Необычно иметь такую гитару в качестве основного инструмента, но 12-струнные гитары обладают характерным звучанием, которое делает их бесспорно крутыми. Артисты от Beatles до Byrds и Blind Willie McTell продемонстрировали стимулирующие звуковые вкусы, присущие 12-струнным гитарам. При полном исполнении открытых аккордов шесть пар резонирующих струн - четыре в октаву и две в унисон - создают восхитительно мерцающие звуки, а также придают сверкающий блеск пассажам, исполняемым пальцами.
Если вы когда-либо раздумывали над тем, чтобы обзавестись собственной 12-струнной гитарой, возможно, вас отпугивает ее громоздкий размер и тяжелая конструкция, которой требует дополнительное натяжение струн. С большими корпусами и громоздкими головными частями многие 12-струнки неудобны для игры. А в группе полнота, исходящая от этих гитар, иногда является обоюдоострым мечом, поскольку может подавлять другие инструменты.
В 2016 году компания Taylor Guitars решила многие из этих проблем, выпустив 12-струнные модели 552ce и 562ce с небольшим корпусом из красного дерева серии 500. Теперь Taylor представила модели 362ce с топом из красного дерева и 352ce с топом из ели. Эти 12-струнные инструменты имеют тот же размер корпуса Grand Concert, что и их предшественники, но немного более доступны по цене.
По первому впечатлению, оба инструмента показались мне исключительно удобными, с уютными корпусами, плавными обводами и приятным ощущением в руке. Модель 362ce отдает винтажным настроением благодаря своей матовой отделке, деке из красного дерева, окрашенной в цвет красного дерева, и плотной зернистой задней и боковой части из тасманийского черного дерева.
Используя эту пару тонов, Taylor добивается чистого, сфокусированного звука и естественного сжатого отклика для сбалансированного звучания во всем тональном диапазоне. Действительно, 362ce звучит тепло, контролируемо и переливисто, как в октавных, так и в унисонных струнных парах - без чрезмерного перегруза. Напротив, 352ce с глянцевой отделкой верха из ели Sitka и сатинированной отделкой спинки и обечайки из сапеле обладает более ярким и живым звучанием, с более выраженным динамическим диапазоном и искрящимися обертонами.
При ширине корпуса всего 15 дюймов и глубине 4-3/8 дюйма каждый инструмент приятно держать в руках. Оба хорошо балансируют на ремешке, но на моих коленях шея немного тяжеловата, хотя это и не было заметно, пока моя рука находилась в положении для игры на нижнем грифе. Обе шейки имеют привлекательное сатиновое покрытие и несколько мелкую, удобную для руки форму, которая облегчает лады вплоть до пятки грифа. Каждый из них имеет 12-й лад, но благодаря венецианскому вырезу все 18 ладов находятся в пределах легкой досягаемости. Благодаря более коротким грифам и меньшим корпусам - не говоря уже об уменьшенной головной части - инструменты кажутся компактными по сравнению с типичными 12-струнными.
Никелевые тюнеры имеют эстетически приятный бронзовый оттенок и легко настраиваются, несмотря на экономичный размер обечайки. Навеянные воспоминаниями о трудно настраиваемых 12-струнных гитарах, я был доволен не только тем, как хорошо обе гитары держались в тональности, но и тем, как легко они переходили от стандартной к пониженной настройке. Среди других приятных штрихов - колки бриджа из черного дерева и удобный батарейный отсек, уютно расположенный под нижней кнопкой ремешка.
Модели Taylor 352ce и Taylor 362ce оснащены электроникой Taylor ES2 (Expression System 2), которая включает три индивидуально откалиброванных пьезоизлучателя, расположенных за седлом, а не под ним. В паре со встроенным предусилителем запатентованное Taylor расположение звукоснимателей призвано обеспечить повышенный динамический диапазон и отзывчивость. Я попробовал оба инструмента с акустическим комбоусилителем Mesa Rosette 300/Two:Eight (см. стр. 74), играя фрагменты классической партии Роджера МакГуинна из песни Byrds "Turn! Turn! Turn!", 12-струнный блюз в стиле Джими Хендрикса в духе "Hear My Train a Comin'", прерванную попытку хитроумной "Temecula Sunrise" Dirty Projectors и расцветающие аккорды "Bigmouth Strikes Again" The Smiths.
Усиленная, со встроенными регуляторами низких и высоких частот, установленными ровно в центральных точках, 352ce с еловым верхом наполнила комнату живым блеском, сияющими верхними средними частотами и звенящим верхним концом. Пальцевые ноты вырывались вперед, особенно из октавных пар на нижних четырех струнах. Унисонные ноты на струнах B и E резонировали четко, с приятным хрустом.
При подключении к сети 362ce представлял собой совсем другое животное. Акустически она казалась более контролируемой и консервативной из двух гитар, но при усилении она по-настоящему оживала. Преимущество сбалансированного, ровного отклика красного дерева стало очевидным, когда обертоны расцвели по всему тональному спектру. Играя вместе с треками, она вписывалась в микс гораздо более естественно, а не сидела поверх него. Одиночные ноты взлетали вверх по грифу, а верхние унисонные ноты пар струн B и E звучали четко и правдиво, не доминируя.