Marshall ST20H JTM Studio: Иконическое наследие 60-летней давности получает обновление в 2023 году... только не смотрите на цену.
Когда легендарный британский производитель усилителей был недавно приобретен шведской компанией, мы испытывали определенный трепет. Оправдались ли наши опасения, когда в 2023 году был выпущен совершенно новый гитарный усилитель?
Винтажные вибрации и винтажная громкость с несколькими современными штрихами. Обновленный JTM для 21 века.
В начале 2023 года появилась поразительная новость о том, что любимый британский институт Marshall Amplification покупается шведской компанией Zound Industries, с которой Marshall недавно сотрудничал для выпуска линейки наушников и Bluetooth-колонок. Хотя семья Маршалл по-прежнему сохраняет значительную долю в новой компании, конечно, понятно, что нервы были немного расшатаны в предвкушении того, какое будущее ждет бренд.
Вскоре после поглощения новые владельцы удивили всех, выпустив совершенно новый гитарный усилитель: такой, который обеспечивал бы современные требования, такие как петля эффектов и возможность переключения между нормальной и низкой громкостью, но также и тот, который бы прославил историю бренда, поскольку был бы обновлен и воспроизведен самый первый усилитель Marshall - James Terry Marshall (JTM).
Не будет преувеличением сказать, что JTM является частью самой ткани рок-музыки и после своего появления в 1962 году определил ландшафт рока и блюза. Как бы ни был он влиятелен в эволюции рок- и блюз-гитар, на его схему, мягко говоря, сильно повлияла схема Bassman Лео Фендера, 5F6-A. Более того, ее разработкой занимались не только Джим и Терри Маршалл - и сотрудник Marshall Кен Бран, и его друг радиоинженер Дадли Крейвен принимали самое активное участие в ее создании.
Как это часто бывает, вдохновение рождает инновации, и наиболее заметные различия между твидовым Bassman и JTM45 по тембру и характеристикам овердрайва можно в значительной степени объяснить другим выходным сопротивлением Marshall (обеспечивающим почти в три раза большую отрицательную обратную связь, чем у Bassman), использованием совершенно разных динамиков и архитектурой корпуса.
Значок "гроба"на корпусе Marshall ST20H JTM Studio.
Конструкция ST20H, по-прежнему собираемая вручную в Блетчли, Англия, отличается солидностью и почти бутиковой атмосферой. Хотя эстетика модели лишена культовой черно-золотой цветовой гаммы, вместо этого мы получаем ностальгический кивок в сторону ранних версий JTM, в которых использовалась войлочная ткань цвета оленя и значки "гроб", названные так потому, что Джим купил их в местном магазине похоронных принадлежностей. ST20H еще больше отдает дань уважения этой эпохе, обладая силовой секцией 5881, а не клапанами KT66, которые появились немного позже в истории JTM.
Также были использованы черные ручки, соответствующие эпохе, но они могут оказаться немного неудобными из-за того, что индикатор вращения окрашен в черный цвет, что делает настройки трудночитаемыми при слабом освещении. Однако Marshall не отказался от современности: у нас есть петля эффектов и суперсовременная возможность переключения между двумя режимами мощности, в данном случае 5 Вт и 20 Вт.
Включив усилитель и даже не подключив его к сети, мы замечаем, насколько он тих. В нем нет ни шипения, ни неприятных ворчаний и стонов; вместо этого он чувствует себя готовым к работе. Подключив Fender Stratocaster с одной катушкой к входу Normal Hi с настройками эквалайзера примерно наполовину и громкостью на 11:00, мы поразились тому, насколько велик запас мощности, даже при настройке 5 Вт. Учитывая влияние, которое Bassman оказал на JTM, возможно, неудивительно, что чистые звуки больше напоминают Fender, чем Marshall. Конечно, у него нет хрустального блеска Deluxe Reverb, но он обладает пробивной мощью Bassman на низких средних частотах, с дополнительной теплотой, обеспечиваемой единственным динамиком Celestion G12M Creamback, размещенным в пиратском корпусе.
Этот звук вызывает привыкание, а любые аккорды с открытыми струнами звучат экспансивно и гармонично, лишенные той мрачной грани, которую мы обычно ожидаем от переиздания JTM45. Да, мы установили бас на очень низком уровне, что вполне естественно для этого канала, но когда мы добавляем немного пружинного ревербератора и немного ленточной задержки через петлю эффектов, это еще больше усиливает пышное чистое звучание, тем более что петля эффектов практически не оказывает негативного влияния ни на громкость, ни на тембр.
Ручки управления Marshall ST20H JTM Studio.
Мы опасаемся, что высокие частоты могут оказаться слишком жесткими для нашего USA Strat с одной катушкой, но вместо этого мы получаем умеренно драйвовый тон в стиле Хендрикса. Поскольку это усилитель без мастер-громкости, если мы хотим овердрайва, то должны увеличить громкость, но наша маломощная шейная одинарная катушка не очень подходит для этого, поэтому мы достаем наш PAF-нагруженный Les Paul. Теперь мы готовимся! Теперь в звучании появился определенный изгиб, и усилитель практически смеет сделать громче, так кто мы такие, чтобы отказываться? Легкая грубость, с которой мы поначалу столкнулись, легко укрощается, и при громкости 3:00 силовая секция работает на полную катушку, быстро переходя на территорию классического рока.
Одна из замечательных вещей в винтажных четырехвходовых усилителях - возможность переключать каналы, что позволяет одновременно прослушивать оба и смешивать их по вкусу. В этом случае мы можем компенсировать недостатки частот в каждом канале, и для достижения наилучших результатов мы отдаем предпочтение высокочастотному каналу, но немного смешиваем с басовитым обычным каналом. Однако мы не можем удержаться от того, чтобы не выкрутить обе громкости, и получаем в награду скомканный жевательный овердрайв, граничащий с фузом. Отличное развлечение для всей семьи!
Между настройками 5 и 20 Вт нет особой разницы в тоне, не считая очевидного увеличения запаса мощности. Однако мы должны сказать, что даже режим 5 Вт едва ли пригоден для использования на домашних уровнях громкости, особенно когда мы начинаем нажимать на срыв. Этот усилитель громкий!
Петля эффектов Marshall ST20H JTM Studio.
Спустя более 60 лет после создания JTM чувствует себя столь же актуальным сегодня, как и тогда. Мы уже сбились со счета, когда в студии, пытаясь добиться определенного звучания, доставали наш переизданный JTM45 и включали его в цепь сигнала. Он никогда не подводит. Он не отличается особой универсальностью, но он дает те культовые звуки 60-х и 70-х годов, которые многие гитаристы с удовольствием пытаются воссоздать и по сей день. Но это не только для старичков. Даже при записи для моей собственной прог-металлической группы, когда есть чистая партия или что-то, что требует более характерного чистого звука, часто используется модель или профиль JTM45.
Однако это не все хорошие новости: именно американские покупатели значительно ущемлены в цене на усилители британского производства. И это очень жаль, но будущее в руках новых владельцев Marshall выглядит не только безопасным, но и многообещающим. Пусть они продолжают внедрять инновации, но, что еще важнее, пусть они продолжают чтить свое наследие. ST20H - это именно то, что нужно, - празднование прошлого в современном корпусе.