Этот красивый "бурст" шведской сборки сочетает в себе классический внешний вид в стиле L.P и T с прекрасной лютневой обработкой.
Впервые я познакомился с Bluesmaster Custom 59 Йохана Густавссона в эфире, из уст в уста и в горячих обсуждениях на форумах. Что это было за великолепное чудовище, которое сочетало в себе классический дизайн, стоило почти в два раза дороже переиздания Gibson Custom Les Paul и обещало наиболее близкие к 59-му Burst тона?
Несколько лет спустя я наконец-то взял ее в руки, и, возможно, самым удивительным аспектом этого опыта было то, как сразу же я понял, что обладание такой гитарой будет стоить каждого пенни из крутой запрашиваемой цены. Часто говорят, что Густавссону удается передать "тон старого дерева" и "ощущение винтажной гитары" в своих новых творениях. Спойлер: так или иначе, ему это действительно удается, и это замечательная вещь.
Эта гитара представляет собой некую аномалию в моей ежемесячной колонке "Письма", поскольку она сделана не в США. Тем не менее, она более доступна в Штатах, чем где-либо еще, и есть два официальных дилера в США, о которых я знаю. В остальном, большинство продаж осуществляется непосредственно через производителя.
Йохан Густавссон живет в Лимхамне, Швеция, и изучал деревообработку, изготавливая мебель на заказ. Будучи сам гитаристом, он неизбежно обратился к лютерии и вот уже 30 лет создает прекрасные инструменты. Он начал разрабатывать дизайн того, что впоследствии стало Bluesmaster, еще в 1993 году и, наконец, выпустил свою флагманскую модель в 2001 году.
Элегантный брак того, что он называет "двумя своими любимыми твердыми телами" - Les Paul и Telecaster - этот инструмент явно гораздо больше обязан первому, хотя знакомый изгиб в форме обратной буквы S верхней деки, вдохновленной Фуллертоном, и другие тонкие детали постоянно напоминают о том, что мы далеки от клонов или копий Les Paul. Гитара, которую я приобрел для тестирования, остается верной оригинальной формуле, хотя мы можем предположить, что Йохан усовершенствовал свое ремесло за эти годы.
Но хватит эзотерических бредней, почему эта гитара так ценится? Как она может быть настолько хороша? На эти вопросы трудно ответить простыми словами. И все же, хотя я против того, чтобы предписывать какую-либо эфемерную магию инструменту, созданному руками человека из легкодоступных органических материалов, перед нами работа мастера, который умело воплощает свои изысканные цели в дереве, проволоке и металле.
За исключением нескольких инструментов, которые иногда попадают к его двум американским дилерам - CR Guitars и Destroy All Guitars, - творения Густавссона, по сути, изготавливаются на заказ, поэтому некоторые спецификации будут отличаться, но Bluesmaster Custom 59 как стандартная модель имеет много общих черт. Йохан прикладывает немало усилий для выбора и приобретения древесины, и очевидное качество цельной задней части из красного дерева (в данном случае цельной, но возможна нарезка камертоном) и пламенного топа из восточного клена свидетельствуют об этих усилиях.
Первый имеет плотную текстуру под транс-вишневой отделкой спинки и грифа, а второй демонстрирует тонко элегантное, не сопоставленное с книгой пламя, которое выглядит реалистичным примерно до 59-го года, с характерными минеральными прожилками и неровностями, которые часто нравятся поклонникам Burst, под искусно выцветшей отделкой Cherry Sunburst.
Несмотря на то, что на фотографиях это не очень хорошо видно, в верхней резьбе Bluesmaster также чувствуется знойная атмосфера - изгибы показывают мастерское владение процессом создания арок, которого, как ни странно, трудно достичь некоторым производителям, но который выглядит здесь как нельзя лучше. Мы уже подошли к большой части этого "ощущения старого дерева"; соберите вместе правильные ингредиенты и передайте их с мастерством старого мира, и вы пройдете долгий путь к созданию "нового винтажа".
Другой важной частью уравнения "винтажного ощущения" является профиль грифа, и этот профиль превосходен. Округлый профиль 59-го года, пожалуй, самый популярный в наши дни, но удивительно, как многие производители спотыкаются на этом профиле.
Изучение многих оригинальных Les Paul конца 50-х годов в процессе обучения, очевидно, помогло Густавссону сделать этот профиль правильным, и он имеет форму буквы С, которая прекрасно подходит к изгибу ладони, переходит в комфортно мягкие плечи и завальцованное крепление у края грифа, которое вдохновляет вас обхватить его рукой и играть.
Глубина грифа на этом экземпляре составляет около .876" на первом ладу и .970" на 12-м, хотя Йохан также сделает для вас профиль Slim 60s, начинающийся с .822", или профили Soft V и Fat U 58-го года, которые начинаются с .925" и поднимаются на целый дюйм.
Все мелкие детали выполнены так, что вызывают максимальное доверие: переплет и другие пластики имеют тот самый правильный вид, как и акриловые трапециевидные вставки, а форма и логотипы на головке грифа на глянцевом шпоне падуба излучают класс - одна из вариаций от культовой головки грифа Gibson, которую я не нахожу неправильной. 17-градусный угол наклона задней части грифа также соответствует винтажным спецификациям LP, как и удлиненный гриф в стиле 59-го года.
Наряду с нюансами в форме корпуса, бридж Bluesmaster является еще одним заметным отклонением от классического LP, но давайте предположим, что Густавссон пытается сказать нам, что именно так Gibson должен был сделать это в первую очередь.
Этот бридж работает превосходно и, если звуковые характеристики гитары являются хоть каким-то свидетельством правдивости этого элемента оборудования, он также делает что-то потрясающее для тона и устойчивости. Хамбакеры ThroBak SLE 101 MXV Ltd являются одними из самых уважаемых звукоснимателей в стиле PAF, производимых сегодня, и Густавссон добавил индивидуальное разделение катушек push-pull к регуляторам тембра, чтобы повысить универсальность.
Я играл на Bluesmaster Custom 59 через Komet 60 и сделанный на заказ JTM45, и был потрясен на каждом шагу. Поклонники часто заявляют, что "ничто, кроме Les Paul, не звучит как Les Paul", и это обычно правда, но для многих применений эта гитара, вероятно, звучит лучше, да и диапазон у нее шире.
Мало что вы захотите сделать с настоящим (даже винтажным) Les Paul, с чем не справится этот Gustavsson - от густых, сливочных, вокальных блюзовых тонов в положении грифа до рычащего, сырого рок-н-ролла в бридже, и все это с такой звуковой глубиной, нюансами и чувствительностью к прикосновениям, на которую способны немногие LP.
Когда Komet заведена, она переливается текстурными гармониками и богатой глубиной; прибранная, она по-прежнему удивительно многомерна. Это гитара, которая чувствует себя долгоиграющей прямо из футляра, вдохновляя вас продолжать. Поиграйте на ней, если представится возможность.