Представленная в 1916 году, гитара Martin Dreadnought, названная в честь британского линкора HMS Dreadnought, выдержала испытание временем. Большой и глубокий корпус дредноута излучает тепло и объем, что делает его неотразимым для исполнителей блюграсса, фолка и рока. На культовых моделях Martin D-18 и D-28 играли многие тяжеловесы музыки XX века, включая Боба Дилана, Нила Янга, Джонни Кэша, Хэнка Уильямса и Тони Райса.
Даже сегодня, когда об акустических гитарах с меньшим корпусом говорят во всем мире, на долю надежного дредноута приходится около 80 процентов продукции Martin. Все это делает его самой популярной акустической конструкцией во всем мире. Так что же может сделать Martin, чтобы обновить гитару, которая уже сто лет покоряет гитаристов?
Чтобы ответить на этот вопрос, мы рассмотрели два новых инструмента, которые указывают на настоящее и будущее Martin: недавнее обновление легендарной серии Martin Standard Series D-28 и модель America 1, изготовленную из американских пород дерева. Обе гитары кивают на прошлое, но при этом отличаются продуманными обновлениями, пополняя пантеон дредноутов Martin.
Ореховый мост на модели America 1.
В эпоху, когда тропические породы, такие как красное дерево и палисандр, становятся все более регулируемыми и дефицитными, имеет смысл сделать гитару полностью из североамериканской древесины. Модель America 1 создана на основе непоколебимой модели D-18, но с использованием древесины, которую можно найти на заднем дворе Martin, а может быть, и у вас дома.
Вместо типичных задней и боковых сторон из красного дерева - платан; вместо ситкинской, итальянской или немецкой ели - адирондакская ель. Martin также использовал вишню для грифа и орех для грифа, бриджа и накладки на голову. Модель America 1 предлагается в качестве лимитированной серии Standard. Пробуют ли они воду? Основываясь на своих впечатлениях от игры на этой гитаре в течение нескольких недель, я бы сказал, что она заслуживает того, чтобы стать обычной серийной моделью.
Визуально Model 1 выглядит скромно, за исключением задней и боковых сторон из сикамора, чья заметная фигурная обработка напоминает мне клен или коа.
Топ Adirondack имеет широкое зерно, а использование стареющего тонера придает винтажное настроение. Единственный визуальный признак, который кажется мне немного странным, - это ореховый гриф.
Возможно, это потому, что мои глаза настроены на темные цвета палисандра или эбенового дерева, но я обнаружил, что меня немного смущает светлый оттенок ореха. В остальном Model America похожа на стандартную D-18, с винтажными тюнерами с открытыми зубцами, черепаховой накладкой и черным переплетом. Модель America 1 также имеет глянцевую отделку задней и боковых сторон и сатиновую отделку грифа.
Благодаря высокопроизводительному конусу Martin и модифицированной низкой овальной форме, Model America по ощущениям идентична обновленной модели D-28. 1-3/4-дюймовая гайка обеспечивает равномерное расстояние между струнами, благодаря чему на грифе легко играть от грифа до 14-го лада. Округлый профиль грифа удобно лежит в руке, хотя я предпочитаю мягкую V-образную форму винтажных моделей. Я знаю нескольких фингерстайлеров - например, Келли Джо Фелпса, - которые предпочитают большой звук дредноутов, но оба новых Мартина, которые я тестировал, хорошо работают как гитары для фингерпикинга. Отчасти это объясняется расстоянием между струнами у седла в 2-5/32 дюйма - образцовое пространство для того, чтобы пианисты чувствовали себя как дома.
Я сыграл несколько блюзов в стиле фингерстайл в настройке Drop-D (D A D G B E) и услышал, что Model America 1 имеет звуковой профиль, схожий с тем, что я мог бы ожидать от D-18 или 000-18: быстрый и непосредственный. По сравнению с теплыми тонами D-28, Model America 1 имеет четкое звучание, которое выделяет быстрые стили игры. Я сыграл на Model America несколько оригинальных рэгтаймов, наслаждаясь мгновенным откликом.
Я пообщался с местным блюграсс-пикером из SF Bay Area Джимом Нуналли (из David Grisman Bluegrass Experience) и его загончиком винтажных дредноутов Martin, включая D-18 1946 года, чтобы провести сравнение и сопоставление. Я действительно оценил глубокие знания Нуналли о дредноутах, а также его точку зрения как флэтпикера и умение играть в стиле блюграсс.
Гитары 1940-х годов, сохранившиеся до наших дней, иногда сильно отличаются по игре и ощущениям от гитары к гитаре. У старшей Martin Нуналли был более толстый гриф, который некоторым игрокам может показаться немного неудобным. Он объяснил мне, что его гитара была чем-то вроде аномалии. Когда несколько лет назад он посетил фабрику Martin для ремонта, техники сказали ему, что тот, кто делал форму грифа, не использовал стандартную оснастку того времени, и поэтому толстый гриф его D-18 является уникальной особенностью.
Но благодаря более единым стандартам сегодняшнего производства гитар, гитара, на которой вы играете в местном магазине, должна быть идентична по ощущениям гитарам, которые я пробовал. Гриф Model America с современным профилем подходит для рук разного размера и формы и должен обеспечивать плавную игру вверх и вниз по ладам.
Еще одно различие между старым D-18 и Model America заключается в настройке. Нуналли предпочитает немного высокий строй, с некоторым рельефом между пятым и девятым ладами, чтобы он мог сильнее вгрызаться в лады в стиле блюграсс. Для сравнения, заводская настройка Model America была довольно низкой, что хорошо подходило для многих стилей, которые мы играли на гитаре.
Слышать Model 1 с точки зрения слушателя было откровением: Эта гитара - пушка, громкая и выраженная таким образом, что кажется, что она проецирует больше громкости, чем Martin 1946 года Нунелли. Нуналли также был впечатлен звучанием новой гитары, и мы оба почувствовали, что она действительно раскроется с увеличением времени игры. Это действительно отличное дополнение к линейке дредноутов Martin".
Марка Martin на брекетах D-28.
Многие считают D-28 Святым Граалем среди гитар дредноут - особенно тех, что были изготовлены в 1944-46 годах, чьи задняя и боковые стороны из бразильского палисандра и негребенчатые, смещенные вперед колки создают теплый тон, которому трудно найти равных. Обновленная в 2017 году модель D-28 берет свое начало в почитаемой эпохе создания гитар, но при этом кивает и на другие эпохи. Эта новая гитара имеет винтажные элементы отделки, стареющий тонер для верхней части и гриф с современным профилем - что-то для всех.
Martin начал использовать индийский палисандр в середине 1960-х годов, после того как правительство Бразилии прекратило экспорт "бревен" или древесины и стало продавать только предварительно распиленную древесину. Эта ситуация не удовлетворила Martin, и поэтому был осуществлен переход на восточно-индийский палисандр - ту же породу, которая используется на большинстве новых палисандровых Мартинов, включая наш тестовый D-28.
Задняя и боковые стороны из индийского палисандра имеют темно-кофейный оттенок, который элегантно оттеняет светлый и плотный верх из ели Sitka. Лады и бридж из черного дерева являются классическим дополнением к палисандровой задней и боковым сторонам. Простые элементы отделки, такие как черно-белая розетта и переплет, черепаховая накладка и винтажные тюнеры с открытой шестерней, дополняют картину.
Тонкий гриф с 1-3/4-дюймовой гайкой позволяет этой D-28 легко перемещаться от открытой позиции до 14-го лада. Я попробовал несколько блюзовых однострунных партий и обнаружил, что на D-28 легко играть, несмотря на то, что я привык играть на гитарах более короткого строя (24,75 дюйма), которые обеспечивают меньшее напряжение, чем более длинный, 25,4-дюймовый дредноут. D-28 поставляется со струнами среднего калибра, что может затруднить сгибание струн. Конечно, многие игроки на дредноуте предпочитают более тяжелые струны с небольшим боем.
Новый D-28 оснащен смещенными вперед нескальпированными скобами, что является кивком в сторону дредноутов после 1946 года. С 1934 по 1946 год Martin использовал гребенчатые колки, но возникло некоторое беспокойство, что пианисты, использующие тяжелые струны, а именно игроки блюграсса 1940-х годов, могли не получить достаточной стабилизации верха, поэтому Martin начал делать гитары с негребенчатыми колками. Как это влияет на звук? Некоторые утверждают, что негребешковая конструкция придает более пробивные средние частоты и обеспечивает лучший баланс. Если низкие средние частоты D-28 являются показателем, то я должен согласиться с этим обобщением.
Модель America 1 (слева) и стандартная серия D-28
Новый D-28 имеет сильный бас с хорошим балансом между всеми струнами. Однако, когда я настроился на открытое D (D A D F# A D), я заметил, что басы пересиливают высокие частоты. В определенной степени, большие, басовые обертоны - это природа палисандра, но лучшие палисандровые гитары достигают хорошего общего баланса. Когда я вернул стандартную настройку, я был очень доволен звучанием, которое было теплым, но не перенасыщенным басами. На самом деле, вернувшись к стандартной настройке, D-28, похоже, оказался в своей идеальной точке.
Чтобы сравнить этот обновленный D-28 с несколькими винтажными моделями, Нуналли достал свои D-28 1944 и 1978 годов. Кто-то может возразить, что нечестно оценивать винтажную гитару по новому образцу, но поскольку цель новой D-28 - объединить в новой модели лучшее из гитар разных эпох, стоит посмотреть, чему мы научились и что улучшили. Например, гриф имеет современный вид - он немного тоньше, чем у ранних моделей, что должно понравиться более широкому кругу игроков, включая авторов-исполнителей и тех, кто переходит с электрогитары. Martin называет сужение грифа "высокопроизводительным", что заставило меня представить себе круги по Daytona Speedway. Когда Нуналли играл на гитаре в стандартной настройке, с апломбом перемещаясь по ладам, я был впечатлен общим балансом звучания D-28.
Нуналли сыграл блюграссовые пассажи от третьей позиции до девятого лада, которые звучали четко и артикулированно.
Когда Нуналли спросил меня, пою ли я, я испугался, что он попросит меня исполнить "Will the Circle Be Unbroken", но на самом деле он пытался доказать, что певцы часто тяготеют к D-28, а не к D-18. Повышенная теплота палисандровой гитары часто лучше соответствует человеческому голосу. Я понимаю, что это может быть верно, если вы играете соло или в дуэте, но в ансамбле (например, бас, банджо, скрипка) D-18 может лучше сочетаться с другими инструментами. Я упоминаю об этом только потому, что это переменная, которую следует учитывать при покупке следующей гитары. Вы также можете иметь в виду, что тембральные качества у разных гитар могут быть разными, поэтому стоит поиграть на нескольких инструментах, чтобы найти тот, который вам по душе.
Что касается D-28, то этот новый вариант старой любимой гитары - прекрасный экземпляр. Какими бы ни были ваши ожидания от D-28, вы сможете найти их в этой обновленной версии. Она имеет классический внешний вид и классическое звучание, но при этом отличается более современной игрой.
Модель America 1 (слева) имеет заднюю и боковые стенки из сикамора, а для задней и боковых стенок модели Standard Series D-28 компания Martin выбрала цельный восточно-индийский палисандр.
Модель America 1
MARTIN D-28