Оно прибыло! Может ли новый Oberheim OB-X8 стать современной классикой?
Это прекрасный синтезатор, которому суждено стать классикой в своем роде. Но никуда не деться от того факта, что он будет не по карману многим.
Плюсы
Минусы
Наша команда музыкантов и продюсеров проводит часы тестирования продуктов, чтобы помочь вам выбрать лучшее оборудование для создания музыки.
Наконец-то настал этот день - появился новый синтезатор Oberheim. И это не просто старый синтезатор с приклеенным именем Oberheim - это настоящая вещь. Подобно тому, как Дэйв Смит вернулся к использованию имени Sequential, Том Оберхайм снова может создавать синтезаторы под своим именем.
Интересно, что эти два почти параллельных события связывает нечто большее, чем можно было бы предположить на первый взгляд. Перед смертью Дэйв Смит сделал легендарный Prophet-5 снова живым в форме Sequential Prophet-5 Rev 4. Он взял элементы схемотехники двух основных оригинальных версий (Rev 2 и Rev 3) и воссоздал их с использованием современных производственных процессов.
Главным образом это касалось преобразования оригинальных схем для использования компонентов поверхностного монтажа, а не их более крупных и громоздких предшественников. В свою очередь, это позволило выпустить более миниатюрное настольное устройство, а также приобрести расширенную 10-голосную версию.
Помимо дополнительной памяти, расширенных спецификаций MIDI, разделения/слоения и добавления ручки Vintage, большинство основных аспектов аналогового сигнального тракта оригинала остались прежними - и они звучали великолепно.
Поэтому неудивительно, что когда Том Оберхайм изучал возможность вернуть к жизни некоторые из своих старых инструментов, компания Sequential была неотъемлемой частью этого процесса. В конце концов, они сотрудничали в работе над Dave Smith Instruments OB-6 - прекрасным синтезатором, но не совсем тем, что воскрешает классический звук Oberheim 70-х/ 80-х годов, которого так жаждали некоторые.
Это подводит нас к OB-X8. Анонс этой модели вызвал большой ажиотаж, и не в последнюю очередь потому, что вместо того, чтобы быть просто еще одним потенциально отличным синтезатором, она сфокусировалась на трех почитаемых клавиатурах прошлого - OB-X, OB-Xa и OB-8. Прежде чем перейти к конкретике, стоит отметить, что OB-X8 имеет полностью аналоговый сигнальный тракт, но в отличие от своих предшественников, огибающие и другие аспекты модуляции и управления каждым голосом осуществляются в цифровом виде. Это позволяет использовать некоторые интересные возможности.
Все три версии Oberheim, о которых шла речь выше, имеют в целом схожий дизайн, который и послужил основой для создания OB-X8. Итак, мы имеем восьмиголосный полифонический синтезатор, каждый голос которого состоит из двух VCO, способных генерировать пилообразную, квадратную/импульсную и треугольную формы волн. Также присутствует источник шума, а объединенный сигнал направляется на секцию фильтра (VCF) и затем на усилитель (VCA).
VCF и VCA имеют собственную четырехступенчатую огибающую (ADSR). Специальный LFO с шестью выбираемыми формами волн направляется в два отдельных модуляционных тракта, каждый со своей регулируемой глубиной, которые затем направляются к трем жестко подключенным источникам. Первый управляет питчем OSC1 и OSC2, а также отсечкой фильтра.
Второй занимается широтно-импульсной модуляцией и громкостью. Хотя направления можно включать/выключать по отдельности, это явно не так гибко, как более современные матрицы модуляции. Тем не менее, она остается верной духу оригиналов, а ограниченные возможности, возможно, сделают редактирование вариантов более быстрым и простым.
Слева от клавиатуры расположены два рычага управления и второй LFO, предназначенный для вибрато (модуляции высоты тона). И снова рычаги ограничены определенными функциями (pitchbend и mod amount).
Если при взгляде на переднюю панель возможности модуляции выглядят несколько скудными по сравнению с современными синтезаторами, вам будет приятно узнать о кнопке Page 2. Эта функция впервые появилась на модели OB-8 и позволяла с помощью элементов управления на передней панели получить доступ к еще одному набору параметров, связанных с модуляцией.
В более поздних версиях OB-8 эти подфункции были отмечены под каждым регулятором. В OB-X8 от этой функции отказались, и вместо нее используется меню Page 2, доступное через небольшой OLED-дисплей (хотя для некоторых функций можно использовать ручки, но вам придется запомнить, что каждая из них делает).
OB-X8 не повторяет в точности все элементы ранних синтезаторов OB. Вместо этого Oberheim взял важные элементы из всех них и, при необходимости, предоставил различные варианты, чтобы удовлетворить специфический подход каждого из них.
Это означает, что VCO основан на дискретной конструкции OB-X (и даже более ранних SEM), а не на более поздних конструкциях на чипе Curtis, но с помощью переключателя Page 2 режим Square Mode может соответствовать таковому в OB-8. Страница 2 также позволяет регулировать уровни VCO1/2 и шумов по отдельности, а не ограниченным выбором ON/HALF/OFF, как раньше.
Кросс-модуляция (отлично подходящая для создания лязгающих тонов), от которой отказались после OB-X, возвращается и работает наряду с синхронизацией осцилляторов и модуляцией высоты тона огибающей фильтра (от OB-Xa и OB-8).
Пожалуй, самые очевидные различия между ранними синтезаторами заключаются в конструкции фильтров. В отличие от Prophet-5, который менял микросхемы, используемые в своем фильтре между Rev 2 и 3, но в обоих случаях по-прежнему использовал 24 дБ/октаву (4-полюсный) НЧ-фильтр, OB-X8 предлагает в общей сложности шесть вариантов, охватывающих 4-полюсный НЧ-фильтр и 2-полюсные НЧ-фильтры, полосовые и полосовые фильтры (последние три - от оригинального модуля Oberheim SEM).
Еще одно отличие заключается в огибающих, где OB-8 имеет заметно более линейные контуры по сравнению с более ранними OB. Это можно переключить на странице 2, наряду с различными подходами к LFO, проявляющимися в изменении скорости и глубины диапазона, а также формы и фазы модуляции.
Банки патчей, содержащие оригинальные пресеты от синтезаторов OB, звучат очень аутентично.
Очевидно, что компания Oberheim уделила много внимания тому, чтобы позволить OB-X8 воссоздать звуки всех синтезаторов OB (и SEM). Свидетельством этого является то, что различные банки патчей, содержащие оригинальные пресеты от OB-X, OB-SX (синтезатор только с пресетами), OB-Xa и OB-8, звучат настолько аутентично - но об этом чуть позже.
Рассмотренные до сих пор функции Page 2 лишь поверхностно касаются дополнительных настроек, которые можно выполнить на OB-X8. Если углубиться дальше, то можно найти опции для настройки детонации голоса (отлично подходит для добавления дополнительной винтажной вибрации или придания жирности патчам в режиме унисона), ряд режимов панорамирования голоса, выбор волны Vibrato LFO, огибающие глубины LFO, а также множество режимов и опций портаменто. Есть также разделы, посвященные параметрам сплит и двойного (многослойного) режима.
В связи с этим возникает вопрос, есть ли здесь параметры, которые лучше было бы разместить на передней панели с собственными регуляторами. Ответ будет зависеть от того, к какому типу пользователей вы относитесь, но мы не можем отделаться от ощущения, что несколько дополнительных кнопок и больший (или отдельный вторичный) экран для более четкого редактирования параметров позволили бы OB-X8 более полно вписаться в 21 век - и без ущерба для винтажной эстетики. Если говорить как владелец винтажного OB-8, то расширенное редактирование параметров здесь гораздо лучше, но мы считаем, что оно могло бы быть еще лучше.
В отличие от своих гораздо более старых предшественников, OB-X8 способен оставаться послушным в плане различий между каждым голосом, и, как и недавний Prophet-5 Rev 4, он имеет возможность противостоять этому с помощью специального регулятора Vintage, который настраивает изменчивость огибающих, осцилляторов и фильтров от голоса к голосу.
В этой секции управления вы также найдете намеки на "современные" функции, такие как чувствительность к скорости и послекасание, которые передаются с клавиатуры (на которой очень приятно играть, в отличие от нашего неуклюжего OB-8!) Интересно, добавит ли Oberheim другие современные функции, такие как синхронизация LFO? Есть потенциал для расширения функций с помощью обновления прошивки.
OB-X8 не лишен недостатков (например, нет специальной кнопки сравнения патчей), однако это прекрасный синтезатор, который приятно использовать и играть. Мы с легкостью запрограммировали все звуки, которые мы создавали на OB-8, и в нем в изобилии присутствует винтажное звучание Oberheim. Уже есть призывы к выпуску 16-голосных и настольных версий, и мы знаем, что некоторые (как и мы) хотели бы увидеть синтезатор с горизонтальной синей полосой, как у OB-Xa и OB-8 в стиле 80-х годов.
Понятно, что по такой цене это далеко не случайная покупка, и в наши дни есть множество великолепно звучащих виртуальных инструментов, но вдохновят ли они вас так же?
Еще один фактор - надежность. Дискретная природа OB-X делает его более сложным в уходе зверем, если вы хотите стать владельцем настоящего винтажного синтезатора. А OB-X8 охватывает более широкий диапазон звуковых возможностей и умудряется быть одновременно современным и "винтажным".
Это прекрасный и увлекательный аналоговый синтезатор, и это очень долгожданное возвращение Oberheim.
Наш вердикт: Это прекрасный синтезатор, которому суждено стать классикой в своем роде. Но никуда не деться от того факта, что многим он будет не по карману.
"Эта конструкция полна новых функций, которые помогают привести звучание классических инструментов в соответствие со стандартами дизайна инструментов 21 века".
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ