Возрожденный бренд 60-х годов продолжает линейку убийственных усилителей с оригинальными пластиковыми фантастическими панк- и блюз-машинами. Эд Митчелл выясняет, что так взволновало Джека и Дэна...
Возрожденный американский бренд Supro в последние годы проложил себе путь в наши хорошие книги серией великолепных вентильных усилителей. Легкие на вид и навсегда связанные с Led Zeppelin и Джимми Пейджем эпохи первых альбомов, эти усилители являются потомками некогда доступных, но уважаемых задних линий, первоначально созданных компанией Valco в Чикаго.
Теперь вернулись и электрогитары Supro, ставшие призом ломбарда 60-х годов, с целым рядом новых моделей китайского производства, включая Sahara с одним звукоснимателем и переиздание модели Martinique, за которую выступал Дэн Ауэрбах из The Black Keys.
Обе электрогитары имеют конструкцию типа "раковина моллюска", где передняя и задняя части соединены винтами, образуя своего рода легкий полуакустический корпус. Оригинальные Supros имели заднюю и верхнюю части из "Res-O-Glas", усиленные внутренними деревянными брусками, которые служили точкой крепления для звукоснимателей, хвостовика и грифа с болтовым креплением. Некоторые поздние модели были оснащены спинкой из красного дерева и топом Res-O-Glas, и именно это указано в спецификации этих переизданий.
Верхняя часть Res-O-Glas теперь выполнена из ABS-пластика [он же "Acousti-Glass"] с безупречным покрытием Wedgwood Blue Metallic у модели Sahara и Ermine White у модели Martinique. К 1966 году гитары Supro пожертвовали оригинальностью ради направления Franken-Fender - ранние модели Res-O-Glas были более инновационными с точки зрения конструкции, но корпус явно был создан по мотивам Rickenbacker Combo 600. Гениальным было то, что Valco смогла воссоздать немецкие резные контуры, используя недорогой формованный стеклопластик. Не требуется ни мастеров, ни резцов.
Стык между двумя половинами корпуса каждой гитары закрыт резиновым уплотнителем - белым на Sahara и черным на Martinique. Гитары имеют общий палисандровый плавающий бридж старой школы с компенсацией, закрепленный парой маленьких винтов для дополнительной стабильности.
Шариковые концы струн на Sahara закреплены с помощью хвостовика в стиле добро, в то время как на Martinique установлен прочный гнутый стальной блок, увенчанный тем, что выглядит как блок алюминиевой заготовки с вырезами для фиксации струн на месте.
Обе гитары оснащены кленовым грифом с тонким профилем D, палисандровой декой, на которой расположен 21 средний джамбо фрет, плюс дополнительный нулевой лад. Гриф удерживается на месте всего двумя большими болтами, но пятка плотно сидит в глубоком канале в корпусе, поэтому стабильность хорошая.
Характерная головная часть Supro дополнена прекрасными тюнерами с пуговицами-тюльпанами.
В то время как Martinique не обращает внимания на простые точки и необрезанную деку Sahara и головку с роскошными блочными вставками и белым переплетом, она оснащена теми же тюнерами в винтажном стиле. Последний имеет формат "три на пластине" и кнопки-тюльпаны, которые на ощупь так же хороши, как и на вид.
По сути, это полуакустические гитары, поэтому внутри них достаточно воздуха, чтобы создать приличную громкость, прежде чем вы подключите усилитель.
Обе гитары оснащены звукоснимателями Vistatone от Supro - один для Sahara и два для Martinique. Оригинальный Vistatone является культовым, а хамбакер, похожий на однокатушечный, является точным воспроизведением того, что Ральф Келлер разработал для Valco в 1952 году.
Подключив Sahara, мы обнаружили, что Vistatone не далеко ушел от толстого звукоснимателя Tele. Он яркий и звонкий, но не пронзительный, и значительно прогревается, когда вы отключаете регулятор тембра. В бриджевом положении Martinique в точности повторяет Sahara, но у вас есть и другие голоса для изучения благодаря трехполосному селекторному переключателю и специальным регуляторам громкости и тембра для переднего и заднего звукоснимателей. Чистые звуки яркие и напористые - вероятно, благодаря комбо из красного дерева и пластика.
Сдвоенные звукосниматели придают Martinique больше универсальности.
Но мы пришли сюда не для того, чтобы говорить о чистых тонах. Как научили нас Джек Уайт и Дэн Ауэрбах, Vistatone процветает, когда подвергается воздействию германиевого фузза. Что замечательно в этих звукоснимателях, так это то, что они позволяют вам играть рок, не звуча как металхэд. В них много ворчания, но толстый голос одиночной катушки обеспечивает отличное разделение нот, и вы получаете грубый край, который больше похож на White Stripes, чем на Джо Бонамассу.
Переключение в среднюю или бриджевую позицию на Martinique добавляет густоты фузу, высвобождая больше непредсказуемости в подаче гармоник. Немного сбавьте интенсивность фузза и позвольте гитаре и вашей правой руке управлять динамикой, и вы окажетесь на территории классического гаража 60-х.
В то время как Sahara - это, по сути, однорукий пони, универсальность Martinique увеличивается благодаря пьезозвукоснимателю с собственными регуляторами громкости и тембра. Тон не вытеснит ваш D-28, но он доставляет массу удовольствия. Думайте о нем скорее как о древнем резонаторном звуке, чем как о подлинном акустическом пародисте, и вы увидите, что в правильных руках эта вещь - потрясающая панк-блюзовая машина.
Оба Supros являются точными копиями фирменного пикапа Vistatone 1960-х годов.
Будем честны, мы, ретро-филы, покупаемся на внешний вид, как и на все остальное. Если у вас не возникает зуда при виде сочетающихся по цвету корпусов и накладок, сексуальных, но непрактичных вибрато или гитары, переполненной в два раза большим количеством ручек управления, чем нужно для ее функционирования, то вы никогда не возьмете эту вещь домой.
Новые модели Supro почесывают этот зуд, но они подкрепляют эстетику возврата к прошлому качественной конструкцией, лучшей, чем в 60-е годы, играбельностью и чертовски хорошими звукоснимателями. Учитывая, что в наше время за уцелевшие гитары 60-х годов придется выложить целое состояние - если вы сможете найти такую гитару - эти гитары представляют собой хорошую сделку. Другими словами... Supro. Разгромная. Великолепно.
Supro Americana Series Martinique
Supro Americana Series Sahara