Jamstik Classic: MIDI-гитара, которая выглядит не совсем современно.
Компания Jamstik поместила свои MIDI-технологии в полноразмерную электрогитару - здесь есть все! Как она себя чувствует теперь, когда не кажется "умной" гитарой?
Jamstik Classic предлагает великолепные возможности цифрового управления - но аналоговый инструмент, окружающий MIDI-технологии, уступает в цене.
Несколько лет назад компания Jamstik выпустила Studio MIDI - полноценную (но безголовую) гитару, в которую был встроен гексафонический MIDI-пикап и множество возможностей подключения. Это был довольно крутой инструмент - однако для некоторых количества крутости было недостаточно, чтобы преодолеть гнусное преступление безголовости. Но теперь у нас есть Jamstik Classic MIDI, более похожий на Stratocaster, оснащенный той же технологией гексафонического MIDI-управления, что и его предшественник. Сможет ли она убедить вас присоединиться к миру MIDI-гитар, или же она застрянет между двумя подходами?
Если достать гитару из коробки, то самым ярким визуальным моментом в ней уже не является отсутствие головки грифа. Теперь это очень темный калёный кленовый гриф. Наша обзорная гитара имеет винтажную кремовую отделку, и в результате получается довольно стильная вибрация в стиле Strat, которая в то же время заставляет меня хотеть мороженого с шоколадной крошкой.
Кроме гексафонического звукоснимателя с поддержкой MIDI, электроника - стандартная для HSS S, вплоть до ножевого переключателя и одного регулятора громкости с двумя тонами. Но есть и некоторые особенности, которые отделяют ее от традиционного S-типа, например, латунная гайка и (к счастью для калибровки MIDI) шестиседельный хардтейл, а не вибрато.
Так что внешне он выглядит достаточно симпатично, но, что более важно, на расстоянии это менее очевидный MIDI-инструмент по сравнению с Studio MIDI. В этом, предположительно, и есть смысл. Он предназначен для игроков, заинтригованных возможностями MIDI-технологий, но по каким-то причинам не желающих отказываться от привычного ощущения "обычной" гитары. Давайте разберемся, насколько хорошо она работает.
Оценивая Jamstik Classic, вы как бы оцениваете два инструмента: один - MIDI-контроллер, построенный вокруг гитары. Другой - гитара, построенная вокруг MIDI-контроллера. Поэтому давайте начнем с первого варианта, сосредоточившись на цифровой стороне вещей как основном драйвере.
Jamstik оснащен восьмидюймовым MIDI-разъемом, Bluetooth и USB-C, что означает, что вы можете управлять с его помощью практически любым MIDI-устройством. Но главное событие - это собственное программное обеспечение Jamstik (как отдельное приложение, так и плагин для DAW), настроенное из коробки для работы с идиосинкразией гексафонических гитарных звукоснимателей.
С помощью программы Jamstik Creator вы также можете настроить поведение общего MIDI-выхода гитары - например, насколько далеко будут уходить питч-бенды или передавать ли огибающую ноты в виде отдельной информации о скорости. Несмотря на то, что MIDI является универсальным стандартом, различные софт-синтезаторы по-разному реагируют на одни и те же MIDI-данные, поэтому некоторые из них будут работать с гитарой сразу, а некоторые - нет. Это не повод для недовольства Jamstik, такие вещи являются обычным делом: любое MIDI-устройство требует настройки и экспериментов, чтобы заставить его работать.
Программное обеспечение может многое изменить в поведении электрогитары. Например, вы можете полностью отключить бенды - это удобно, если вы, скажем, играете на фортепиано, поскольку, если вы не проезжаете мимо него в поезде, это не тот инструмент, который известен внезапной модуляцией высоты тона. Учитывая, что вам, скорее всего, придется кое-что подправить, приятно, что процесс настройки происходит плавно - приложение мгновенно синхронизирует изменения с гитарой, а пользовательский интерфейс понятен и прост в навигации.
Jamstik Classic с iPad.
Настройка завершена, играть на синтезаторе с помощью гитары - это, в общем, очень весело. Играть на фортепиано, арфе, жужжащей квадратной волне или киберпанковом синтезаторе в духе Вангелиса с помощью гитары - это довольно сюрреалистичный опыт. Неудивительно, что наилучшие впечатления дает собственное программное обеспечение Jamstik - все звуки разработаны специально для этого инструмента, и поэтому просто подходят для игры на нем.
Есть большой банк пресетов для начала работы, но вы также можете создавать патчи из сэмплеров, осцилляторов и эффектов, входящих в комплект. Звуки синтезаторов не являются революционными, но они покрывают большую часть пространства - и еще больше звуков можно приобрести.
Отслеживание, хотя и не идеальное, но чертовски хорошее, и намного лучше, чем если бы вы использовали синтезаторную педаль и обычный медиатор. Как мы уже отмечали, когда рассматривали предшественника этого инструмента, самое впечатляющее здесь - это изгиб. Если вы играете хоть сколько-нибудь долгое время, то у вас мгновенно возникает петля обратной связи между ушами и руками, которая не позволяет мозгу думать о том, как сохранить бенд в тональности. И когда вы слышите звук синтезатора, это довольно странно.
Но именно в этом и заключается смысл подобных технологий. Трекинг достаточно хорош, чтобы, проведя с ним некоторое время, я был бы не против использовать его вживую при подходящих обстоятельствах, но я думаю, что возможности, которые он дает обычному гитаристу, больше подходят для домашней студии. Потому что при сочинении и продюсировании в домашних условиях вам, скорее всего, придется указывать мягкому синтезатору, что делать. Но представьте среднестатистическому гитаристу самый популярный способ превращения музыкальной идеи в MIDI-данные - клавиатуру, и есть шанс, что он издаст леденящий кровь крик и выбежит из комнаты на четвереньках.
Jamstik, однако, позволяет гитаристам использовать свой настоящий музыкальный словарь, а не дилетантски нажимать на MIDI-клавиатуру или нажимать и перетаскивать ноты в пианино. Ни то, ни другое не кажется особенно выразительным, но здесь сохраняется ощущение музыкального языка. Я, например, понятия не имею, как выглядит минорная девятая на клавиатуре, но знаю, как она выглядит на ладовой доске. Это самое удобное в этой технологии, по крайней мере, для меня: она открывает реальный, жизнеспособный путь между гитаристами и огромным, экспансивным миром плагинов и виртуальных инструментов.
А в формуле Classic компания Jamstik воплотила эти технологии в электрогитаре, которая кажется более "обычной", а значит, и более привычной для большинства игроков. Так почему бы нам не взглянуть на эту сторону вещей? Перейдем к рассмотрению гитары как гитары, построенной вокруг MIDI-контроллера, и что же получится?
Питание и входной/выходной разъем Jamstik Classic.
По цене в 999 долларов Jamstik Classic находится как минимум в одном ряду с различными итерациями электрогитар Player и Vintera от Fender. К сожалению, по чисто электрическим ощущениям она заметно уступает им. Во-первых, ощущения от грифа: он, как нельзя лучше, "дешевый". Грифы грубоваты для сгибания, а отделка достаточно пластична, чтобы чувствовать себя скорее Squier, чем Fender.
Трудно найти информацию о звукоснимателях под маркой KD, но однокатушечные звучат как доступная керамика: хрустящая, ломкая атака на переднем конце и тревожно яркий характер в целом. Однако не все так плохо, поскольку бриджевый хамбакер гораздо теплее, что в некоторой степени оттаивает ледяной тон Classic. Кроме того, бридж хардтейл и латунная гайка хорошего качества - бридж удобный, и оба способствуют стабильной настройке.
Но трудно судить Jamstik Classic слишком строго из-за его некачественного грифа и сингл-катушек. MIDI-технологии должны быть приняты во внимание, и как часть ценника, и как то, что является "основным фокусом" инструмента. К тому же, если вы покупаете цифровую электрогитару, то, возможно, вы рассматриваете ее в первую очередь как цифровой инструмент, а во вторую - как аналоговый. И на этих основаниях она действительно преуспевает.
Однако Classic, в отличие от Studio, требует, чтобы на него смотрели как на "настоящий" инструмент - кроме сингла с вырезом, какая форма корпуса вызывает общее ощущение гитарности больше, чем S-стиль? Он ни в коем случае не является непригодным для использования, но он не соответствует цели, которую он ставит перед собой - быть "настоящей" электрогитарой.
Если вам нужен инструмент, который избежал бы этого кризиса идентичности, но при этом делал бы то же самое, решение очевидно: Studio MIDI от Jamstik стоит дешевле, и он гораздо счастливее в своей шкуре. Играя на этом инструменте, кажется, что он знает, что это студийный инструмент, ориентированный на цифровые технологии. Он не ощущается, как это иногда бывает с Classic, как MPK Mini, играющий роль рояля.