От классики, джаза и блюза до рока и поп-музыки - вот лучшие пианисты в мире, которые изменили игру.
С момента своего изобретения в 1721 году фортепиано оказало беспрецедентное влияние на развитие музыки. Его полифонические возможности мгновенно привлекли внимание классических композиторов, в результате чего фортепиано стало любимым инструментом для многих. Сейчас фортепиано - один из самых важных и актуальных инструментов на планете. Неудивительно, что за прошедшие годы появилось невероятное количество пианистов-виртуозов, играющих в самых разных жанрах и стилях.
Мир фортепиано включает в себя все: от классики, джаза и блюза до рока и поп-музыки, поэтому сократить десятку лучших пианистов всех времен оказалось непростой задачей (чтобы понять, что мы имеем в виду, смотрите наш список почетных упоминаний в конце списка). Не все великие клавишники обязательно являются великими пианистами, поэтому это не список величайших клавишников. Именно по этой причине мы исключили из списка таких великих музыкантов, как Рик Уэйкман, Херби Хэнкок, Рэй Чарльз и Стиви Уандер, которые, хотя, безусловно, не сутулятся на слоновой кости, больше известны как клавишники, а не только как пианисты.
Таким образом, это скорее подборка музыкантов, которые в той или иной степени сделали фортепиано своим или сделали больше, чем большинство других, чтобы повысить статус инструмента в глазах и ушах своей аудитории. Итак, вот наш список десяти лучших пианистов всех времен.
Марта Аргерих родилась в 1942 году в Буэнос-Айресе от испанских и русско-еврейских родителей и считается одной из величайших классических пианисток второй половины XX века, продолжающих работать и по сей день. За свою блистательную карьеру, усыпанную наградами и похвалами знатоков классики, Марта прошла путь от победы на двух крупных конкурсах в 16 лет до работы с лучшими оркестрами мира, сольных выступлений в Карнеги-холле и награждения премией Центра Кеннеди, высшей наградой США за влияние на американскую культуру через искусство.
Она создала потрясающий репертуар сложных классических концертов, которые исполняет по памяти, ничуть не утратив своей техники и ловкости в возрасте 80 лет. Выше представлена запись ее исполнения Концерта для фортепиано с оркестром № 3 Прокофьева на Сингапурском международном фортепианном фестивале в 2018 году.
Барри Харрис был несравненным джазовым пианистом, композитором и педагогом, которого многие считали одним из лучших классических джазовых педагогов на планете. Более шести десятилетий он оказывал влияние на огромное количество джазовых музыкантов своими мастер-классами по импровизационным техникам в сочетании со своим уникальным подходом к гармонии и ее применению на фортепиано.
Среди значимых достижений музыканта - почетная степень доктора искусств Северо-Западного университета и включение в Зал славы американского джаза за жизненные достижения и вклад в мир джаза. Его недавний уход из жизни - огромная потеря для джаза и фортепианного сообщества в целом.
Самоучка, с ранних лет игравший на акустическом пианино в бабушкиной комнате, Джулс Холланд закрепил свою профессиональную карьеру в качестве клавишника в рок-группе 703-х Squeeze, но с тех пор стал квинтэссенцией современных эмиссаров страйда и буги-вуги на фортепиано. Настоящий музыкант для музыканта, его многочисленные совместные работы, показанные в телешоу "Позже с Джулсом Холландом" (сейчас идет 53-й сезон), демонстрируют, что, хотя он может найти подход к любому жанру, буги-вуги - это именно то место, где он чувствует себя как дома.
В полной мере используя эту платформу для того, чтобы жанры страйда и буги оставались на переднем крае сознания публики, Джулс сделал больше, чем кто-либо другой, чтобы эти традиционные стили жили и процветали в 21 веке. Помимо активной работы на телевидении, он продолжает распространять евангелие буги, гастролируя с оркестром Jools Holland Rhythm & Blues Orchestra. Здесь он играет вместе с группой в прямом эфире из Кью-Гарденс в 2009 году.
Певцу и мультиинструменталисту Джейкобу Коллиеру всего около двадцати лет, а за его плечами уже несколько премий "Грэмми". Благодаря своему почти потустороннему музыкальному таланту за последнее десятилетие он превратился из ютубера в суперзвезду. Как будто вся музыкальная теория была загружена в его мозг в стиле Матрицы еще в подростковом возрасте, Джейкоб выглядит так, как будто он только что проснулся, изобрел музыку и хочет поделиться ею с миром.
Известный тем, что соединяет несколько музыкальных жанров и широко использует регармонизацию и близкие гармонии в своих энергичных живых выступлениях, Джейкоб обладает феноменальным мастерством игры на фортепиано, благодаря которому он и занял свое место в этом списке лучших пианистов. Почти пугающе, что в свои двадцать семь лет он все еще утверждает, что не способен механически воспроизвести то, что слышит в своей голове, так что кто знает, куда его заведет будущее? На видео выше посмотрите соло из его совместной работы со Snarky Puppy "Don't You Know", начиная с 4'05".
Сэр Элтон, известный своими яркими нарядами и экстравагантным мастерством игры на фортепиано, считается лучшим рок-пианистом на свете. Ссылаясь на такие детские влияния, как Джерри Ли Льюис и Уинифред Этвелл, Элтон поднялся в ряды сессионных музыкантов начала 70-х благодаря не только своему необыкновенному таланту, но и долгому и плодотворному сотрудничеству с лириком Берни Таупином.
Песни, которые дуэт создавал вместе, в сочетании с уникальным сочетанием ударных рок-ритмов и сложной мелодичной игры Элтона, помогли ему стать одним из самых успешных артистов всех времен. Элтон до сих пор записывается и выступает с самыми известными артистами, а его жизнь была показана в фильме "Ракетчик" (2019). Вот клип, на котором он исполняет песню Rocket Man в Королевском Альберт-холле в 1972 году.
Прозванный "Убийцей", икона рок-н-ролла Джерри Ли Льюис за более чем шестьдесят лет своей карьеры оставил в ужасе не одно фортепиано. Доведя уровень шоуменства до максимума и выдвинув фортепиано на передний план бурно развивающейся рок-н-ролльной сцены в середине 1950-х, молодой Джерри Ли был пианистом, с которым приходилось считаться, и чье влияние многие музыканты ощущают и сегодня. После периода рок-н-ролла он успешно перешел в 60-70-е годы в разряд исполнителей кантри.
Помимо неоспоримых природных способностей к игре на клавишах, Льюис был знаменит тем, что на своих выступлениях придавал своим выступлениям театральность, например, отправлял в полет скамейки для пианино, использовал пиротехнику и распускал волосы. Не менее печально известный своей бурной личной жизнью и выходками вне сцены, Льюис, тем не менее, является одним из признанных пионеров рок-н-ролла, и его место в истории музыки гарантировано. Вот клип, на котором он исполняет свой дебютный сингл "Whole Lotta Shakin' Goin' On" в 1957 году.
Один из самых плодовитых авторов-исполнителей XX века, Билли Джоэл является автором одних из самых любимых популярных песен под фортепиано, таких как "Just the Way You Are", "My Life" и "She's Always a Woman". Прозванный Пианистом после одного из своих ранних синглов, в котором упоминается период, проведенный в качестве пианиста в нью-йоркском баре, Билли занимает место в Зале славы рок-н-ролла, получил престижную награду Центра Кеннеди и является первым неклассическим музыкантом, удостоенным портрета в Стейнвей-холле.
Сравнимый только с Элтоном Джоном в области пианистического, сценически-центрового поп- и рок-певца и исполнителя, Билли Джоэл ссылается на самых разных великих людей, включая Рэя Чарльза и классических композиторов, таких как Бетховен и Бах. Он всегда умел вплетать в свою игру великолепные мелодии, что легко заметить по его многолетним выступлениям на сцене с фортепиано в центре внимания на раскупаемых стадионах по всему миру. Здесь он исполняет "Scenes From an Italian Restaurant" в живом исполнении в 1982 году.
За свою карьеру, продолжающуюся шесть десятилетий и отмеченную семью премиями "Грэмми", более чем 200 записями и тысячами концертов по всему миру, канадский джазовый виртуоз Оскар Питерсон закрепил за собой репутацию одного из величайших джазовых пианистов всех времен. Получив классическое образование в возрасте шести лет и испытав впоследствии сильное влияние великого страйд-пианиста Арта Тейтума, Питерсон получил свой главный успех, играя в еженедельном радиошоу в 1940-х годах.
Это привело к тому, что менеджер заметил его талант и получил место на концерте в престижном нью-йоркском Карнеги-холле, и с этого момента его путь к джазовой известности был обеспечен. Ослепительная техника Питерсона и энергичные, жизнерадостные переделки классических стандартов сделали его популярным как среди поклонников джаза, так и среди неджазовых музыкантов, благодаря его плодотворной работе над записями. На видео выше он исполняет "C Jam Blues" в Дании в 1964 году.
Один из самых знаменитых классических пианистов XX века, Гленн Гульд наиболее известен как выдающийся исполнитель произведений Иоганна Себастьяна Баха. Гленн родился в Канаде в 1932 году и был ребенком-вундеркиндом, сдав выпускной экзамен в консерватории Торонто в возрасте 12 лет с наивысшей оценкой, засвидетельствованной до сих пор. Он стал плодовитым исполнителем классических записей, особенно в последние годы своей жизни - он умер в 1982 году в возрасте всего 50 лет, - отказавшись от концертной сцены в 1964 году.
Предпочитая записи выступлениям как вид искусства, Гулд перед своей безвременной кончиной оставил после себя каталог из более чем 80 записей - богатое наследие того, кого одни назвали бы гением, а другие - эксцентриком. Он занимал необычно низкую позицию за роялем, утверждая, что это позволяет ему воспринимать музыку более линейно, а не как серию вертикально расположенных тонов, нанизанных друг на друга. Кроме того, он был склонен напевать во время игры, что одним нравилось, других раздражало.
Его запись "Гольдберг-вариаций" Баха считается классическим исполнением - вот фрагмент из телевизионного концерта 1964 года.
Билл Эванс считается одним из самых влиятельных американских джазовых пианистов XX века и считается главным реформатором гармонического языка современного джазового фортепиано. Находясь под сильным влиянием композиторов-импрессионистов, таких как Дебюсси и Равель, Эванс был особенно известен своим легким прикосновением к клавишам, лиризмом и авантюрным исследованием гармонических структур.
В составе секстета Майлза Дэвиса в 1950-х годах Эванс сыграл партию фортепиано на самом продаваемом джазовом альбоме всех времен, "Kind of Blue" Майлза Дэвиса, который был выбран отчасти благодаря его глубокому знанию модальных гамм и аккордовых фразировок. В дальнейшем Эванс сделал чрезвычайно успешную карьеру как бэнд-лидер (Трио Билла Эванса), а также как плодовитый исполнитель и музыкант. Это исполнение "Nardis" было записано в 1980 году, незадолго до его кончины.
Поскольку при составлении этого списка у нас было всего десять свободных мест, отделить огромное количество талантливых пианистов за последние 300 лет оказалось непростой задачей. Фортепиано было изобретено в 1721 году, поэтому теоретически в этот список мог попасть любой человек, начиная с этой даты. Однако мы решили исключить классических композиторов, в основном из-за отсутствия записей, и сосредоточились на исполнителях, которые внесли значительный вклад в развитие фортепианной музыки в XX и начале XXI века.
Если ваш любимый музыкант не попал в список лучших пианистов, не волнуйтесь, он в уважаемой компании! Например, в рейтинг легендарных исполнителей, которые почти попали в список (и с которыми также стоит ознакомиться), входят: