Каталог

Обзор синтезатора Moog Labyrinth

Нам нравится его звучание и экспериментальный дизайн.

Второй полумодульный инструмент американского бренда в этом году имеет задатки IDM-мощника, вдохновленного Западным побережьем США.

Синтезатор Moog Labyrinth

Его подводят хлипкие ротаторы и дешевый секвенсор, но нам нравится его звучание и экспериментальный дизайн.

Плюсы

  • Уникальный и мощный синт-движок с приятным сочетанием идей Западного и Восточного побережья
  • Двойной генеративный секвенсор отлично подходит для вдохновения ритмических идей
  • Вход MIDI и утилиты являются приятным дополнением к набору патчей

Минусы

  • Кнопки секвенсора выглядят дешево и неприятно.
  • Чрезмерное использование хитрых, незакрытых вращающихся элементов в дизайне пользовательского интерфейса
  • Простая огибающая VCA немного ограничивает автономное формирование звука

Что это такое?

Спустя всего несколько недель после своего последнего релиза Spectravox, новый инструмент Moog стал очередным полумодульным дополнением к линейке американского бренда, в которую также входят Mother-32, DFAM и Subharmonicon.

Moog описывает Labyrinth как "параллельный генеративный аналоговый синтезатор" - набор слов, который приводит в восторг моего внутреннего поклонника Autechre, даже если не сразу понятно, что они могут означать вместе. На практике первые два слова относятся к двум отличительным элементам дизайна Labyrinth - его уникальному двухканальному синтезатору и его секвенсору, который использует инструменты рандомизации для создания непредсказуемых полиметрических паттернов.

Давайте на время отложим эти генеративные инструменты в сторону. Хотя они, несомненно, являются важной частью его характера, даже в отрыве от этих инструментов секвенсирования Labyrinth - это увлекательный и способный моносинт сам по себе.

Если вы сможете не обращать внимания на сложный интерфейс, здесь есть много вдохновляющего.

В основе конструкции лежат два осциллятора. Первый - это простой синусоидальный VCO, а второй - генератор треугольных волн, обозначенный как Mod VCO. Причина такого различия в том, что последний осциллятор имеет необычайно широкий рабочий диапазон, от слышимых 1,3 кГц на верхнем конце до медленных LFO в нижних диапазонах. В результате он может работать и как источник звука, и как источник модуляции.

Эти осцилляторы поступают в секцию микшера по-разному. Каждый из них имеет свой собственный регулятор уровня, но есть также регулятор уровня для объединенного кольцевой модуляцией выхода обоих. Дополнительные возможности модуляции предоставляются регулятором FM, который модулирует частоту синусоидального колебания выходом Mod VCO. 

Каждый осциллятор также может быть промодулирован первой из двух огибающих Labyrinth или одним из каналов секвенсора. Сам микшер рассчитан на перегрузку, в результате чего получается приятная аналоговая насыщенность, которая приятно сглаживает резкие верхние частоты более экстремальных кросс-модуляционных тонов.

Ключевой "параллельный" элемент дизайна Labyrinth заключается в том, что происходит после микшера. Здесь звук поступает на два разных процессора - один многомодовый двухполюсный фильтр, другой управляемый напряжением волновой формирователь. Переключатель определяет, будут ли они расположены в последовательной или параллельной конфигурации. 

По умолчанию суммированный выход микшера направляется на тот из этих элементов, который стоит первым в цепочке, хотя, используя отдельные входы и выходы в patchbay, вы можете направить осцилляторы по отдельности, чтобы получить действительно параллельный путь сигнала.

Синтезатор Moog Labyrinth

Включение диодно-транзисторного волномера придает Labyrinth приятный оттенок Buchla-esque, характерный для Западного побережья, дополняя модуляцию осцилляторов по частоте звука. Этот волновой формирователь создает искажения, сворачивая входящую форму волны обратно в себя при превышении определенного порога.

Регулятор VCW Fold регулирует уровень этого эффекта, который можно модулировать с помощью EG1, CV-входа или секвенсора Labyrinth. К нему присоединяется регулятор Bias, который изменяет симметрию складывания волн и создаваемых гармоник.

Двухполюсный резонансный фильтр - это более простой инструмент Moog, но он примечателен тем, что его можно плавно переключать между низкочастотной и полосовой конфигурациями. Волновой формирователь и фильтр имеют собственные усилители, управляемые напряжением, которые могут быть сформированы с помощью общего регулятора затухания или отдельных CV-входов в отсеке патча.

Баланс этих двух выходов изменяется с помощью регулятора Blend на передней панели, который также имеет CV-вход в коммутационном отсеке, что позволяет пользователям смешивать прямые выходы VCA волновода и фильтра как в параллельной, так и в последовательной конфигурации.

Резервный генератор

Секвенсор Labyrinth делает большой акцент на рандомизации, хотя и в достаточно контролируемой манере. Секвенсор использует две дорожки - Seq 1 и Seq 2, каждая из которых может иметь длину до восьми шагов. В основном они предназначены для параллельного использования, хотя вы можете объединить их в цепочку, чтобы создать один 16-шаговый секвенсор.

Каждый шаг секвенсора, называемый здесь "битом", не содержит информации о конкретной ноте или параметре, а имеет простое состояние "включено" или "выключено". При включении этот шаг генерирует триггер и случайное напряжение.

Эти напряжения могут иметь диапазон от +5 до -5 вольт, что соответствует 10 октавам для конфигурации Labyrinth 1v/oct. Однако этот диапазон можно сузить, используя регулятор диапазона CV каждого секвенсора. Еще более полезной является возможность квантовать эти рандомизированные выходы в одну из 16 определенных шкал.

Дальнейшая рандомизация может быть введена с помощью регуляторов Corrupt каждого секвенсора. При установке на ноль каждая последовательность будет повторяться в предсказуемой, стабильной манере. При наборе значения регулятора Corrupt до отметки 50% изменяется высота тона, вызываемая каждым битом. Выше 50 % Corrupt начинает изменять и ритм последовательностей, вводя возможность того, что каждый бит будет переключаться между выключением и включением в каждом цикле.

Как уже упоминалось, есть различные места, где эти секвенционные напряжения могут быть применены к сигнальному пути, включая высоту тона каждого осциллятора и уровни волнового регулятора и отсечки фильтра. Входы patchbay также добавляют дополнительные возможности.

Синтезатор Moog Labyrinth

Синтезатор Moog Labyrinth

Особенно интересен регулятор EG Trig Mix, который регулирует уровень, на котором каждый секвенсор запускает внутренние огибающие синтезатора. В крайнем положении это означает, что Labyrinth регистрирует триггеры только от Seq 1 или Seq 2, в то время как центральное положение дает равный акцент на эти два параметра.

Однако любое положение между этими позициями означает, что триггеры одного секвенсора регистрируются на более низкой скорости, чем другого, что может стать отличным инструментом для внесения элемента вариативности в секвенции, особенно если два секвенсора настроены на разную длительность или уровень рандомизации.

С точки зрения инструментов для создания звука, эти элементы синтезатора и секвенсора в совокупности создают один из самых интересных новых инструментов последнего времени. В автономном состоянии комбинация модуляции частоты звука, складывания волн и рандомизации придает Labyrinth удивительно экспериментальный характер, делая его идеальным пропуском в более эзотерические концепции модульной электронной музыки.

Если у меня и есть какие-то нарекания к его самодостаточному рабочему процессу, так это то, что базовые огибающие с затуханием требуют довольно ударной звуковой палитры, что, возможно, недооценивает возможности самого синтезатора. Это, честно говоря, одна из областей, где полумодульный пэтчбэй приносит свои дивиденды. CV-входы для каждого из VCA позволяют управлять ими с помощью любых более сложных формирователей огибающей, которые вы можете получить от внешнего оборудования Eurorack или другого полумодульного синтезатора.

Вход MIDI, который есть на некоторых полумодульных синтезаторах Moog, но, к сожалению, отсутствует на других, - еще одно приятное дополнение. Это позволяет использовать Labyrinth в более традиционной для моносинтеза манере с помощью клавиатурного контроллера или DAW, а также синхронизировать генеративные секвенсоры с внешними MIDI-часами, что расширяет их возможности как универсального источника рандомизации в студии.

Производительность и вывод

Синтезатор Moog Labyrinth

В общем дизайне Labyrinth есть много того, что может понравиться, хотя у меня есть несколько опасений по поводу самой аппаратуры. Когда в прошлом номере я рассматривал Spectravox от Moog, я отметил, что это был первый аппаратный продукт Moog, выпущенный после приобретения бренда компанией InMusic и после закрытия штаб-квартиры Moog в Эшвилле. Несмотря на то, что на нижней стороне Spectravox (как и на Labyrinth) была наклеена этикетка "сделано в Тайване", явного снижения качества по сравнению с предыдущими релизами Moog не наблюдалось, если не считать отсутствия полностью напечатанного руководства.

Неизвестно, является ли что-то из этого прямым следствием нового владельца Moog, но в результате Labyrinth кажется несколько менее качественным, чем некоторые из его собратьев.

К сожалению, в случае с Labyrinth это не обязательно так. Во-первых, на поверхности управления широко используются хитрые вращающиеся элементы без фиксации. Они были характерны для большинства последних полумодулей Moog - использовались для секвенсоров DFAM и Subharmonicon - но здесь они играют более заметную роль, используются для регулировки уровней модуляции, затухания огибающей и диапазонов секвенсора. В результате получился интерфейс, который кажется неприятным в использовании.

Синтезатор Moog Labyrinth


Еще хуже крошечные кнопки, используемые для программирования секвенсоров, которые неудобны в использовании и ощущаются как недостаточно прочные. Многие глубокие функции секвенсора основаны на неудобных, не обозначенных комбинациях нажатий кнопок. Следует также отметить, что кнопка Run/Stop, по крайней мере на нашем обзорном устройстве, несколько не реагирует на нажатия, часто не регистрируя ничего, кроме сильного нажатия.

Впрочем, все это не слишком умаляет достоинства Labyrinth, а именно его звучание и универсальность. Хотя некоторые полумодульные инструменты Moog могут быть привлекательны только в специфическом контексте или в паре с другими модульными инструментами, как, например, Spectravox или Subharmonicon, Labyrinth есть что порекомендовать, независимо от того, используется ли он как автономный настольный синтезатор, как часть более широкой системы Moog или установлен как синтезаторный голос-командный секвенсор в системе Eurorack.

Если вы сможете не обращать внимания на сложный интерфейс, то найдете здесь много вдохновляющего.

Наш вывод: Его подводит нечеткая работа роторов и дешевый секвенсор, но нам нравится его звучание и экспериментальный дизайн в стиле Западного побережья США.