Шведские братья Карл и Август Ларсон создали одни из самых востребованных акустических гитар золотой эры, и теперь, наконец, их гитары снова в производстве. Хью Прайс пересекает государственные границы...
В конце XIX века братья-иммигранты из Швеции Карл и Август Ларсон покинули свою родину и эмигрировали в Чикаго. Поработав в качестве подсобных лютьеров, они купили гитарную компанию Maurer и начали делать собственные гитары. Помимо торговой марки Maurer, гитары братьев носили названия Euphonon, Stetson, Stahl, WLS, Larson и Prairie State. Ларсоны конкурировали с бесчисленными американскими производителями гитар, но две вещи выделяли их среди других. Во-первых, их методы строительства были весьма инновационными, а во-вторых, их гитары были чрезвычайно хороши.
Они выпускали широкий ассортимент моделей, и поскольку все гитары собирались вручную, стандартизация, по-видимому, была незначительной. Однако двумя неизменными особенностями были дугообразные топы и ламинированные скобы, которые удерживали их в натянутом состоянии. Братья накладывали полоску палисандра или черного дерева между внешними слоями ели, чтобы создать скобы, которые были очень жесткими и прочными, но при этом тонкими и легкими. Более того, Ларсоны всегда строили гитары для стальных струн.
Хотя братья Ларсон никогда не были известны как Martin или Gibson, в списке их клиентов были знаменитости, и сегодня они пользуются большим спросом у игроков и коллекционеров. Во многом привлекательность этих гитар объясняется их относительной редкостью, в основном потому, что компания была закрыта после смерти Карла Ларсона в 1946 году - всего через два года после его брата.
Учитывая количество исчезнувших американских гитарных брендов, которые были возрождены в последние годы, удивительно, что все, что связано с Larson, оставалось бездействующим так долго. Это не ускользнуло от внимания Тони Гетца из iMusicnetwork, который решил выяснить, кому принадлежат права.
Юристы его компании проконсультировались с коллегами в Америке и выяснили, что имя братьев Ларсон не используется, а значит, его можно приобрести. Юридическая передача бренда Larson Brothers of Chicago, включая все посмертные права, компании iMusicnetwork состоялась в 2007 году.
Позаботившись о юридической стороне дела, Гетц объединился с Романом Заичеком, мастером-лютье из Rozawood Guitars в Чехии. Вместе они точно измерили и отсканировали лазером несколько оригинальных гитар Larson, а затем построили несколько ранних моделей.
Затем в 2012 году Гетц встретил уважаемого французского лютье Мориса Дюпона, который знал историю Larson и вдохновился идеей воссоздания их гитар. С 2013 года Дюпон и его команда создают акустические гитары Larson в Бутье-Сен-Трожан, недалеко от города Коньяк.
Обозначения моделей никогда не были сильной стороной Larson, и "Prairie State" никогда не была официальным обозначением - это скорее кивок на прозвище родного штата братьев Иллинойс. Тем не менее, обновленная компания Larson Bros предприняла попытку создать некую структуру в линейке продукции. Гитары представлены в трех сериях - Heritage, Vintage 1900 и New Century - и старые названия брендов теперь используются для обозначения конкретных моделей.
Все топовые модели серии Heritage - это эуфононы, и существует три типа корпуса. В настоящее время серия Vintage 1900 имеет три типа корпуса, причем Stetson обозначает дредноут с наклонным плечом, Prairie State и Stahl соответствуют корпусам OM и 00. New Century Grand Auditorium никогда не был проектом Larson, но построен в стиле Larson.
Несмотря на более доступную стоимость, эта Prairie State, как и все гитары Vintage 1900, сделана по оригинальным чертежам Larson Bros, с ламинированными ладами и нитроцеллюлозной отделкой, с костяным орехом и компенсированным седлом. Переплетенная головка грифа имеет бесспорно изящную форму, с вызывающим перламутровым логотипом и позолоченными тюнерами Gotoh с открытой шестерней. Простой кремовый переплет продолжается вдоль грифа из черного дерева и вокруг корпуса, где он соединяется спереди и сзади многослойной отделкой.
Бридж из черного дерева выглядит так же, как винтажный Larson, а сатинированный гриф из красного дерева, похоже, был соединен с корпусом после отделки - как это делает Martin. Общее качество отделки и ладов довольно высокое, и хотя внутри корпуса есть некоторая неопрятность, очевидно, оригинальные Larson были такими же. Мы также заметили некоторое выдавливание клея на пятке колка и вдоль продолжения грифа, но оно достаточно легко устраняется.
Модель Prairie State может иметь более чем мимолетное сходство с Martin OM визуально, но на самом деле тон совершенно другой. На наш взгляд, Prairie State обладает более прочным и богатым звучанием, особенно в области низких и средних частот, которые поддерживают и наполняют расширенные высокие частоты. Верхние частоты - самые приятные из всех, что мы слышали от новой акустики из ели/палисандра.
Этот отклик высоких частот придает несомненную утонченность, оставаясь при этом живым, увлекательным и никогда не скучным. Противоречия налицо: громоподобный бас, который никогда не становится гулким, естественная компрессия, которая объединяет все вместе, не подавляя переходные процессы, и общее ощущение жесткого контроля, который при этом остается гибким и свободным.
Возьмите любой открытый аккорд в нижней части грифа, и Prairie State откликнется на него с величественным, почти величественным качеством. Бас настолько богат, весом и сложен, что эпитет "фортепиано" в кои-то веки оправдан. Если сравнить ее с аналогичной по характеристикам Collings, то Larson не такая нюансированная и мягкая, но у нее больше напористости, объема и проекции, и это может сделать ее более интересной для игры в зависимости от ваших предпочтений.
Стоит упомянуть о более широком грифе и расстоянии между струнами Prairie State, поскольку это может потребовать некоторого периода адаптации для тех, кто привык к современным акустическим конструкциям. Гриф имеет достаточную глубину, а закругленный профиль может немного утомлять игроков с маленькими руками.
Гитары Larson редки и ценны, поэтому мы не приносим извинений за то, что у нас нет под рукой оригинала для сравнения. Тем не менее, мы провели некоторое время, слушая демо-версии, и это воссоздание выглядит и звучит очень похоже на те, которые мы видели. Prarie State - это гитара, которая требует от игрока определенной физической отдачи, чтобы раскрыть ее значительную звуковую харизму, но она стоит затраченных усилий и денег.
Larson Bros Prairie State OM Style 2 VS 1900