Каталог

Система CAGED (мажор)

Сегодня поговорим про аккордовые формы, и про то как их можно использовать! Для того, чтобы хорошо понять, что я буду сегодня рассказывать, имеет смысл выучить ноты на 5, 6 струнах, и понять как от них строить октавы и октавную сетку.

Всего аккордовых форм существует 5 штук - базовых и открытых. Есть 5 мажорных и 5 минорных аккордовых форм. Я сегодня расскажу как они строятся и как ими можно пользоваться при игре на гитаре, а так же как их можно использовать и представлять в голове для того чтобы сочинять музыку! 5 мажорных аккордовых форм соединяются октавной сеткой в одну очень логичную и достаточно простую структуру.

Как это выглядит: если я возьму и сыграю аккорд до мажор - это первая базовая форма. На второй и на пятой струне находится нота До. 


Теперь представим октавную сетку от ноты До. Таким образом получается что 5 аккордовых форм, которые будут склеиваться при помощи октавной сетки в один такой длинный пробег по грифу.

Все эти формы представляют собой аккорд До-мажор.


Любой аккорд можно взять в пяти базовых формах на грифе в разных местах. Научившись делать это, можно очень интересно и очень здорово представлять себе гриф и, зная только гармонию от песни, понимать куда на грифе можно двигаться, и как его можно использовать. Это, в буквальном смысле слова, развязывает руки,  дает очень интересную свободу мышления, потому что ты перестаёшь быть привязан к какой то конкретной точке на грифе, и можешь обыгрывать отдельный аккорд где угодно.

Первая базовая форма это До.


Следующая аккордовая форма это форма Ля. У неё тоника находится на 5 струне и дублируется на 2.


Следующая аккордовая форма - Соль. В ней тоже нота Соль дублируется три раза. Она лежит на шестой струне, на третьей и первой.


Следующий аккорд - это Ми, одна из самых базовых форм в этой аккордовой форме - аж три октавы, т.е три ноты дублируются нота Ми лежит на шестой струне, на четвертой и первой.


Последняя форма это Ре. Про неё хочется сказать отдельно и чуть подробнее. Форма Ре тоника находится на 4 струне, а дублируется на 2 струне (отмечено красными кругами), т.е. это октава. Про ноту Фа-диез первой струны мы поговорим отдельно. Так как на гитаре шесть струн и первая струна равна шестой, но через две октавы, т.е на шестой струне, будет тоже Фа-диез, но на 2 октавы ниже. Можно любую ноту с первой струны переносить на шестую струну. Таким образом этот аккорд Ре можем сыграть перенеся Фа-диез на шестую струну, очень часто эта фишка работает и может быть очень полезна, чтобы передвинуть аккордовую форму!


Если сыграть октавы от ноты До вверх, то у каждой октавы существует только один способ того как я могу её заполнить. Что я имею ввиду, когда говорю заполнить. Если берем октаву 1-3 ладов в неё можно вписать только аккорд по форме До, либо мажорный либо минорный. Только форма До вписывается в эту октаву, в следующую октаву вписывается только форма Ля, в следующую форму вписывается только форма Соль, в следующую только форма Ми, а в следующую только форма Ре.

Благодаря такой организации грифа и такой структуре, эта система приобрела название - CAGED. Потому что аккордовые формы идут друг за другом, и если их сложить вместе получится - CAGED.


Это достаточно популярная американская система видения грифа и его представления. Которую затем можно очень хорошо и интересно расширить. Если поверх каждой из этих пяти октав представлять правильную пентатонику и правильную форму гаммы, то, в принципе, практически ничего больше учить не надо, и это очень хорошие новости. Потому что не так то уж и много информации нужно выучить, чтобы уметь выражать свое видение музыки. Чтобы использовать гитару как инструмент, как возможность что-то сказать, как возможность выразить себя, и в каком-то моменте сыграть музыку, этих знаний более чем достаточно. Более того, этого достаточно для того, чтобы играть с кем-то и, зная хотя бы гармонию от песен, иметь возможность сверху играть свою партию.

В следующй статье поговорим  минорных формах. Спасибо за внимание! Удачи!