Чтобы отметить три десятилетия своей деятельности, компания Coda Music заказала ограниченную партию из 30 акустических систем Lowden. Хью Прайс тестирует одну из лучших акустических систем компании из Даунпатрика...
В гитарах Lowden есть что-то неоспоримо органичное. Акцент почти полностью сделан на дерево, и единственные компоненты не растительного происхождения - это колки и тюнеры. Есть подозрение, что если Джордж Лоуден когда-нибудь придумает, как сделать фрикционный колки с передаточным числом 20:1, золотые головки Gotoh 510 уйдут в прошлое. Пока же ему придется довольствоваться кнопками из черного дерева.
Шутки в сторону, при открытии корпуса сразу становится ясно, что этот Lowden S50 - абсолютное произведение точной деревообработки. Куда бы вы ни посмотрели, везде видно исключительное внимание к деталям. Посмотрите на торцевые швы в палисандре, красном дереве и клене на задней панели, а также на почти незаметные, но расположенные точно по центру швы в накладках из тасманийского черного дерева.
Контуры головной части восходят к самым ранним Lowdens, и это интересный дизайн - особенно при взгляде сзади. Верхняя часть колковой головки завальцована, и ее форма дополнена задним шпоном из черного дерева в тон передней части. На противоположном конце шпон изгибается наружу, чтобы соответствовать резной волюте.
Гриф из красного дерева и палисандра состоит из пяти частей, и нам особенно нравится, как два слоя палисандра исчезают под шпоном задней головки, чтобы снова появиться в верхней части. Слои палисандра также подчеркивают форму пятки - еще одна прекрасная особенность Lowden.
Коническая инкрустация на хвостовой колодке имеет заостренные концы, пересекающие линию крепления. Древесина не указана, но она похожа на высокофигурный орех, а качество изготовления абсолютно безупречно. То же самое можно сказать и о кольце звукоснимателя из абалона, а благодаря минимальному декору ничто не вытесняет топ из красного дерева.
Как с визуальной, так и со звуковой точки зрения, топ является главным событием этого S50, но что именно представляет собой красное дерево? Если вы придерживаетесь идеи о том, что древесина "старых пород" обеспечивает превосходный тон, то эта древесина как раз из таких пород. Во второй половине XIX века красное дерево пользовалось большим спросом, и калифорнийские лесорубы сплавляли бревна по реке к лесопилкам.
Летом, когда реки были маловодны, бревна перетаскивали в центр реки и складывали в кучи, создавая плотины. Как только шли дожди, плотины взрывали, и бревна устремлялись вниз по течению по вздувшимся рекам - все, кроме тех, которые находились в самом низу плотины и буквально застревали в грязи.
Со временем эти оставленные бревна погрузились глубже и были покрыты, запечатаны и сохранены речным илом. Они пролежали в забвении до 1995 года, когда человек по имени Арки Чанкутти услышал об этих бревнах и начал их спасать.
Вследствие столетнего пребывания в иле, красная древесина синкера имеет глубокий красновато-коричневый цвет, который можно принять за полосатое красное дерево. Более важным с точки зрения создания гитар является то, что красное дерево становится более твердым и прочным. Нам говорят, что оно сохраняет кедровый тон обычного красного дерева, но приобретает более еловую яркость и гармоническую сложность.
В этой гитаре оно сочетается с задней и боковой сторонами из африканского черного дерева высшего сорта, которое является личным фаворитом Джорджа Лоудена. Как всегда, бесштифтовой палисандровый бридж Lowden с костяным седлом из двух частей упрощает смену струн. S50 поставляется в формованном жестком футляре и имеет подписанную внутреннюю этикетку.
Большинство Lowden имеют безмаркерные грифы из черного дерева, и этот экземпляр, с его элегантным асимметричным концом, ничем не отличается от других. Но не бойтесь, потому что перламутровые боковые точки крупные и действительно выделяются благодаря черному внешнему краю кленовой/эбеновой накладки. Для тестирования S50 оснащен струнами из фосфорной бронзы Elixir Nanoweb диаметром 0,012.
Не желая на мгновение погрузиться в DADGAD, аккорд E заставляет S50 взорваться потоком сильно ароматизированного воздуха вместе со звуком, который одновременно является глубоким, сильным в средних и сверкающим в высоких частотах. Как громкость, так и тембр не соответствуют размеру корпуса, поскольку басы очень впечатляют, и нет ни намека на коробчатость средних частот.
Разделение между струнами, четкость баса и общий баланс необычайно точны, но при этом не стерильны и не задемпфированы. Напротив, длительная продолжительность звучания и плотные верхние гармоники обеспечивают динамичные текстуры, напоминающие фортепиано и арфу.
Стандарты обработки ладов и настройки полностью соответствуют деревянным изделиям и, как таковые, вне всяких сомнений. Несмотря на живую динамику и чувствительность к прикосновениям, S50 легко управляется и реагирует как на нежные прикосновения, так и на сильные удары по струнам и перкуссию в стиле Берта Янша.
Мы считаем S50 настоящим универсальным инструментом для игры на струнах и пальцах, но нас больше всего привлекает последнее. Хотя тон S50 хорошо подходит для американского репертуара, возможно, предсказуемо, что он действительно превосходит открытые настройки с пониженными низкими частотами в сочетании с ладами и дронами на открытых струнах.
В своих лучших проявлениях S50 является ярким, звонким, древесным и неземным. Мы также обнаружили, что эти качества проявляются в пониженных настройках. И наоборот, добавление каподастра в любом месте после 3-го лада немного смягчает динамику и приглушает богатство тона. Возможно, именно здесь преимущество более мощных моделей Lowden с большим корпусом.
Поскольку Lowden предлагает целый ряд моделей, может быть интересно рассмотреть, существует ли "звук Lowden". Этот рецензент когда-то владел Lowden L32 1979 года, и, несмотря на существенную разницу в размерах корпуса между L32 и S50, гитара из обзора ощущается и звучит очень знакомо.
Мы помним большую мощность низких частот L32, но S50 - более утонченный и сладкий по звучанию инструмент. То, как яркий и воздушный тон звучит в нижней части грифа, а затем становится более округлым и упругим по мере продвижения выше, безусловно, является общей характеристикой. При игре на верхних струнах в верхних регистрах обе гитары приобретают гладкость нейлоновой струны, поскольку верхние гармоники смягчаются.
В целом, S50 лучше сделана, на ней легче играть и у нее более вовлекающий и вдохновляющий тон. Меньший корпус также гарантирует, что у вас не возникнет проблем с плечами и шеей, если вы ниже шести футов ростом - это единственная причина, по которой L32 больше нет с нами. Качество стоит дорого, но S50 - прекрасный и особенный инструмент.