Roland выпускает еще один грувбокс, эмулирующий инструменты компании. Однако здесь есть реальная причина для радости...
За последние годы компания Roland выпустила множество устройств в стиле ретро, но это нечто действительно новое и захватывающее. Настоящая звуковая площадка.
Плюсы
Минусы
Подход Roland к пересмотру своего каталога стал довольно разрозненным. Между брендами Aira, Boutique, Zen-Core и Cloud, кажется, нет ни одного уголка истории японского бренда, оставшегося неисследованным. Сейчас мы находимся на той стадии, когда многие классические модели имеют множество современных аналогов в различных линейках: например, сейчас можно купить до восьми различных драм-машин или грувбоксов, которые претендуют на официальное воссоздание TR-808.
В эту череду вступает SH-4d, новый цифровой синтезаторный модуль и грувбокс, оснащенный различными эмуляторами винтажного оборудования Roland. В типично разрозненной манере он не вписывается ни в одну из вышеупомянутых линеек продуктов. Нам сообщили, что его движок основан на формате Zen-Core, но не совместим с расширениями Zen-Core. И наоборот, он не является брендом Aira, но может синхронизироваться с другими устройствами линейки через систему Aira Link. Тем не менее, это один из лучших аппаратных инструментов Roland за последние годы.
SH-4d - это пятичастный грувбокс с четырьмя каналами полифонического синтезатора и одной многодорожечной драм-машиной. Его звуковой движок использует смесь виртуального аналогового, цифрового синтеза и сэмплирования, чтобы предложить спектр звуков от эмуляции винтажного оборудования до современных тонов и набора ударных.
Аппаратура компактна, но не так мала и неудобна, как в серии Boutique. У него прочный на ощупь металлический корпус с надежными на вид ручками и фейдерами, которые выполняют функции звукового дизайна. Под ними расположены 16-шаговый секвенсор и двухоктавная "клавиатура", состоящая из мелких кнопок, которым не хватает приятной тяжести настоящего секвенсора серии TR, но они достаточно отзывчивы и просторны в использовании.
Все устройство выполнено в удивительном ретро-стиле, во многом основанном на винтажных синтезаторах SH (в частности, SH-02 конца 70-х годов). В сочетании с гладким угловатым профилем и сдержанным черно-белым дизайном это делает SH-4d одним из самых стильных синтезаторов в текущей линейке.
На задней панели расположены стереопара разъемов для основного выхода, выход для наушников, два мини-джека для аудиовхода и вход для аналоговых часов. К ним присоединяются порты MIDI-входа и выхода, а также порт USB-C для питания и подключения к компьютеру. Удивительно, но, учитывая размеры и количество функций, SH-4d может работать от четырех батареек AA, время работы которых составляет около четырех часов.
SH-4d предлагает 11 режимов синтеза, доступных индивидуально для каждой из четырех частей синтезатора, а также множество функций секвенции, но пользовательский интерфейс устроен таким образом, что в нем довольно легко ориентироваться. Элементы управления звуковым движком разбиты на секции осциллятора, фильтра, усилителя, LFO и эффектов. Из них только секция осциллятора изменяется для каждого режима синтезатора.
Секция осциллятора управляется с помощью четырех фейдеров, каждый из которых имеет кнопку селектора, к которым присоединяются вращающиеся регуляторы Model, Pitch и Timbre. По большей части их назначение зависит от того, какой из 11 режимов используется в данный момент.
Первый из этих режимов - это движок SH-4d, благодаря которому инструмент и получил свое название. Это фактически четырехосцилляторный виртуальный аналоговый синтезатор, где каждый осциллятор может иметь свою собственную форму волны (включая шум и режим стекированной суперволны), а также индивидуальную настройку, уровень и форму/ширину импульса. Второй режим обозначен как SH-3D и представляет собой фактически ту же модель осциллятора, но с заменой четвертого осциллятора на дополнительный LFO.
Следующий режим - Sync, который предлагает классический звук жесткой синхронизации с дополнительной огибающей для изменения высоты тона синхронизированного осциллятора. Помимо этого есть пара винтажных эмуляций. Первая - это клон секции осцилляторов SH-101, вторая смоделирована на осцилляторах Juno-106.
Следующий режим осциллятора - это простая двухосцилляторная FM-настройка. Здесь мы имеем две волны, объединенные в модулятор и несущую. Регуляторы позволяют устанавливать различные формы волн и коэффициенты настройки для каждой из них, а также регулируемую огибающую модуляции для изменения модуляции во времени. Продолжая в том же духе, следующим режимом является кольцевой модулятор, который хорошо подходит для создания металлических и диссонирующих звуков.
Следующий режим осциллятора - волновой. Он относительно прост по меркам вейв-таблиц и, вероятно, является самым неудачным элементом SH-4d. На выбор предлагается 31 волновая таблица, которые предлагают приличный диапазон интересных гармонических звуков, хотя возможность загрузки пользовательских звуков отсутствует. В этом режиме огибающая управляет движением по волновой таблице, а регулятор Timbre вводит LFO-свипы.
Режимы Loadsa
Режим Chord, как следует из названия, использует несколько осцилляторов, расположенных так, чтобы озвучивать различные формы аккордов. Сам звук в этом режиме довольно простой, виртуально-аналоговый, но он отлично подходит для классических хаус-/техно аккордовых ударов и последовательностей.
Осциллятор Drawing может быть самым интересным. Здесь ползунки и вращающиеся элементы используются для ручного формирования волны осциллятора, представленной на экране SH-4d. Используя этот режим, можно легко добиться результатов, напоминающих синтез Западного побережья и эффекты волнообразования.
Последний режим синтезаторного осциллятора основан на PCM-сэмплах. Это довольно функциональное включение, действующее немного как инструмент "все, что вам нужно", позволяющий получить все, что не охвачено предыдущими типами осцилляторов, включая сэмплы других классических инструментов Roland, фортепиано и органов.
Все эти режимы осцилляторов имеют один и тот же путь передачи субтрактивного сигнала за пределы секции осцилляторов. Первым идет многомодовый фильтр с регуляторами резонанса и динамики. Фильтр имеет собственную огибающую ADSR, а также дополнительный фильтр высоких частот для подавления низких частот. Под ним находится секция усилителя с еще одной огибающей ADSR, а также регуляторами панорамы и уровня. В самом низу находится многорежимная секция LFO. Все эти регуляторы доступны для каждой партии синтезатора в отдельности, а также для каждого отдельного звука ударных (за некоторыми исключениями).
Последний элемент в цепочке - секция эффектов, которая может применять процессоры несколькими различными способами. Первый - это многофункциональный слот эффектов, применяемый к каждой партии. В нем есть целый ряд эффектов, включая эмуляцию винтажных, таких как оригинальный хорус Juno (с регулируемым уровнем шума), а также ожидаемый набор ревербераторов, искажений, задержек и многого другого. К ним присоединяется трио посылов эффектов, для реверберации, хоруса и задержки - каждый из них может переключаться между различными моделями. Завершает эту секцию мастер-эффект, который применяется к конечному выходу, обрабатывая все синтезаторные и ритм-партии как единое целое.
Уже многое можно сделать с помощью только этих элементов управления, расположенных на передней панели, но SH-4d значительно глубже, благодаря различным меню и функциям сдвига. Честно говоря, здесь слишком много всего, чтобы вдаваться в подробности, но возможности включают в себя обширную матрицу модуляции, продвинутые инструменты LFO и кучу дополнительных опций для формирования каждого режима осциллятора.
Секвенсорная часть SH-4d также хорошо оснащена. Каждая партия имеет свой собственный полифонический секвенсор, который может иметь индивидуальную длину секвенсора до 64 шагов, а также набор различных скоростей и направлений воспроизведения. Каждой отдельной ноте может быть назначена своя длина гейта, скорость и настройки вероятности, на полифонической основе для каждого шага. Субшаги позволяют программировать флеймы и трещотки. Запись движений позволяет записывать изменения параметров в каждый шаг.
Помимо более простого секвенирования шагов, SH-4d также позволяет записывать в реальном времени "живую" запись, а также имеет классный режим секвенирования шагов в винтажном стиле, который повторяет более простой рабочий процесс секвенсора SH-101. Кроме того, в SH-4d нашлось место для хорошо оснащенного арпеджиатора и функции "D-Motion", которая позволяет пользователям использовать встроенный датчик движения для модуляции параметров путем физического наклона устройства.
Ритм-нация
Ритм-трек SH-4d - это не просто очередная TR-эмуляция. В этой полифонической секции размещены полные наборы ударных из 26 партий. Каждая партия состоит из двух отдельных барабанных сэмплов. Здесь представлен широкий спектр классических звуков Roland и основных барабанных тонов, а также мелодичных тонов и синтезаторных волн. Каждая барабанная партия имеет огибающую высоты тона, что позволяет эффективно использовать барабанный движок и для синтеза ударных.
Не все функции синтезатора доступны для каждого звука ударных, но каждый звук имеет свой собственный фильтр и огибающую усилителя ADSR. Это означает, что барабанная секция SH-4d не является базовым ритмическим аккомпанементом, а представляет собой мощную драм-машину в ее собственном понимании. В сочетании с секвенцией и автоматизацией это открывает широкие возможности.
Здесь очень много всего, больше, чем мы можем отразить в этом обзоре.
Возможно, больше, чем любое другое устройство Roland последнего времени, это действительно ощущается как хорошо продуманный и полный пакет, который предлагает целый ряд функций как для студийных, так и для концертных пользователей. Он также звучит феноменально. Фальшивые аналоговые элементы богаты и объемны и звучат на все сто, когда их ставят рядом с их винтажными аналогами.
Возможность использовать их в паре с интересными цифровыми режимами и гибкими инструментами для создания барабанов - это настоящее удовольствие, и пользователи, скорее всего, получат много пользы от этой коробки, даже не задумываясь об интеграции ее с DAW или дополнительным оборудованием.
Что касается слабых мест? Отсутствие дополнительных физических выходов - это позор. Как и многие другие устройства Roland последнего времени, SH-4d может выводить свои отдельные части на DAW через USB, что очень удобно. Однако для живых выступлений было бы неплохо иметь больше аналоговых выходов.
Кроме того, как бы нам ни нравился формат настольного модуля, он просто жаждет полноценной клавиатурной версии, позволяющей пользователям полноценно работать с одной из частей синтезатора. В этой связи жаль, что нет возможности наложить слои или разделить различные тембры на MIDI-клавиатуре.
Для некоторых отсутствие возможности загрузки пользовательских звуков может стать камнем преткновения - ни волновые, ни PCM-движки не могут использовать пользовательские звуки, и SH-4d также не может получить доступ к обновлениям моделей Zen-Core. Однако не стоит недооценивать гибкость того, что входит в комплект. Учитывая возможности синтеза, он имеет смысл как самостоятельное устройство.
Если не принимать во внимание эти моменты, то это богатый и гибкий инструмент с широкими функциональными возможностями, который вознаграждает за игру и эксперименты. Среди массы продуктов Roland именно этот заслуживает вашего внимания.
Наш вердикт: За последние годы Roland выпустил множество устройств в стиле ретро, но это - нечто действительно новое и захватывающее. Настоящая звуковая площадка.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ