Что же такого предлагают эти 61-клавишные синтезаторы Korg Opsix и Wavestate, чего нет у их младших братьев?
Opsix SE ближе всего к современному DX7, но не является существенным обновлением по сравнению с впечатляющим оригиналом. Между тем, дополнительные голоса и клавиатура в Wavestate SE - это здорово, но, возможно, недостаточно, чтобы оправдать завышенную цену.
Плюсы
Минусы
Впервые представленные в 2021 году, премиальные версии 37-клавишных синтезаторов Wavestate и Opsix от Korg наконец дебютировали в двух новых, 61-клавишных версиях SE (Special Edition). Отказавшись от преимущественно пластиковой конструкции своих облегченных предшественников, оба синтезатора SE ощущаются невероятно прочными и хорошо собранными.
Начиная с алюминиевых корпусов и заканчивая привинченными стальными торцевыми пластинами, эти инструменты явно созданы для серьезных гастролей. Как бы поощряя эту идею, Korg предпринял несколько уникальный шаг, поставляя версии SE в стильном жестком кейсе с кожаным переплетом.
Физически более внушительные, чем младшие версии, клавиатуры SE также приятнее на ощупь, с канальным афтертачем, который можно использовать в качестве источника модуляции. Ход клавиш довольно мал, а действие синтезатора с легкой пружиной ощущается как премиальное. На нем легко играть, и вам не придется слишком сильно нажимать на афтертач, чтобы получить эффект.
В обоих синтезаторах SE количество голосов увеличено до 120, что вполне логично, ведь теперь для игры на них можно использовать обе руки одновременно. Однако, похоже, что Korg просто перенесли расположение органов управления прямо с меньших синтезаторов, и, учитывая все это пустое пространство на приборной панели, некоторые могут счесть это упущенной возможностью, особенно с точки зрения размера экрана.
Opsix SE - это шестиоператорный цифровой FM-синтезатор, который в знак уважения к бывшему королю FM-синтезаторов - Yamaha DX7 1983 года - был окрашен в яркий темный коричневый металлик с зелеными акцентами, вплоть до диаграмм алгоритмов, напечатанных на передней панели.
В двух словах FM-синтез - это способ использования одного осциллятора - или оператора в FM-диапазоне - для модуляции частоты другого. Модулирующий оператор известен как модулятор, а модулируемый оператор - как несущая.
Opsix, как и DX7 до него, имеет шесть операторов, откуда и пошло название синтезатора. Шесть операторов расположены в предварительно сконфигурированных схемах, называемых алгоритмами, которых существует 40 на выбор. Каждый алгоритм определяет, как операторы связаны друг с другом, и указывает, какие из них являются несущими, а какие модуляторами. Очень важно, что мы слышим только операторы - сами модуляторы являются лишь источниками модуляции и обычно не подключаются напрямую к аудиовыходу.
В интерфейсе Opsix SE эта концепция реализована довольно продуманно: в секции микшера имеются отдельные аппаратные слайдеры и ручки для каждого из шести операторов, а также регуляторы уровня и соотношения. Умное использование цветового кодирования позволяет с первого взгляда определить, что к чему: несущие подсвечиваются красными светодиодами, а модуляторы - фиолетовыми. Для несущих фейдер уровня управляет громкостью, а фейдеры модуляторов - глубиной модуляции, что позволяет мгновенно получить практический контроль над структурой звука на уровне оператора - именно тот вид интуитивного, практического аппаратного управления, которого не хватало DX7.
Небольшой, высококонтрастный OLED-дисплей передает достаточное количество информации на небольшом пространстве - например, каждый оператор на экранной диаграмме алгоритмов пронумерован не цифрами, а точками, как будто это грани кубика, что позволяет легко понять, на какой оператор вы нацелились. Для выбора операторов для редактирования предусмотрены специальные кнопки, а чтобы вы не заблудились, шесть крошечных пронумерованных светодиодов также светятся красным цветом, указывая на выбранный в данный момент оператор.
Прошло три долгих года с момента появления оригинальной версии инновационного синтезатора Korg Wavestate Wave Sequencing. В 2023 году будет выпущена новая, Mark 2, версия меньшего синтезатора, а также новая, более крупная пятиоктавная версия SE. Обновленное количество голосов - 120 по сравнению с 64 голосами оригинального Wavestate и 96 голосами Mk2 - позволяет избежать кражи нот при использовании более сложных патчей волновой секвенции, включающих более высокие значения унисона. SE также может похвастаться оптимизированными перформансами, которые поддерживают 61-нотную клавиатуру синтезатора, оснащенную aftertouch.
В Wavestate используется обновленная форма волновой секвенции оригинального Wavestation. Волновая секвенция основана на принципе волнового синтеза, который предполагает создание коллекции коротких фрагментов звука. В традиционном волновом синтезе эти формы волн циклически повторяются, создавая повторяющиеся и циклические звуки, но что, если бы звуки могли развиваться органичным и неожиданным образом, а не просто повторяться?
Технология Wave Sequencing 2.0, реализованная в Wavestate SE, позволяет создавать сложные последовательности, состоящие из шагов, каждый из которых содержит различные формы волны из вейвлет-таблицы. Она работает с помощью набора дорожек, похожих на дорожки автоматизации в DAW, каждая из которых управляет различными аспектами шагов последовательности, например, временем, сэмплом, высотой тона, формой и длиной гейта.
Каждая дорожка может содержать различное количество шагов, начальную, конечную и циклическую точки, которые можно модулировать индивидуально на основе каждой ноты с помощью скорости, LFO, огибающей, ручек Mod Processor или других контроллеров, и каждый раз, когда последовательность делает шаг вперед, отдельные дорожки объединяются для создания выходного звука. Например, при каждом воспроизведении сэмпл может иметь разную длительность, высоту тона, форму, длину гейта и значение последовательности шагов.
Экстра особенный
Вы можете приобрести Opsix SE или Wavestate SE в одном из двух вариантов отделки - стандартный Wavestate SE имеет матово-черный алюминиевый корпус с глянцево-черными стальными торцевыми накладками, а чуть более дорогие, лимитированные версии Platinum имеют корпус серебристого цвета с блестящими торцевыми накладками из нержавеющей стали.
Нам на обзор прислали версию Wavestate SE Platinum, и это действительно очень элегантный инструмент, буквально отражающий серебристую окраску корпуса Korg, которая появилась еще в 90-х годах на таких инструментах, как Triton и Oasys.
Какую бы отделку вы ни выбрали, многие, но не все, поворотные энкодеры выполнены из металла (некоторые - из пластика), и общее первое впечатление - это действительно солидный инструмент, созданный для серьезного дорожного и студийного использования.
Многие пресеты имеют очень типичное для Korg звучание - если вы когда-нибудь пользовались Wavestation 90-х годов, на ум сразу же придет фраза "Mr Terminator". Это не значит, что звуки каким-то образом устарели - на самом деле, это далеко не так. Это всегда хороший показатель синтезатора, если вы можете набрать пресет, который вдохновляет вас придумать что-то, чего вы никогда не играли раньше, и это часто случалось во время тестирования Wavestate SE.
Архитектура синтезатора достаточно проста - волны можно секвенировать, чтобы создать патч, и до четырех патчей можно наложить друг на друга, чтобы создать представление. Вы можете микшировать отдельные голоса четырех слоев в реальном времени в любой момент с помощью векторного джойстика, который довольно странно расположен на расстоянии от колес питч-бенда и модов. К сожалению, расширенное шасси SE не позволяет разместить дополнительные выходы, чтобы каждый слой мог иметь свой собственный выходной канал.
На передней панели также есть специальные регуляторы для фильтров, огибающих, LFO и эффектов, но что всегда отличало Wavestate от аналогов, так это глубина маршрутизации модуляции. Почти все регуляторы на передней панели и большинство экранных параметров можно модулировать, вплоть до настроек отдельных шагов волновой последовательности.
Обе эти машины ни в коем случае не являются существенным обновлением оригинальных версий Opsix и Wavestate MK2. Всегда приятно иметь выбор, но многие, особенно те, у кого есть небольшие студии и кто уже владеет канальными MIDI-контроллерами с aftertouch, предпочли бы видеть бесклавиатурные настольные или даже монтируемые в стойку версии этих устройств. Разделяет мнения и проблема маленького экрана и неиспользуемой площади - более крупный и удобный дисплей, несомненно, в значительной степени оправдал бы завышенную цену SE.
Целевая аудитория синтезаторов SE будет несколько нишевой, но именно в этом и заключается смысл лейбла "Special Edition". Это отличные синтезаторы, каждый со своими достоинствами - Opsix SE ближе всего к современному DX7, а Wavestate SE, с его ошеломляющими 5000 возможных направлений модуляции и четырехслойной архитектурой, может создавать развивающиеся текстуры и паттерны, на которые не способен ни один другой синтезатор. Но если цена в несколько раз выше, чем у их братьев и сестер, то стоит ли SE переплачивать за обычные версии, которые сами по себе являются мощными машинами?
Наш вердикт: Opsix SE наиболее близок к современному DX7, но не является существенной модернизацией по сравнению с впечатляющим оригиналом. Между тем, дополнительные голоса и клавиатура в Wavestate SE - это здорово, но, возможно, недостаточно, чтобы оправдать завышенную цену.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ