Техасская компания заново изобрела модель ES-335, выпустив полюбившуюся многим модель I-35. Теперь настала очередь модели ES-330.
История Collings Guitars началась в середине 1970-х годов, когда Билл Коллингс переехал из Огайо в Хьюстон, штат Техас, бросил курс доврачебной подготовки в пользу работы инженера и начал собирать гитары на своей кухне. Хотя Билл, к сожалению, ушел из жизни в июле 2017 года после борьбы с раком, он оставил после себя внушительное наследие в области создания инструментов и компанию, известную своими строгими стандартами, чьи инструменты любят артисты по всему миру.
Хотя репутация Коллингса как одного из ведущих лютьеров была построена на его акустических инструментах с плоским верхом и арктопах, компания представила свои первые мандолины в 1999 году, а к 2006 году Коллингс начал создавать и электрогитары. Впервые показанная в виде прототипа на выставке Winter NAMM, а затем официально представленная в ноябре 2017 года, Collings I-30, проще говоря, является для Gibson ES-330 тем же, чем I-35 является для ES-335.
Хотя источником вдохновения послужила золотая эра Gibson в Каламазу, при ближайшем рассмотрении I-30 обнаруживается, что в Остине, штат Техас, был проведен ряд разумных доработок. Помимо более компактного 15-дюймового нижнего порожка, самое значительное отклонение от модели ES-330 можно обнаружить, заглянув в f-отверстие со стороны баса I-30. В отличие от полого внутреннего корпуса ES-330, Collings имеет параллельные подкосы.
Несмотря на то, что накладка на гриф была впервые применена компанией Gretsch в конце 1950-х годов и чаще ассоциируется именно с этим брендом G, в контексте дизайна в стиле Gibson принцип тот же: соединяя верхнюю часть гитары с задней, вы увеличиваете устойчивость, а также уменьшаете восприимчивость к обратной связи. Здесь, в модели I-30, гриф из гондурасского красного дерева также соединен с задней колодкой посредством конструкции скоб. Вместе со сверхдлинным врезным и теноновым соединением грифа это обещает стать рецептом того, что I-30 LC будет иметь более солидные характеристики устойчивости, как у массивных корпусов.
Консоли, конечно, не добавляют веса, как у массивных корпусов - при весе 5,3 фунта I-30 не доставит никому проблем со спиной. Хотя есть небольшое погружение грифа - что не редкость для компактных пустотелых корпусов - оно легко уравновешивается нашим правым предплечьем при игре и не вызывает дискомфорта.
Куда бы вы ни посмотрели, эта гитара свидетельствует о внимании к деталям, проявленном в процессе исследований и разработок Collings. Дугообразные трехслойные кленовые верхняя и задняя части изготовлены с ориентацией текстуры и толщиной слоев, оптимизированной для веса, акустического отклика и устойчивости к обратной связи. Внешние слои имеют захватывающее пламя, которое резко меняется в зависимости от угла обзора и, в сочетании с периодическим мерцанием, напоминает древесину, используемую Gibson в эпоху Burst.
I-30 отличается от классической модели Gibson ES-330 тем, что внутри используется усиливающая сустейн и подавляющая обратную связь накладка грифа.
То, как задняя обвязка корпуса плавно продолжается вокруг пятки, является еще одним признаком того, что мы имеем дело с виртуозной гитарой, а ультратонкое (0,005-0,007 дюйма) глянцевое нитроцеллюлозное покрытие было нанесено безупречно. Стриженый" контур головки Collings по-прежнему является одним из самых элегантных поворотов винтажной темы, а здесь он дополнен шпоном черного дерева и перламутровым логотипом.
Если быть придирчивым, то более толстый звукосниматель с более щедрым скосом мог бы иметь более привлекательный вид в винтажном стиле, но в целом это серьезно выглядящая электрогитара. И не только в этом глянцевом воплощении Blonde - вариант "состаренной отделки и фурнитуры" в цвете Jet Black настолько крут, что становится больно. Пора перестать падать в обморок и начать играть...
Конструкция I-30 воплощается в акустическом голосе, который громкий, деревянный и выталкивает одиночные ноты вперед, как пушка. Сустейн впечатляет, а профиль грифа с мягкими плечами C имеет тонкий намек на V, напоминающий лучшие грифы Gibson 1950-х годов, и отличается великолепным комфортом. С каждым десятилетием игры он, несомненно, будет чувствовать себя еще лучше.
В отличие от ES-330, 19-ладовый гриф I-30, выполненный в стиле 335, обеспечивает доступ ко всем 22 ладам гитары, а сгибать струны на такой высоте не так тесно, как это бывает в тесных прорезях других уменьшенных моделей испанской электрогитары.
Хотя ES-330 и Casino имеют репутацию инди-джангла и бритпоп-кранча, I-30 ощущается как гитара гладкого солиста - определенно больше Гранта Грина, чем Пола Уэллера. В чистом твидовом усилителе с вкраплениями пружинного ревербератора, Lollar Dogear P-90 дают широкие возможности для экспрессии. Поднимите усилитель для горластого овердрайва, и недостатка в обхвате не будет - I-30 выдает жирные, неистовые тона P-90, густые, как патока. Это больше Гриссом, чем Леннон, больше Техас, чем Abbey Road Studio Two.
Как и в любой другой конструкции с полым корпусом - с подкосами или без - на концертных громкостях с включенным скрежетом, вы должны тщательно выбрать место, прежде чем начать ходить по натянутому канату между музыкальной обратной связью и водоворотом. Взяв для сравнения гитару более традиционной конструкции типа ES-330 с 16-дюймовым полым корпусом (в данном случае Eastman T64/v), Collings расцветает в фидбеке менее злобно и более контролируемо, чем Eastman. Там, где более крупное полое тело быстро переходит в среднечастотный вой, Collings остается музыкальным дольше.
С подходящими эффектами окружающей среды, эта зона на границе обратной связи - одна из самых интересных зон во всем гитарном искусстве. Если аккуратно управлять ею с помощью встроенных регуляторов или педали громкости, можно создать безграничную жуткую атмосферу. Вас ждет выступление в кино на саундтреке...
Уменьшая громкость до тех пор, пока мы не окажемся на краю пропасти, интересно отметить, что у Eastman Duncan Antiquity P-90s верхние гармоники живее, чем у Lollars, а больший корпус также обеспечивает более глубокий бас. Напротив, Collings обладает более насыщенным кремом средних частот и утонченной гладкостью, в то же время предлагая больше напора и уровень устойчивости, который больше похож на твердое тело или полубочку с центральным блоком.
Не стоит забывать о том, что пять тысяч - это большие деньги для гитары, и с таким бюджетом вы могли бы приобрести отличный винтажный Gibson hollowbody, который будет дорожать со временем. Тем не менее, Collings - это гитара на всю жизнь, и она сделана с любовью и заботой, что редко встречается даже в этой высокой ценовой категории. Возможно, вы даже предпочтете более плавный ход, который она предлагает...