Стоит ли считать иронией то, что могущественная компания Fender находит вдохновение в электрогитарах из каталога «С» 1960-х годов? Каким бы ни был ответ, в последние годы Fender творчески переосмысливает свои классические модели, и новая коллекция Gold Foil Collection еще раз подтверждает это чувство приключений. Хотя эти модели Jazzmaster и Telecaster названы в честь установленных в них звукоснимателей, с первого взгляда очевидно, что Fender использовала электронику как трамплин для создания новых воплощений этих классических форм, и визуальную привлекательность каждой из них невозможно отрицать.
Эти веселые, фанковые пикапы, использовавшиеся на многих электрогитарах Harmony и Silvertone конца 50-х и 60-х годов, уже давно пользуются большой популярностью. И хотя это не первый раз, когда Fender ставит на гитару звукосниматель с золотой фольгой, это действительно первый раз, когда компания использует название Gold Foil для названия целой серии. Лично я уже давно являюсь поклонником оригинальных звукоснимателей с золотой фольгой. Особое пристрастие я питаю к пикапам Rowe/DeArmond с «S» и «бриллиантовым» покрытием, которые использовались, в частности, на моделях Jupiter, Bobkat и Silhouette [см. GP, 11/20], и долгое время говорил о том, что это недооцененные маленькие звуковые великолепия... пока они не стали очень цениться, и их уже практически нельзя было купить.
В последние годы многие производители гитар и звукоснимателей больше склоняются к эстетике золотой фольги, чем к внутренней конструкции, используя ее как удобный корпус для более обычного звукоснимателя. В данном случае Fender использует мини-хамбакеры (по размеру они очень близки к винтажным мини-хамбакерам Firebird) с хромированными внешними крышками и верхними частями с золотой фольгой.
В остальном же в каждой гитаре есть несколько других отступлений от традиций Fender. Обе гитары имеют корпуса из цельного красного дерева - якобы для того, чтобы смягчить потенциально яркие звукосниматели - плюс грифы из черного дерева. Вернулись и классические элементы: грифы с болтовым креплением, цельный клен под декой и легендарная длина шкалы Fender 25 ½ дюйма. Давайте погрузимся в игру.
Офсетные струны, безусловно, переживают свой момент. Эта форма так хорошо подходит для различных ультрастильных, ретро-тематических образов, и Fender снова вернул ей привлекательность, выпустив Gold Foil Jazzmaster. Электрогитара из нашего обзора поставляется в цвете Shoreline Gold с соответствующим хэдстоком (корпус отделан глянцевым полиэстером, задняя часть грифа - сатинированным уретаном), и это фантастический образ в сочетании с красной накладкой из искусственной черепахи и грифом с перлоидными маркерами блоков - кивок в сторону Jazzmasters после 66-го года. (Другой вариант отделки - Candy Apple Burst с черной накладкой, что еще больше приближает модель к Silvertone/Harmony 60-х годов).
Гриф вырезан в соответствии с профилем «C» 60-х годов, довольно тонкой формы с глубиной .810 дюймов на 1-м ладу. Радиус грифа составляет 9 ½ дюйма, а ширина по синтетическому ореху - 1,65 дюйма (около 1 21/32 дюйма). В качестве неожиданного изменения формата Jazzmaster эта модель оснащена не вибрато Jazzmaster/Jaguar, а виброхвостом Bigsby. Он сочетается с качающимся бриджем Mustang - деталью, которую многие игроки использовали на протяжении многих лет, чтобы улучшить звучание своих оффсетов. Сверху установлены тюнеры Fender в стиле Kluson с белыми кнопками - еще один приятный кивок в сторону вдохновения Gold Foil от «каталожной гитары».
Этот джаз-мастер с тремя звукоснимателями Gold Foil Jazzmaster кричит «альтернатива Страту», а его установка позволяет создавать еще больше комбинаций звукоснимателей. Пластина Jaguar с тремя переключателями на нижнем роге была адаптирована для размещения переключателя включения/выключения для каждого звукоснимателя, что позволяет использовать комбинации «нек-бридж» и «все включено», которых не хватает Stratocaster с пятиполосными переключателями - и все это с подавлением гула.
Гитара отлично играла прямо из прилагаемой сумки (и даже лучше после того, как я немного подправил строй в соответствии с личными предпочтениями), и демонстрировала полный, четкий, чистый и сбалансированный тон без подключения к сети. Учитывая корпус из красного дерева и бигсби, Gold Foil Jazzmaster немного тяжеловата - более девяти килограммов, хотя для инструмента со смещенным корпусом это не слишком много, и я никогда не чувствовал, что вес мешает комфортной игре. В целом, сборка и отделка были превосходны на нашем тестовом образце, и гитара является прекрасным примером того, чего может достичь фабрика Fender в Энсенаде, Мексика, в наши дни.
Протестированная через 65-амперную голову London tube amp head и кабину 2x12, твидовый комбо 1x12 в стиле Deluxe и Neural DSP Quad Cortex в студийных мониторах, Gold Foil Jazzmaster показала богатство альтернативных и почти знакомых тонов. Первое, что замечаешь при подключении, - Gold Foil Jazzmaster совсем не похож на гитару Fender в чистом виде, и это, скорее всего, часть плана. Звук электрогитары чистый, богатый и полный, с достаточной остротой, чтобы сохранить агрессивный характер на протяжении всего звучания. Он, конечно, тоже яркий, но не пронзительный. Я опасался, что гриф из черного дерева может перегнуть палку. По моей оценке, это не так.
Таким образом, у нее действительно есть свой собственный звук, который одинаково хорошо подходит как для густого джангла, так и для яркого кранча. При игре стилей, которые я мог бы исполнить на традиционной гитаре Fender или Gibson, я обнаружил, что Gold Foil Jazzmaster придает первым немного больше толщины и мускулов, а вторым - немного больше яркости и артикуляции. Забавно, но я всегда считал, что винтажные мини-хамбакеры Firebird обладают тональностью золотой фольги, и эти Fender тоже намекают на это. В целом, однако, они определенно больше относятся к лагерю мини-хамбакеров, и это хорошо подходит для этой электрогитары.
Технические характеристики
Несмотря на то, что корпус Gold Foil Telecaster по форме напоминает легендарный однокатушечник Fender, он соответствует основным спецификациям Jazzmaster, за исключением 12-дюймового радиуса грифа, отсутствия обвязки и точки регулировки колков, которая находится на грифе, а не на торце корпуса, как у Jazzmaster. В остальном это солидный Tele по любым меркам, и к тому же очень привлекательный. Корпус цвета «белый блондин» с соответствующей накладкой на грифе так или иначе выигрывает от классической отделки Telecaster, а весь внешний вид говорит о тонкой элегантности, которая действительно работает.
На этой модели установлены два мини-хамбакера Gold Foil, один из которых в бриджевом положении еще больше подчеркивает пристрастие к Firebird своим хромированным монтажным кольцом в стиле Firebird. Они подключены к стандартному трехполосному переключателю с мастер-громкостью и тембром, а бридж - это рубленый trad-Tele с проходными струнами и тремя латунными бочкообразными седлами. (На них нет компенсационного наклона, но гитара интонируется хорошо, независимо от этого). Gold Foil Telecaster играет безупречно от ореха до сустейна, возможно, даже более гладко, чем Jazzmaster, и при этом весит примерно на фунт меньше.
Подключенный к тем же установкам, Gold Foil Telecaster обеспечивает великолепное сочетание чего-то старого и чего-то нового, что в конечном итоге приводит к чему-то вдохновляюще другому. Как бы я ни наслаждался Jazzmaster и не считал его удачным приключением, Telecaster захватывает меня еще больше. Возможно, дело просто в том, что нестареющая одноладовая рабочая лошадка просто не может подвести, если ее правильно настроить, но в этой электрогитаре как-то больше характера, нюансов, агрессии и «загадочного ингредиента X», и в результате она удивительно вдохновляет.
Это также немного более истинная смесь традиционного Telecaster и чего-то еще, возможно, более Firebird, чем Harmony/Silvertone. Когда вы захотите, вам будет доступна солидная доза телекастеровского тванга, сплетенная с чуть более гармоничным вихрем и характерной зернистостью. Будучи мини-хамбакерами, если вы включите усилитель или педаль овердрайва, звукосниматели помогут превратить эту электрогитару в резкого, жгучего рок-воина. В результате получился удивительно универсальный исполнитель в обманчиво простом корпусе, и по любым меркам очень веселый.
Технические характеристики
Коллекция Gold Foil Collection с первых же слов о ее выпуске вызвала большой резонанс в гитарной среде, и мой первый взгляд на эту пару показал, что это внимание вполне заслуженно.
С одной стороны, можно считать, что Fender назвала эту серию в честь популярных звукоснимателей с золотой фольгой, хотя на самом деле эти электрогитары не оснащены звукоснимателями, точно воссоздающими винтажные оригиналы. Тем не менее, дизайнерский замысел послужил толчком для создания нескольких забавных, веселых и вполне жизнеспособных новых моделей в относительно доступной линейке, а это уже своего рода успех.
Gold Foil Jazzmaster выглядит безумно привлекательно и предлагает вдохновляющий набор оттенков, но в Gold Foil Telecaster есть что-то еще более убедительное, что делает его победителем Editors' Pick Award.