, сообщая, что у нее "более блестящий" звук, чем у аналогов от Gibson.
Поэтому он решил, что если людям нравится его демонстрационная модель, то стоит заняться производством эквивалентной модели. Первый Telecaster на самом деле назывался Esquire, но эта модель была быстро снята с производства из-за того, что у инструментов были различные проблемы с производством. Хотя Esquire высоко ценится коллекционерами, подавляющее большинство из них было возвращено по гарантии.
Следующее воплощение Telecaster называлось Broadcaster, но и это название было быстро изменено из-за судебных разбирательств со стороны Gretsch. На самом деле они уже зарегистрировали название "Broadkaster" для линии барабанов.
Это привело к появлению недолговечного варианта Telecaster под названием "Nocaster", потому что после судебного иска Gretsch по поводу Broadcaster Fender просто удалил декаль с гитар.
Летом 1951 года Telecaster в том виде, в котором мы знаем его сегодня, был наконец выпущен. И, как говорится, остальное уже история.
Что самое интересное в Telecaster, так это то, что ему удается звучать как все, не жертвуя при этом собственным голосом. Например, знаете ли вы, что основной студийной гитарой Джимми Пейджа был именно Telecaster? Соло из Stairway to Heaven? Да, это Telecaster.
И, конечно, есть "истинный" звук Telecaster, который в основном можно услышать в кантри. Он яркий и звонкий, но при этом способен выдать блюзовый вой, которому позавидовал бы любой преданный блюзовый гитарист.
По правде говоря, трудно найти жанр, который нельзя было бы сыграть на Telecaster. Джек Уайт использует его для своего гаражного рока. А Дэнни Гэттон, хотя он и не является известным музыкантом, также использовал Telecaster для достижения своего уникального звучания "хилл-билли-джаза". Предупреждаем: не ищите игру Дэнни Гэттона, если не хотите, чтобы вам было очень плохо с вашей собственной.
Итак, каким же звуком обладает Telecaster? Я бы утверждал, что единственным реальным ограничением для него является воображение того, кто на нем играет, потому что он показал себя способным хорошо звучать во всей западной музыке.
Джеймс Бертон
Известный как "мастер телекастера", Джеймс Бертон выступал и записывался с самыми известными музыкантами всех времен. От Джонни Кэша до Элвиса Костелло - есть вероятность, что хотя бы на одну из ваших любимых записей его работа оказала значительное влияние.
Джонни Гринвуд
За время работы в Radiohead Джонни Гринвуд доказал, что Telecaster способен на все - от сладкого чистого пения до яростного воя нойз-рока.
Джо Страммер
Вокалист группы The Clash Джо Страммер был одним из первых музыкантов, которые по-настоящему расширили образ Telecaster. За время работы с инструментом его различные проекты охватывали все - от ска до рокабилли, при этом он сохранял свой собственный уникальный голос.
Кит Ричардс
Пожалуй, один из самых влиятельных гитаристов в истории, Кит Ричардс редко бывает замечен без своего Telecaster цвета ирисок.
Джон 5
Хотя в его творчестве прослеживается тенденция к более тяжелым жанрам музыки, Джон 5 не может не быть гибким. Он гастролировал с Дэвидом Ли Ротом, работал в студии с Мэрилином Мэнсоном и Робом Зомби, а также выпускал инструментальные альбомы, которые охватывают все жанры - от фламенко до кантри. Забавный факт: на игру на гитаре его вдохновило телевизионное шоу Hee Haw.
Теперь, когда вы прочитали о электрогитарах в корпусе Telecaster, кто может обвинить вас в том, что вы хотите иметь свою собственную? Так что если эта статья заставила вас жаждать сладкого тванга, которым славится Telecaster, следующий раздел будет хорошим началом.
Если вам нужна гитара Telecaster, то лучше компании, которая стала первопроходцем в этой области, не найти. Уникальная модель Classic Player Baja Telecaster, вошедшая в линейку гитар Fender, - это попытка привнести в гитару, более доступную для среднего музыканта, тон и играбельность, присущие инструментам Fender высшего класса.
Когда Лео Фендер покинул компанию Fender в 1965 году из-за тяжелой болезни, он впоследствии основал компании G&L и Music Man. Во время работы в G&L Фендер значительно усовершенствовал конструкцию множества своих ранних инструментов. Среди них G&L Tribute ASAT, вероятно, продемонстрировал самые значительные улучшения. G&L Tribute ASAT оснащена бриджевым звукоснимателем G&L MFDTM, разработанным Лео Фендером, кленовым грифом из твердой породы и традиционным бриджем Telecaster с отдельными латунными седлами и способна воспроизвести любой классический тон Tele.
Если ваш вкус как музыканта склоняется в сторону более тяжелого звучания, то Shecter PT Fastback может оказаться как раз на вашей волне. Пара хамбакеров Duncan Designed FG-101 SuperRock Alcino, бридж Diamond Hardtail Bridge и тюнеры Grover - эта современная интерпретация классического дизайна Telecaster обязательно привлечет внимание.
Несмотря на то, что компания известна больше своими бюджетными инструментами, Michael Kelly MK1953CB способна не отставать от аналогичных по цене моделей. Гитара имеет корпус из пламенного клена, гриф из натурального палисандра, костяной гриф, а также два звукоснимателя, специально разработанные Michael Kelly для воспроизведения винтажного тембра ретро-инструментов.
Хотя компания обычно разрабатывает инструменты, занимающие разные музыкальные ниши, в ESP TE-2023TBR трудно найти какие-либо недостатки. Гитара оснащена пассивными звукоснимателями ESP Designed, как однокатушечным бриджевым, так и хамбакером в положении грифа. Кроме того, TE-2023TBE оснащена дополнительными джамбо-грифами и контуром грифа "Thin-U", способствующим комфортной и быстрой игре.
Telecaster по-прежнему занимает важное место в американской музыке. Он может идти в ногу с любым жанром и отлично звучать при этом.