Компания Roland продолжает воскрешать свою аналоговую историю в цифровой форме. Мы подключаем новый JX-08
Не самый лучший универсальный синтезатор аналогового типа, но JX-08 имеет свое собственное звучание и является достойным дополнением к семейству Roland Boutique.
Плюсы
Минусы
Наша команда экспертов-музыкантов и продюсеров часами тестирует продукты, чтобы помочь вам выбрать лучшее оборудование для создания музыки. Узнайте больше о том, как мы проводим тестирование.
Другие производители могут заимствовать идеи дизайна у классических аппаратных синтезаторов, но Roland продолжает программный подход к воскрешению былой славы.
В компьютерном плане они покрываются множеством плагинов, доступных в составе системы Roland Cloud. Однако DSP, лежащий в их основе, нашел свое применение в аппаратных продуктах (и наоборот) в виде линеек Boutique, AIRA и X.
Перед нами JX-08, автономный синтезатор, созданный на основе JX-8P 1984 года. Он поставляется в ставшем уже стандартным настольном корпусе Boutique, который может быть установлен в наклонную док-станцию или в 25-клавишный корпус bijou. Однако для работы синтезатора не требуется ни то, ни другое.
При этом необходимо продумать варианты питания: если на улице можно обойтись батарейками, то в студии потребуется подключить компьютер или отдельный источник питания через порт USB-C. При подключении к USB-порту компьютера через него также передаются аудио и MIDI, а на задней панели расположены мини-джеки аналогового стереовыхода для наушников (и микшерного входа). Приятно видеть, что Roland также придерживается полноразмерных MIDI-разъемов.
Передняя панель оснащена множеством ползунков, кнопок и простым светодиодным индикатором, но при этом лишена двух сенсорных ползунков модуляции/экспрессии, которые присутствовали в уже снятых с производства моделях JP-08 и JX-03. Также имеется аналоговый вход для часов. Как и ожидалось, дизайн соответствует оригиналу.
Когда был представлен JX-8P, он рассматривался как усовершенствованная версия более ранней модели JX-3P. Как и модель 3P, он имел два DCO на голос и шестиголосную полифонию. В отличие от более доступной линейки Juno, архитектура с двумя DCO позволяла получить потенциально более широкий диапазон тембров, особенно если начать использовать синхронизацию и кросс-модуляцию осцилляторов (которая в JX-8P была разновидностью амплитудной модуляции).
Напомним, что DCO - это не цифровые осцилляторы, а осцилляторы с цифровым управлением, поэтому они остаются очень стабильными в плане высоты тона (в отличие от их неуправляемых предшественников VCO).
В то время это, безусловно, считалось положительным моментом - особенно на сцене, - однако за ними закрепилась репутация более клинических/предсказуемых. Однако это несколько несправедливо, и, конечно, не помешало Juno-6/60/106 стать классикой.
Каждый DCO может выдавать одну из трех форм волны, и их можно настраивать/отстраивать в широком диапазоне. Имеются независимые регуляторы модуляции высоты тона для каждого осциллятора (по одной из огибающих), при этом баланс микширования между ними также обеспечивает подобную модуляцию.
Однако, хотя единственный LFO может быть использован для модуляции высоты тона каждого DCO, отсутствует опция PWM (широтно-импульсной модуляции). Это было и остается самым большим упущением в архитектуре JX-8P, хотя стереохорус (заимствованный из Juno, но не точно такой же, как у Juno) помогает придать дополнительный слой теплой пушистости.
Другое упущение JX-8P было более заметным в визуальном плане - на нем было мало физических элементов управления. Вероятно, как для того, чтобы воспользоваться модой на цифровые синтезаторы (например, DX7), так и для экономии средств, JX-8P оснащен рядом кнопок мембранного типа для доступа к параметрам. К счастью, к синтезатору можно было подключить внешний программатор (PG 800) и разместить его на верхней панели синтезатора для более прямого ручного управления.
Аналогичная система использовалась в модели JX-10, которая, кстати, стала последним настоящим аналоговым полисинтезатором Roland (в ней использовались две голосовые платы, созданные на основе JX-8P) и остается нашим любимым синтезатором.
Так что же нового предлагает JX-08 по сравнению с оригиналом, и является ли он достойной альтернативой?
В отличие от выпущенного ограниченным тиражом модуля Boutique Jupiter-8, имевшего меньшую полифонию по сравнению с оригиналом, JX-08 может воспроизводить до 20 одновременных нот, что означает, что даже при использовании в конфигурации с многослойными патчами он позволяет избежать обрезания нот.
Также вы найдете расширенную секцию эффектов, которая выходит за рамки двух простых вариантов хоруса, характерных для аппаратуры 80-х годов, и включает в себя различные типы хоруса, а также задержку, реверберацию и другие эффекты. Roland не забыла добавить арпеджиатор и секвенсор.
В меню настроек (доступ к которому осуществляется нажатием различных кнопок и поворотом ручки) можно также разрешить выход различных регуляторов за пределы их исходных диапазонов, настроить так называемое "состояние" устройства (вид искусственного старения) и даже задать три различных типа фильтра низких частот.
По последнему вопросу руководство довольно туманно, но, по крайней мере, один из этих вариантов более похож на Moog. Эти дополнения, безусловно, приветствуются - они в какой-то степени выходят за рамки оригинала, - но мы не можем не думать о том, что неплохо было бы добавить способ широтно-импульсной модуляции.
По звучанию, при отключенном хорусе, он очень близок к нашему JX-10 и способен воспроизводить более широкий спектр тембров, чем некоторые Roland той эпохи.
Основное разочарование, помимо небольшого размера регуляторов, - это отсутствие специальных ползунков для двух огибающих, что иногда делает программирование затруднительным. В остальном это еще одно приятное дополнение от Roland.
Наш вердикт: Не самый лучший универсальный синтезатор аналогового типа, но JX-08 имеет свое собственное звучание и является достойным дополнением к семейству Roland Boutique.
Это великолепный синтезатор, который делает то, что лучше всего удается серии Boutique: обновляет винтажную классику и раскрывает ее творческий потенциал по очень разумной цене.