Тоскуете по 80-м? Вновь представленная в 2013 году модель Music Man Sabre возвращает двойные хамбакеры и даже приглушение струн. Рецензия Гарета Моргана.
Когда басисты думают о Music Man, на ум сразу приходит оригинальная модель StingRay: один большой хамбакер, прекрасно играющий гриф, активный двухполосный эквалайзер и приглушение струн, плюс агрессивный рашпиль с кристально чистыми высокими частотами, которые сделали его одним из классических басов.
Но есть еще один бас Music Man 70-х годов - Sabre, который появился в декабре 1978 года, примерно через год после того, как Лео Фендер разорвал свои связи с компанией. По сути, это была версия Stingray с двумя звукоснимателями, с добавленным шейным хамбакером, предназначенным для игроков, которым звучание StingRay казалось немного ограниченным. Он так и не прижился и был снят с производства в 1991 году, но история отнеслась к Sabre с благосклонностью, а оригиналы приобрели большую ценность и теперь востребованы коллекционерами и энтузиастами MM.
Это переиздание, названное Classic Sabre, имеет корпус, который едва отличается от корпуса StingRay, примерно на 2,5 мм шире, со слабым оттенком "смещенного" вида и менее прижатой, более гитарной талией. У нее есть фаски на предплечье и существенные фаски на грудной клетке - у оригинального Stingray не было ни того, ни другого, хотя, конечно, у современных они есть. Sabre удобно держать в руках, и хотя в сидячем положении он стремится погрузиться в пол, он удобно сидит на коленях с помощью ограничительного предплечья.
Отделка "vintage burst" нашей обзорной модели придает Sabre соответствующий олдскульный характер Music Man, а трехслойный черный/белый/черный звукосниматель (в качестве опции предлагается tortie) не напоминает каплевидную форму своего предшественника, будучи почти Jazz Bass-подобным по дизайну и отслеживая контур нижнего края в роге.
Sabre поставляется с грифом из клена "птичий глаз", украшенным красивыми крапинками. Это средний "С" контур, не ультратонкий и быстрый, но дополнительная субстанция позволяет чувствовать себя комфортно и уверенно, а лакированная отделка не испортит плавность движения левой руки.
Накладка на головку грифа имеет мгновенно знакомую форму плюс белый, изысканно выглядящий меламиновый орех. Четыре хромированных тюнера Schaller BM имеют открытое зацепление и конические стойки для струн и расположены в известном стиле "три вверх, один вниз" - что может вас насторожить, если вы любите менять басы местами, но это одна из тех вещей Music Man... и это делает его на полдюйма короче, чем Precision.
Вы можете выбрать палисандровый гриф, но для многих из нас настоящий Music Man должен иметь кленовый гриф с крупными черными точками, и именно его вы здесь и получите. Гриф прекрасно отделан, имеет блестящий блеск и несет 21 толстый, высокопрофильный никелевый лад.
Бридж Top Loading изготовлен из закаленной хромированной стали и имеет бочкообразные седла из нержавеющей стали. Он также оснащен четырьмя поролоновыми приглушителями струн, традиционной деталью бриджа MM, которые можно поднимать и опускать с помощью винтов с накатанной головкой. Оригинальная идея заключалась в том, чтобы попытаться воспроизвести качество, подобное контрабасу, путем регулировки величины подставки, и это еще одно тональное оружие в арсенале Sabre.
Активная электроника подключена к одному Music Man Standard Neck Pickup, который представляет собой 16-полюсный хамбакер с магнитами Alnico, и одному Standard Bridge Pickup, который также оснащен магнитами Alnico, но имеет только восемь полюсов.
Помимо двух регуляторов эквалайзера, Bass и Treble, Sabre имеет регулятор громкости и пятипозиционный селекторный переключатель: положение 1 дает бриджевый звукосниматель, центральное положение 3 дает оба, а положение 5 солирует на неке, в то время как положение 4 приносит версию шейного звукоснимателя с одной (задней) катушкой, а положение 2 добавляет к нему обе катушки бриджа. Есть еще одна особенность, запрятанная глубоко в бункере электроники Sabre, а именно: запатентованная компанией MM схема Silent Circuit, фиктивная катушка с буферным предусилителем для минимизации 60-циклового шума в режиме одиночной катушки.
Начиная с селектора в центральном положении 3, когда оба звукоснимателя включены, мы обнаружили, что лучший способ подступиться к Sabre - это подкрутить встроенную ручку Bass - гораздо меньше, чем она, не дает достаточной ширины для базовой практичности - и добавить примерно половину усиления Treble (точную степень усиления трудно вычислить, поскольку нет центрального отступа и нумерации). Сделайте это, и вы получите приличный рык струны E, с изюминкой, которая становится более очевидной по мере продвижения по ладам, но отклик при переходе от струны к струне остается приятным и ровным.
Струна G имеет хрупкий край и намекает на шипение StingRay, но она все еще достаточно широкая для общего использования. Boosting Treble в конечном итоге становится тонким и жилистым, с ощущением сжатия при агрессивном пике.
Перейдите в позицию 5, и солирующий шейный звукосниматель напоминает P-Bass благодаря своей древесной акустике в нижних регистрах, хотя Sabre не имеет такого ощущения пустоты в средних частотах. Струна E имеет рычащий край, а на струнах A и D - задумчивый и темный оттенок, при этом высокие частоты сообщают ясность, но не имеют излишней резкости и резкости. Усиление высоких частот немного увеличивает шум ладов, добавляя хрустящую грань к более мягкой сердцевине, и это определенно сделает звук достойным рока, особенно для более грубых приложений.
Переключение на бриджевый звукосниматель позволяет получить плотный, фанковый тон, не слишком резкий, но все же напоминающий такие шикарные композиции Бернарда Эдвардса на StingRay, как Everybody Dance. В звуке присутствует качество клиппинга с плотным басом, пулеметными средними, которые намекают на гулкий звук, но не дотягивают до него, и высокими, которые придают четкость без излишней агрессии.
Эти высокие частоты становятся немного более носовыми, если увеличить уровень Treble; на наш взгляд, хотя они и отрывистые при полном усилении, им не хватает телесности и воздействия, как при аналогичных настройках на многих других активных басах.
Из оставшихся двух настроек позиция 2 - бриджевый звукосниматель плюс задняя катушка шейного звукоснимателя, что в принципе дает тон, схожий со звучанием двойного звукоснимателя, но с меньшей теплотой и шириной, а также с более резкими низкими частотами.
Усиление высоких частот позволяет добиться большей выразительности и влияния, причем лучше всего это делать большим пальцем, и этот сухой, рашпильный слэповый тон идеально подходит для исполнения некоторых партий Луи Джонсона. Положение 4 (задняя катушка, только звукосниматель для грифа) предлагает более резкую версию звучания грифа под влиянием P-Bass, только немного светлее в нижней части и немного ярче по всему грифу.
По правде говоря, различия минимальны, но все же это разумный вариант.
Sabre - это не просто вариация на тему любимого StingRay - это действительно хороший бас сам по себе. Кто-то может недоверчиво поднять бровь на двухполосный эквалайзер, но вместе с опциями, предлагаемыми пятиполосным переключателем, Sabre вооружен для широкого спектра стилистических битв, от приземленного блюза до бурлящего фьюжн.
Отпечаток 70-х годов глубоко и очевидно прослеживается в великолепных линиях Sabre, играющем грифе, знакомой головной части и даже в солнечном цвете. Цена ставит ее в прямую конкуренцию некоторым басам с гораздо более высокими характеристиками и равным качеством... но, эй, ни на одном из них нет надписи "Music Man" на накладке.