Наш выбор современных и винтажных вокальных компрессоров и лимитеров в рэковом, настольном и 500-серийном форматах
Компрессия является одним из основных студийных эффектов. В двух словах, компрессор сжимает аудиосигнал, уменьшая динамический диапазон, в результате чего более громкие элементы звучат менее агрессивно, а уровень тихих элементов повышается. Компрессия является важной частью обработки вокала, часто необходимой для "сглаживания" динамических колебаний в вокальном исполнении, чтобы оно не подавляло другие музыкальные элементы и не терялось среди них.
В прошлом все компрессии выполнялись аналоговыми аппаратными устройствами, которые часто были дорогими и ненадежными, но их прославляли за "характер", который они придавали аудиосигналу (часто за счет тонкого насыщения и характерного динамического отклика). С течением времени старинные ламповые компрессоры были заменены более надежными и современными твердотельными аналогами. Однако за последние несколько десятилетий аппаратные вокальные компрессоры были в значительной степени вытеснены плагинными версиями, которые гораздо дешевле и удобнее в небольших студиях, а также часто повторяют звучание и дизайн своих старинных аппаратных аналогов.
Тем не менее, аппаратные компрессоры остаются популярным выбором для многих продюсеров, особенно в крупных профессиональных студиях. Особенно в студиях высокого класса аппаратные компрессоры по-прежнему востребованы благодаря их отличительным особенностям и удобству работы.
Однако стоит отметить, что даже самые лучшие аппаратные вокальные компрессоры - это лишь один из элементов цепочки записи, которая начинается с микрофона и звукозаписывающей аппаратуры, включая предусилитель/интерфейс, потенциально канальную полосу или эквалайзер, и заканчивается DAW или рекордером. Если другие элементы не справляются со своей задачей, не стоит ожидать, что аппаратный компрессор окажется некой "волшебной пулей".
Приготовьтесь к серьезному раздумью. Проще говоря, не существует однозначного "лучшего" компрессора, когда речь идет о вокале (да и во многих других случаях). Разные компрессоры по-разному реагируют на разных вокалистов, жанры и рабочие процессы, и ни один из них не может быть лучшим во всех ситуациях.
Тем не менее, оптические ламповые компрессоры типа LA-2A пользуются заслуженной популярностью у продюсеров поп- и рок-вокала, и на то есть веские причины. Эти "выравнивающие усилители" отлично подходят для управления изменениями громкости динамичной вокальной линии, а также придают ей характер и окраску.
Если говорить о компрессорах LA-2A, то официальное переиздание Universal Audio не может похвастаться ничем, кроме цены, которая делает его недоступным для всех, кроме "профессиональных" студийных комплексов.
WA-2A от Warm Audio значительно доступнее по цене без ущерба для качества. Даже если ваш бюджет выходит за рамки стоимости WA-2A, мы считаем, что оставшиеся деньги лучше потратить на второй компрессор, аппаратный предусилитель или эквалайзер в пару к нему, что значительно увеличит универсальность вашей цепи записи вокала.
Официальное переиздание золотого стандарта вокального компрессора от Universal Audio.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
ПЛЮСЫ
МИНУСЫ
Оригинальный LA-2A - возможно, самый известный аппаратный компрессор в истории. Изначально выпущенный компанией Teletronix в середине 60-х годов, LA-2A был переиздан в аппаратной форме компанией Universal Audio в конце 90-х годов, причем в его конструкции использовалась та же конструкция оптической лампы, что и в оригинале.
LA-2A является бесспорной иконой и особенно знаменит тем, как он работает с вокалом. За годы своего существования он использовался на бесчисленных записях многими известными студиями и инженерами. Если вам нужна классическая компрессионная обработка вокала, LA-2A - это то, что вам нужно.
При этом официальная аппаратная версия стоит дорого - ее цена превышает 5000 долларов США, что делает ее серьезной инвестицией, подходящей для крупных профессиональных студий. Кроме того, она получила множество эмуляций и усовершенствований как в аппаратной, так и в программной части. В настоящее время можно приобрести множество отличных эмуляторов за меньшую цену.
Классический FET-компрессор, возрожденный для современной студии
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
ПЛЮСЫ
МИНУСЫ
Наряду с LA-2A, UREI 1176 Limiting Amplifier является одним из самых известных и широко распространенных винтажных компрессоров. Как и LA-2A, он также был переиздан Universal Audio, когда компания была возрождена Биллом Путнамом-младшим (сыном разработчика 1176 Билла Путнама) на рубеже тысячелетий.
Конструкция FET 1176 несколько отличается от оптической компрессии LA-2A. В целом, она более агрессивная, с регулируемой атакой, способной обеспечить гораздо более быструю компрессию. Кроме того, эта конструкция более универсальна.
Модель 1176 известна тем, что в ней "все кнопки включены", и пользователь может одновременно задействовать все настройки коэффициента компрессии для получения характерного "сжатого" звука, который отлично подходит для придания телесности неровному или непостоянному вокалу.
Стоит ли покупать LA-2A или 1176 для обработки вокала? Ответ, к сожалению, таков: вероятно, стоит иметь оба, чтобы выполнять различные функции (они также отлично сочетаются друг с другом). Однако, учитывая высокую стоимость этих фирменных версий, идти по "официальному" пути стоит только в профессиональных студиях.
Классика аппаратуры, любимая многими производителями.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
ПЛЮСЫ
МИНУСЫ
Оптический ламповый компрессор Tube-Tech, наряду с LA-2A, является еще одним аппаратным устройством, регулярно упоминаемым продюсерами в крупных студиях. Как и его винтажный аналог, он отличается простотой управления и ровным, но характерным звучанием.
Ключевое различие между ними заключается в том, что CL-1B, пожалуй, звучит несколько современнее, хотя, как это часто бывает при обсуждении тонких нюансов компрессии, любая оценка в значительной степени субъективна и открыта для споров. Однако его отклик столь же музыкален и универсален, что делает его отличным универсалом, но особенно подходящим для вокала.
Хотя CL-1B можно приобрести немного дешевле, чем официальный LA-2A, мы все еще находимся в области нескольких тысяч фунтов стерлингов. Опять же, он широко эмулируется в программном обеспечении, включая версии от Softube и UA.
Лучший бюджетный ламповый компрессор от Warm Audio.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
ПЛЮСЫ
МИНУСЫ
Как следует из названия, WA-2A - это оптический компрессор, основанный на конструкции LA-2A. Warm Audio в точности воссоздает как звуковые характеристики, так и органы управления оригинального устройства Teletronix, вплоть до классической цветовой схемы и такого же ретро-индикатора уровня VU.
Но главное отличие заключается в том, что WA-2A продается по цене, составляющей менее одной пятой от стоимости официальной версии UA, и обойдется вам значительно дешевле, чем подержанный винтажный прибор. При таком резком снижении цены можно было бы ожидать серьезных уступок в звучании, но, честно говоря, WA-2A держится достойно, способный плавно добавить вокалу присутствия, как и его винтажный собрат.
Современный дисторшн для вокала и не только от Empirical.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
ПЛЮСЫ
МИНУСЫ
Современная классика в области аппаратной компрессии, Empirical EL8 - это аналоговый компрессор с цифровым управлением, который черпает вдохновение в различных классических аппаратных устройствах. Несмотря на то, что он лучше всего справляется с агрессивной компрессией, особенно хорошо подходящей для ударных и снэров, он также прекрасно справляется с задачей придания вокалу объема и звучания.
За годы, прошедшие с момента появления оригинального EL8, компания Empirical выпустила обновленную современную версию - EL8-X. В ней добавлена возможность стереосвязи двух приборов и "режим Brit", основанный на эффекте "все кнопки внутрь" Urei 1176. Этот последний инструмент наиболее известен тем, что добавляет переходные импульсы в барабанные шины, но многие продюсеры любят использовать его и для придания вокалу качества "в лицо".
Доступный и модернизированный вариант модели 1176 от Black Lion Audio.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
ПЛЮСЫ
МИНУСЫ
Seventeen - это FET-компрессор, в значительной степени основанный на дизайне классической модели 1176, однако Black Lion модернизировал конструкцию в нескольких направлениях.
Во-первых, в Seventeen имеется регулируемый боковой канал с фильтром высоких частот, который можно использовать, например, для вырезания тяжелых ударов из барабанной партии, когда она подается на вход. Кроме того, в основном потоке аудиосигнала имеются выбираемые фильтры высоких и низких частот. Они могут быть полезны для очистки шумных сигналов при применении усиления с помощью компрессора, позволяя избежать таких явлений, как нежелательные завалы низких частот.
В модели Seventeen также добавлен регулятор сухого/мокрого микширования для простой параллельной обработки. В целом, это впечатляющий аналог 1176, способный на такую же мощную обработку вокала, но модернизированные элементы придают ему дополнительную универсальность, которая поможет сформировать разнообразный набор звуков. Если учесть, что все это предлагается по вполне разумной цене менее 1000 долларов США, то получается выигрышная комбинация.
Лучший компрессор 500-й серии для вокала от DBX.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
ПЛЮСЫ
МИНУСЫ
Формат 500-й серии обеспечивает удобный модульный подход к студийному аутборду. Существует множество вариантов компрессии в формате 500, включая множество, основанных на классическом оборудовании, таком как LA-2A и 1176.
Однако одним из самых популярных компрессоров 500-й серии является 560A от dbx. Он создан на основе знаменитого рэкового компрессора 160A на базе VCA. Как и в случае с его более крупным аналогом, органы управления здесь поражают своей простотой: только регуляторы порога, коэффициента и выходного усиления.
560A предлагает два переключаемых стиля кривой компрессии: OverEasy и Hard Knee. Первый вариант особенно хорош для плавной компрессии вокала. Однако одним щелчком переключателя компрессор может стать гораздо более напористым и агрессивным, что обеспечивает большую универсальность, учитывая его невысокую цену.
Винтажный дизайн компрессора в удобном формате 500.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
ПЛЮСЫ
МИНУСЫ
Компрессор API 500 серии 525 является точной копией оригинального компрессора 525, выпущенного компанией в 1970-х годах. Конструкция 525-го компрессора несколько необычна по сравнению со многими другими аппаратными компрессорами и вызывает некоторое разногласие. Здесь есть два режима, обозначенные как Compression и Limiting, которые представляют собой коэффициенты 2:1 и 20:1 соответственно.
Время атаки компрессора устанавливается автоматически, а время отпускания можно выбрать из четырех вариантов. Центральный диск "Ceiling" одновременно регулирует порог и выходное усиление.
К дизайну компрессора нужно немного привыкнуть, но, несомненно, это качественный компрессор с характером. Некоторые продюсеры просто клянутся 525-м в качестве инструмента для записи вокала. Встроенный де-эссер также очень удобен.
Возможно, 525-й - не лучший вариант для универсального или первого аппаратного компрессора, но, безусловно, достойное дополнение к рэку.
Лучший бюджетный компрессор для вокала от Golden Age Project.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
ПЛЮСЫ
МИНУСЫ
Comp-3A Jr является уменьшенной и доступной версией Comp-3A от GAP, который сам по себе является клоном Teletronix LA-3A. Этот оригинальный прибор был твердотельным преемником LA-2A, предлагая такую же плавную форму компрессии, но с более современным откликом и быстрым временем атаки.
Несмотря на отсутствие характерных для LA-2A ламп, это все еще компрессор, способный творить чудеса с вокалом. Как и его аналог, 3A имеет приятные простые органы управления, что позволяет не беспокоиться о регулировке компрессии. Более того, эта модель "Jr" еще больше упрощает конструкцию, убирая некоторые регуляторы высоких частот и усиления, а также игольчатый VU-метр.
В результате Comp-3A Jr продается по выгодной цене (около 300 фунтов стерлингов/300 долларов США), а его небольшие габариты позволяют разместить его как на рабочем столе, так и в стойке. Два устройства могут быть объединены в стереосистему, что при такой цене вполне реально даже для домашних студий.
Лучший по стоимости интерфейс с компрессором.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
ПЛЮСЫ
МИНУСЫ
Модель Volt 176 от UA не является компрессором как таковым, это компактный аудиоинтерфейс, предназначенный для записи с микрофона или инструмента непосредственно на компьютер. Однако мы включили его сюда, поскольку он оснащен простым аналоговым компрессором, созданным на базе модели 1176.
Управление компрессором довольно простое: на выбор предлагается всего три режима - вокальный, гитарный и быстрый - без доступа к таким параметрам, как соотношение или атака/отпуск. Тем не менее, эти простые настройки хорошо подходят для большинства случаев использования. Интерфейс также оснащен режимом "Vintage", в котором задействована модель любимого вокального предусилителя UA 610.
Если вы ищете портативное и недорогое решение для записи вокала, то, возможно, это лучший вариант.
Компрессоры, установленные в студийной стойке.
Форматы аппаратуры
Хотя многие аппаратные компрессоры можно с удовольствием разместить на рабочем столе, большинство из них предназначены для установки в рэковую стойку того или иного формата. Наиболее распространенным форматом являются 19-дюймовые стойки, предназначенные для размещения выносных блоков и имеющие различные размеры "U", указывающие на объем доступного пространства.
Вторым популярным форматом является серия 500, представляющая собой более компактный формат "ланчбокса", в котором устройства размещаются в вертикальной конфигурации. Установки серии 500 являются хорошим вариантом для студий с ограниченным пространством или для создания более портативной системы записи.
Типы аналоговых компрессоров
Существует четыре основных подхода к управлению динамикой в аналоговой области. Первый из них - это VCA-компрессор или "Voltage Controlled Amplifier". VCA-компрессоры используют обнаружение пиков для управления динамикой, т.е. когда сигнал превышает выбранный порог, они реагируют на него, уменьшая громкость пиков для выравнивания динамического диапазона. Поскольку VCA-компрессоры способны очень быстро реагировать на тяжелый в переходном отношении материал, они пользуются огромной популярностью, в частности, при работе с барабанными звуками.
Один из самых известных компрессоров всех времен - Urei 1176, который относится к типу FET-компрессоров. Как и их аналоги VCA, FET-компрессоры отличаются быстрым временем отклика, но вместо чистого, неокрашенного звучания VCA-компрессоров FET-компрессоры недвусмысленно привносят теплоту и окраску; это компрессор, который хочет быть услышанным.
Оптические (оптические) компрессоры используют свет для определения процесса уменьшения усиления, и они особенно хороши для более медленного и теплого подхода к компрессии. Оптические модели обычно медленнее реагируют на переходные процессы, но при этом они звучат музыкально и естественно на более плавном и менее резком программном материале. В результате они также являются отличными компрессорами для микшерных шин или компрессорами для сгруппированных звуков. LA-2A, LA-3A и TubeTech's CL1B - известные примеры оптокомпрессии.
Наконец, существует компрессия Variable Mu. Vari-Mu компании Manley является наиболее известным примером этого типа компрессии, в нем используется вакуумная лампа для достижения контроля динамического диапазона. Ее нелинейное звучание частично достигается за счет тандемного увеличения коэффициента передачи и снижения усиления. Как и Opto, компрессия Variable Mu особенно популярна при работе со сгруппированными инструментами или на главной выходной шине микса благодаря более медленному и менее агрессивному времени отклика.