После десятилетий, проведенных на периферии, такие материалы, как углеродное волокно и HPL (ламинат высокого давления), находят место наряду с деревом в мейнстриме производства гитар - и открывают возможности для новых производителей, таких как Lava Music. Компания Lava, основанная выпускником Института музыки Луисом Луком, называет себя компанией музыкальных технологий, ориентированной на альтернативные материалы и искусный дизайн. Представленная в 2017 году модель Me от Lava стала одной из первых цельных гитар из углеродного волокна, изготовленных методом литья под давлением. Новая модель Lava Me 2 (799 долларов США) теперь находится в середине линейки продуктов компании и предлагает новый и улучшенный вариант оригинала. Хотя гитары из углеродного волокна вряд ли скоро вытеснят своих деревянных собратьев, Me 2, с ее прочной конструкцией и хорошим звуком, кажется менее эксцентричной, чем несколько лет назад.
Углеродное волокно может показаться новинкой, но на самом деле оно используется в гитаростроении с середины 1960-х годов, когда лидер аэрокосмической промышленности Чарльз Кейман впервые использовал его для создания круглых задних панелей (в сочетании с деревянными топами и грифами), благодаря которым гитары Ovation стали широко продаваться начиная с 1970-х годов. Компания Кеймана также стала пионером в создании полностью синтетических гитар, выпустив линию Adamas. Сегодня, помимо Lava и возрожденной Ovation, материал для гитар используют такие компании, как RainSong, McPherson и KLOS.
Большинство карбоновых инструментов, которые я видел, темные и индустриальные. Но не эта конкретная Lava. Лимитированная красная модель, которую я тестировал, делает мощное визуальное заявление. (Поскольку она выглядит как дизайнерское упражнение модной индустрии, может возникнуть соблазн отмахнуться от этого инструмента как от реквизита, который больше подходит для музыкального клипа, чем для серьезного музыкального выступления.
Но внешний вид может быть обманчив. Да, Me 2 захватывает вас визуально еще до того, как вы его услышите. Вы не сможете не заметить его корпус и гриф, овальное звуковое отверстие, интегрированный хвостовик, матовые алюминиевые ручки управления, а также гриф и седло из HPL без украшений. Даже с кондитерской отделкой, модель для обзора оказалась гораздо больше, чем просто конфетка для глаз.
Формованная конструкция Me 2 из углеродного волокна предназначена для уменьшения склеивания, что в теории создает более прочное и плотное соединение между верхней частью, задней частью, грифом, грифом, бриджем и струнами. Если целью была стабильная игровая поверхность и сильное звучание, Lava преуспела. Me 2 обеспечивает более глубокий и насыщенный тембр, чем я ожидал, особенно для корпуса шириной всего 12,7 дюйма и глубиной 4,63 дюйма. Он звучит очень живо.
Преимуществом карбона является устойчивость к условиям окружающей среды, которые делают деревянные гитары нестабильными и иногда несовместимыми. Модель Me 2 оснащена грифом Fly+ от Lava, который, по словам Lava, был "разработан путем отслеживания различных сил, возникающих при смене позиций во время игры". Он кажется более узким, глубоким и округлым на нижних ладах, немного шире и площе по мере продвижения вверх. Но если вы опасаетесь, что такое изменение формы может показаться странным, я обнаружил обратное. У меня длинные пальцы, и хотя это в целом является преимуществом, в некоторых положениях грифа мне может показаться тесновато на маленьких шейках. Lava, однако, чувствовала себя очень комфортно во всех областях. Я смог установить прочную связь со струнами, не прилагая особых усилий. Это, в свою очередь, позволило моим рукам расслабиться и не допустить слишком сильного захвата грифа.
Гриф усилен жестким стержнем из углеродного волокна, что делает его в три раза жестче, чем у предыдущих моделей. Это, в сочетании с обработкой ладов PLEK, придает 18-ладовому грифу комфортно низкое действие, равномерное во всем диапазоне тонов. Я мог играть агрессивно, не создавая жужжания ладов. Что еще более важно, не было никаких мертвых зон, а безладовое соединение грифа позволило легко добраться до самых высоких ладов.
Как и в случае с древесиной, углеродное волокно бывает разных составов. Lava называет свою версию AirSonic, в которой сочетаются прочные слои углеродного волокна и легкая сотовая структура. Накладка Super AirSonic толщиной 1,4 мм, самая легкая из всех, которые Lava произвела на сегодняшний день, обеспечивает такую же жесткость, как и стандартное углеродное волокно, но весит на 30% меньше.
В то время как сравнение с другими карбоновыми инструментами может иметь значение для технарей, большинство акустических игроков, скорее всего, будут сравнивать Lava с деревянными инструментами. В этом отношении несколько вещей сразу же бросаются в глаза. Во-первых, у Me 2 более сильные нижние средние частоты, чем я ожидал найти в деревянном инструменте сопоставимого размера. Он звучит тепло и полно. Хотя в нем немного меньше блеска верхних частот, чем в моем Martin 00-18 (который не является сверхъяркой гитарой), верхние частоты звучат четко, как у хорошего тенора, бьющего высокую ноту.
Второе - и, возможно, более важное - это заметная разница в том, как развивается тембр. Возможно, это побочный продукт жесткого грифа и корпуса, но у Me 2 быстрая атака и линейное затухание с сильной устойчивостью. Эти качества проявлялись в широком динамическом диапазоне и в разных стилях игры.
Аналогично, характер гитары с богатыми средними частотами проявляется во всем динамическом диапазоне. Не то чтобы вы не могли сформировать тон с помощью атаки; но если у некоторых гитар может быть небольшое окно для определенного тембра, то тон Me 2 имеет широкий диапазон. Вы не теряете ясности, когда играете тихо, и не становитесь слишком пронзительным, когда сильно бьете по струнам. Это особенно приятно, если вы играете однонотные лидирующие линии. Вам не нужно перегружать гитару, чтобы заставить ноты зазвучать.
Тональная согласованность также применяется при переходе от низких к высоким тонам. Басовые ноты плотные и сильные, высокие чистые и насыщенные. В Me 2 нет эффекта кроссовера, который заставляет некоторые гитары звучать без связи между высокими и низкими частотами. Моя единственная претензия - небольшой резонанс между самыми низкими нотами "си" и "б".
Одна из самых интересных особенностей Me 2 - предусилитель L2 и система звукоснимателей, разработанная совместно с L.R. Baggs. Помимо подачи сигнала на усилитель, L2 позволяет Me 2 действовать как собственный усилитель, используя заднюю панель гитары в качестве динамика. Органы управления включают общую громкость, реверберацию и эффект (который может переключаться между хорусом и задержкой с помощью маленького переключателя, спрятанного в звукоснимателе). В звукоснимателе также есть небольшой микрофон с поворотным регулятором уровня. Это позволяет смешивать некоторые окружающие звуки с системой звукоснимателей. Как и некоторые другие номенклатурные решения Lava, я нашел его название (перкуссия) запутанным. Думайте о нем как о микрофоне, который можно встретить в гибридных микрофонно-пьезозвукоснимателях.
Эффекты, особенно реверберация, отлично звучали с моей позиции. Хорус был тонким, но приятным. Ручка задержки увеличивает время задержки при вращении по часовой стрелке. Я бы хотел, чтобы у Me 2 была функция tap-tempo, доступная на Lava Me Pro. Тем не менее, эффект звучал хорошо. Мне особенно понравилось, как неподключенная гитара, казалось, проецирует эхо в нескольких футах передо мной. Это создавало ощущение объемного пространства, которое невозможно получить с помощью обычной задержки и усилителя.
Система звукоснимателей также очень хорошо работала при подключении к усилителю и непосредственно к звукозаписывающей аппаратуре. Несмотря на отсутствие эквалайзера, звукосниматель имеет хороший баланс и избегает носатых верхних средних частот, которые присущи некоторым звукоснимателям для акустических гитар. Встроенный микрофон также помог сделать звучание подключенного выхода более естественным, добавив в звук мерцание акустического "воздуха".
Хотя эффекты могут звучать чрезмерно при экстремальных настройках, я обнаружил, что умеренное количество встроенного усиления и немного со вкусом подобранной реверберации действительно заставили Me 2 расцвести. Но еще большее впечатление на меня произвел звук, когда я отключил эффекты.
Если бы мне пришлось подобрать одно слово для описания Lava Me 2, то это было бы "удивительно". Я ожидал увидеть маленькую забавную пляжную гитару - Lava действительно говорит о портативности и способности противостоять стихии. И, как и следовало ожидать от ярко раскрашенного инструмента, Lava рекламируется как сценическая гитара. Но в итоге я сблизился с Me 2 по другим причинам. Ее быстрая атака и широкий диапазон тембра побудили меня сесть в моей студии и поразмышлять над некоторыми техниками и голосовыми связками, которые я обычно принимаю как должное. Me 2 заставил меня задуматься.