В середине 1980-х годов молодой Пол Бирд, имевший за плечами дипломы авиамеханика и инженера-механика, но не сумевший найти работу в этих областях, обратился к другой своей любви - музыке. Будучи исполнителем, преподавателем и мастером по ремонту струнных инструментов, он разочаровался в качестве многих резонаторных гитар на рынке и решил использовать новые технологии для создания лучшего инструмента.
Это было нелегко, поскольку требовалось смотреть вперед и одновременно чтить традиции резонаторных гитар, заложенные в 1920-30-х годах братьями Допиера, создателями первых резонаторов National и Dobro. Но Бирд, мягко говоря, преуспел. Он закончил свой первый инструмент в 1985 году и теперь делает свои одноименные гитары Beard Guitars для целого ряда музыкантов, включая Винса Гилла, Джерри Дугласа, Синди Кэшдоллар, Кеб' Мо' и многих других феноменальных музыкантов.
Недавно мне довелось провести некоторое время с моделью A-Model Odyssey, инструментом, оснащенным тройным диффузором Beard's Legend, в сочетании с настроенной системой Spider-Bridge. Если судить по модели, представленной в обзоре, это оборудование и великолепно сделанная гитара из цельного дерева, на которой оно установлено, делают резонатор великолепно звучащим.
Благодаря сочетанию винтажных и современных элементов, Odyssey имеет потрясающий внешний вид, который непременно привлечет внимание публики на любом концерте. От овального звукового отверстия в стиле Маккаферри до характерной крышки резонатора и кленового переплета Odyssey отличается от типичной резонаторной гитары. Наклонная головка грифа также придает ей причудливую изюминку.
Каждая деталь, от ладов до выбора древесины, сияет в этой чрезвычайно хорошо сделанной гитаре. Инструмент доступен в различных комбинациях тонов; задняя и обечайка тестовой модели из цельного красного дерева имеют светлый, почти зеленоватый оттенок, напоминающий коа, а контраст между дубоватым кленовым переплетом на грифе и корпусе и коричневато-оранжевым цветом задней и обечайки особенно элегантен.
Помимо этих косметических деталей, у Odyssey есть пара интересных конструктивных особенностей, которые выделяют ее из толпы. При создании резонаторной гитары с увеличенной проекцией и басовым откликом Бирд обратился к конструкции громкоговорителей. Лютье называет овальное звуковое отверстие Odyssey басовым портом, внутренняя архитектура которого разработана таким образом, чтобы направлять к нему низкие частоты. Порт разделен изнутри от резонатора перегородкой фазоинвертора, что приводит к усилению фокуса баса и отделяет его от высоких частот, выходящих из накладки. Также в Odyssey отсутствует звуковое кольцо, встречающееся во многих других резонаторах; вместо него установлены две звуковые стойки, что приводит к более открытому звучанию инструмента.
Конечно, существуют явные различия в качестве конструкции и тембральных характеристиках между резонаторами типа "паучий конус" и версиями с бисквитным мостом и триконусом. По сравнению со своими аналогами, резонатор типа "паук-конус" издает носовое качество, по крайней мере, на мой слух. Этот тип резонатора предпочитают игроки блюграсса, которые обычно играют на добро с квадратным вырезом. Блюзовые гитаристы также используют инструменты с резонатором типа "спайдер-коун", но это тип "бисквит-бридж", который больше ассоциируется с такими игроками, как Букер "Букка" Уайт и Сон Хаус.
В любом случае, я ожидал, что Odyssey, оснащенный спайдер-конусом, с его относительно широким 15-дюймовым нижним порожком и 4-дюймовой глубиной корпуса, будет иметь мощный бас, и я не был разочарован. Богатый, глубокий низкий звук исходил из овального звукового отверстия и резонатора, когда я играл несколько блюзов в стиле Delta в настройке Drop-D. Было заманчиво держать ровный дроун, с устойчивой шестой струной, и впитывать все сливочное басовое звучание в открытой позиции, но я поднялся по средним струнам и далее вверх по грифу, которые были одинаково привлекательны.
Во всех регистрах Odyssey обладает определенно темным тембром, который приглашает вас погрузиться в игру, не испытывая ярких, высокочастотных воплей, которые часто встречаются на резонаторах. Играл ли я со слайдом или без него, богатый, глубокий тон пронизывал весь игровой диапазон гитары, от низких нот шестой струны до самого высокого регистра на первой струне. Но звук никогда не был мутным или неопределенным; это просто привлекательный уникальный тональный характер.
Odyssey оснащен звукоснимателем Fishman Nashville Series Spider-Style Resophonic. Я подключил его к усилителю AER MM200 (обзор которого был опубликован в номере за январь/февраль 2020 года) и, установив регуляторы эквалайзера на усилителе в ровное положение, обнаружил, что высоких частот немного не хватает. Odyssey не имеет встроенных регуляторов, поэтому все настройки громкости и эквалайзера должны производиться на усилителе или внешнем предусилителе. Когда я немного поднял высокие частоты на AER, Odyssey зазвучал в соответствии со своей акустической сущностью: тепло и полно.
Odyssey ощущается так же хорошо, как и звучит. Благодаря заводской настройке низкого хода, на ней легко играть, как флэтпиком, так и перебирая пальцами по грифу. Мне особенно понравилось использовать медиатор на этом инструменте, который играл как электрогитара, но с немного более жесткими ощущениями. Благодаря 1,75-дюймовой гайке я также чувствовал себя прекрасно и не испытывал тесноты при игре пальцами. Как исполнитель блюза, я в первую очередь тяготею к гитарам с более широкими ладами и V-образными грифами. С-образный гриф Odyssey определенно имеет более современный вид, но он не настолько узкий, чтобы большие руки чувствовали себя некомфортно.
Beard's A-Model Odyssey - это прекрасно спроектированная и собранная гитара, которая выглядит, ощущается и звучит как бутиковый инструмент. Современная вибрация в сочетании с некоторыми традиционными элементами придает этой резонаторной гитаре особое звучание и ощущение. Тем, кому нравится звучание инструментов с паучьими конусами, обязательно стоит обратить внимание на Odyssey.