Мы слышали шумиху и видели рекламу в Интернете, но стоит ли машина времени от Gibson всей этой шумихи? Мы испытали Les Paul Standard, Junior и ES-335 на прочность.
Лаборатория Мерфи находится в зачаточном состоянии. Мы полагаем, что Gibson увидит, какие модели будут летать, а какие - задерживаться, а затем внесет соответствующие изменения в линейку. Учитывая это, мы бы, вероятно, подождали, пока появится подходящая модель ES-335. Что касается Les Paul 59-го года, то эта модель действительно ближе к оригиналу, чем когда-либо виденные нами ранее. На самом деле, спереди мы бы с трудом отличили его от настоящего 59-го.
Плюсы
Минусы
История Custom Shop компании Gibson окутана тайнами и интригами. В книге Уолта Картера "Keeping The Flame Alive" он заявляет: "В начале 90-х годов Custom Shop фактически не существовал. Это была неопределенная группа в рамках обычного производства в подразделении Gibson в Нэшвилле". Дебют R9 состоялся на январской выставке NAMM 1993 года. Том Мерфи нанес финишное покрытие на первые 25 "sunbursts" и первые 15 "Goldtop"".
Конечно, как это всегда бывает с Gibson, история оказалась сложнее. В течение многих лет до этого существовали инструменты, предназначенные для Custom Shop, но Custom Shop, каким мы его знаем сегодня, начал свою работу как отдельное предприятие в 1993 году, со своими мастерами и собственной входной дверью.
На сайте Guitarist мы рассматривали подобные образцы по мере их появления и исчезновения, и, кажется, каждый раз мы говорили что-то вроде: "...с этой моделью они стали еще ближе к оригиналам". Можно ли сказать то же самое о трех представленных здесь переизданных гитарах: Murphy Lab 1959 ES-335 из черного дерева, 1957 Les Paul Junior Single Cut в желтом цвете TV Yellow и 1959 Les Paul Standard в цвете Lemon Burst?
ES-335 имеет ультралегкое старение, Junior - тяжелое, а Standard 59-го года получил ультратяжелое старение высшего уровня. Как вы увидите в блоке "Опции Мерфи" далее в обзоре, чем тяжелее старение, тем выше цена. Время - деньги. Лаборатория Мерфи, конечно же, относится к вышеупомянутому Тому Мерфи.
Мы уже рассматривали инструменты, вручную обработанные и состаренные Мерфи (у этого автора обзора есть голдтоп 57-го года с инициалами Тома, ловко спрятанными среди трещин лака). О том, как работает лаборатория Мерфи, вы узнаете из нашего интервью с президентом бренда Gibson Сезаром Гуэйкианом, размещенного в этой статье. Как рассказал нам Сезар, в лабораторию Murphy Lab поступают готовые инструменты из Custom Shop, где они затем дорабатываются и выдерживаются небольшой командой под руководством Тома Мерфи.
Нет сомнений, что главной темой для разговоров и первоначального знакомства с этими гитарами является именно состаренная отделка. Наш ES-335 с точечным вырезом отделан черным деревом - возможно, странный выбор, когда модель так хорошо известна в своих воплощениях Sunburst, Cherry Red и Natural (до сих пор нет ни одного варианта Sunburst). Тем не менее, эта модель обладает впечатляющей "смокинговой" атмосферой, а ее исключительно темный гриф из индийского палисандра отлично смотрится на фоне черного нитро-лака.
Les Paul 59-го года, с другой стороны, имеет цвет Lemon Burst и, по мнению этого автора, идеальный цвет и пламя - не тонкие, нарисованные по линейке скрипичные полоски или идеальные, широкие железнодорожные линии, а слегка бессистемные и ни в коем случае не чрезмерные. В таком выцветшем состоянии с остатками вишневого тонера он выглядит невероятно аутентично. Наш Junior доступен только в желтом цвете, и нет никаких сомнений, что он выглядит хорошо сыгранным и довольно аутентичным.
ES-335 - это более или менее новая гитара, но с большими трещинами лака, идущими по всей поверхности. Это первичные трещины, между ними нет ни одной вторичной или вспомогательной линии. Нет никакого игрового износа и только легкий намек на потускнение никеля. Как и у Les Paul 59-го года, ни одна из пластиковых деталей не состарена, но здесь они не слишком выделяются на фоне легкого старения в других местах гитары.
Однако в случае с моделью '59 Standard все обстоит совершенно иначе: она подверглась самому экстремальному старению в лаборатории. Поэтому нетронутые кольца хамбакеров, накладка, ручки, окружность гнезда джека и так далее кажутся несколько противоречивыми.
То же самое с '57 Junior, где классическая форма цельного пластикового звукоснимателя на этой гитаре TV Yellow действительно играет свою роль во внешнем виде гитары - гораздо больше, чем на варианте sunburst. P-90 находится под накладкой в виде собачьего уха, и, в отличие от остальной части гитары, эти пластиковые детали, включая заднюю заднюю панель, не состарены в отличие от отделки и фурнитуры. Это вопиющая странность в концепции Murphy Lab.
Продолжая рассматривать Les Paul 59-го года, его лакировка и старение в основном превосходны. Gibson не попала в свою старую ловушку - не потускнела отделка и не оставила ужасную "апельсиновую корку", как на некоторых инструментах VOS.
Все сделано очень хорошо. В остальном, участки голой древесины на задней панели и грифе из красного дерева выглядят немного неестественно. Поры древесины открыты и хорошо видны, а на грифе они были бы заполнены 60-летним жиром от пальцев, соленым потом или затвердевшим наполнителем для зерна - и если бы пряжка ремня сняла столько отделки с задней части, несомненно, сама древесина была бы намного более ямчатой и сжатой. И не слишком ли равномерны эти лаковые вмятины на спинке? То же самое можно сказать и о сильном старении "Джуниора". Как бы ни было это выразительно, такие детали, как эти пятна голого дерева, просто менее правдоподобны.
Такая гитара, как ES-335, лучше всего проявляет себя, когда ее голосу дают дышать... вибрато звучит очень музыкально.
Да, мы очень придирчивы, но не забывайте, что эта гитара 59-го года стоит более 9 тысяч фунтов стерлингов. Наш младший, ну, вы, вероятно, могли бы купить оригинал "класса игрока" за аналогичную сумму в £5,5 тыс. Но Том Мерфи упоминает, что весь процесс старения находится в постоянном движении и что они постоянно учатся новым трюкам. Так что, возможно, подобные стоны будут рассмотрены в будущем.
Что касается конструкции гитар, то они следуют традициям в отношении древесины. Так, ES-335 имеет трехслойный ламинированный корпус из клена/тополя/клена с центральной колодкой из цельного клена, гриф из фиджийского красного дерева и гриф из индийского палисандра. Les Paul 59-го года имеет цельную спинку и шейку из фиджийского красного дерева, топ из пламенного клена и гриф из индийского палисандра.
Модель Junior строго придерживается оригинального рецепта: цельный корпус из красного дерева толщиной 45 мм, а гриф из красного дерева по всей ширине вставляется в корпус, в результате чего образуется губа в вырезе. В отличие от Les Paul Standard 59-го года, гриф не имеет окантовки и, конечно же, инкрустирован точками.
Как и следовало ожидать, преобладают клеевые соединения древесины, а формы, контуры и т.д. были тщательно отсканированы с настоящих винтажных образцов. Все новейшие пластики Gibson, хотя и не выдержанные, максимально соответствуют винтажным образцам, так что здесь есть чем восхищаться.
Что касается электрики, то и ES-335, и '59 Les Paul оснащены Custombuckers Gibson Alnico 3, которые теперь поставляются без горшков. Считается, что это обеспечивает более прозрачное и открытое звучание, чем когда катушки залиты воском. Junior, конечно же, поставляется с одинокой катушкой P-90 в крышке "собачьи уши", которая впервые появилась на этой модели, когда она была представлена в 1954 году.
Поскольку она просто классифицируется как Custom Dogear P-90, у нас мало что есть, и, очевидно, здесь есть только регулятор громкости и тембра. На всех наших гитарах используются аудиоконические горшки CTS 500k, а конденсаторы - традиционные бумага в масле. Тумблеры и гнезда для джеков - от Switchcraft.
На протяжении многих лет компания Gibson развивала точность предыдущих переизданий, постоянно учась и совершенствуясь, и пришла к набору размеров грифа, который теперь попадает в яблочко. Большинство игроков, которых мы знаем, включая всю команду Guitarist, согласны с тем, что профиль 59-го года в форме средней буквы С, с не слишком большим "плечом" на резьбе, является наиболее удобным для игрока. Поэтому, как приятно было взять в руки ES-335 и Les Paul 59-го года и почувствовать себя как дома.
Juniors известны своими толстыми формами грифа, и если это ваше предпочтение, вы не будете разочарованы этой формой "Chunky C". При этом, несмотря на то, что профиль представляет собой большую клубную С с большим плечом, сильно состаренная задняя часть грифа создает ощущение некоторой неровности.
Наши гитары прекрасно настроены и имеют стандартную для Gibson высоту 5/64 дюйма (1,98 мм) и 3/64 дюйма (1,19 мм) для низких и высоких частот на 12-м ладу. Грифы не вызывают никаких нареканий, а средние джамбо-фриты делают все то, о чем мы всегда говорили - а именно, обеспечивают достаточный зазор на грифе для сгибания струн или выжимания вкусного вибрато.
Естественно, ES-335, с его двойными вырезами и 19-м ладом, обеспечивает лучший доступ к верхнему ладу, чем гораздо более ограниченные Les Paul, которые не дают возможности "перебросить большой палец через верх" после 16-го лада. Но - опять же, как мы говорим почти каждый раз - это ограничение не помешало множеству замечательных игроков подарить нам ослепительные соло в конце. Доступ к верхним позициям Junior еще более затруднен из-за губы корпуса в кутвее, но после нескольких десятилетий игры на настоящем инструменте это никогда нас не беспокоило.
Итак, хотя мягко закругленные грифы ES-335 и '59 Les Paul составляют 22 мм на 1-м ладу и 25 мм на 12-м ладу, плюс-минус волосок, гриф ES-335 кажется более тонким из-за кажущейся дополнительной длины и гораздо большего корпуса гитары. Но на самом деле в этом нет ничего особенного. Гриф нашей Junior немного глубже, но именно более полные плечи обеспечивают дополнительный обхват.
Кромки грифов гитар красиво завальцованы, но углы верхних гаек остаются немного острыми, и, если уж на то пошло, завальцовка кромки у Junior немного менее равномерна. Невозможно отделаться от мысли, что немного больше времени, потраченного на их обработку, действительно изменило бы ситуацию. В остальном, они предлагают восхитительный и не требующий особых усилий опыт игры.
Когда наш верный Blues Junior полностью прогрет, а на очереди классическая педаль драйва (Analog Man King Of Tone), пришло время послушать, на что они способны. Первой была ES-335. В чистом виде и с легким намеком на реверберацию, это великолепный набор тонов. Каждое положение переключателя предлагает отдельный голос, и все старые клише легко слетают с языка: хрустящий и приятно-носовой для бриджа, кряхтящий и звонкий для обоих, и гладкий и гулкий для грифа.
Уменьшение громкости приводит к снижению отклика на высокие частоты, но в действительно приятной форме; сужение происходит удивительно плавно, и, хотя громкость сама по себе не падает значительно до уровня ниже 7 или около того, мы смогли найти место для каждого звука - на каждой настройке переключателя. Особенно приятным было звучание обоих звукоснимателей, бриджа на полную громкость и грифа на громкости около 7. Фруктовый! Такая гитара выдает свой максимум, когда ее голосу дают дышать, поэтому намек на King Of Tone просто усилил то, что мы уже имели, на несколько ступеней. Это позволило бендам свободно петь, а вибрато звучало очень музыкально.
Поменяв инструменты местами и выполнив ту же последовательность настроек, все в Les Paul 59-го года кажется более плотным, этот большой кусок красного дерева и клена, возможно, придает немного больше мускулов. Тона тоже темнее, но не намного - Les Paul заставляет ES-335 казаться более "черпаковым" в целом, и именно этот дополнительный удар в середине обеспечивает удар. На экстремальной громкости, мы полагаем, что там, где 335 может потерять контроль и начать завывать, Les Paul просто останется спокойным и продолжит кричать.
Переходим к Junior, и еще до того, как мы подключили его к розетке, в его акустическом отклике заметна мощь с быстро нарастающим хвостом сустейна. Это очень похоже на наш оригинальный 57-й, который просто звучит немного более зрело и немного более гладко, с менее "юношеской" атакой. При полностью выкрученных регуляторах в голосе нового Junior действительно нет ничего плохого. Он хорошо сфокусирован на середине, он резкий, сырой и действительно очень дерзкий.
Наш реальный образец звучит очень похоже, за некоторыми исключениями: у него есть шестая передача - новый '57 звучит как настоящий, только громкость немного оттянута назад. Добавьте еще немного усиления, не в последнюю очередь от любого простого усилителя/овердрайва, и вы действительно получите близкое звучание.
Однако работа регуляторов заметно отличается. Новая модель '57 имеет немного меньший диапазон и не обладает способностью воспроизводить удивительно чистые и чистые тона оригинала при оттянутой назад громкости, не говоря уже о тоне. Именно это взаимодействие менее выражено на новой гитаре. Но даже если некоторые тонкие детали могут отсутствовать, нет сомнений в том, что это очень, очень хороший образец стиля Junior. Это также один из самых близких легальных "клонов" оригинала, с которыми когда-либо сталкивался этот автор.
Подвести итог о совершенно новой гитаре кустарного производства, цена которой превышает отметку в пять тысяч, достаточно просто. Идеально ли она сделана? Материалы, электрика и аппаратура превосходного качества? Играет ли она великолепно и звучит потрясающе? Просто! Однако, когда речь заходит о гитарах, подобных этой, которые были искусственно состарены, чтобы воссоздать различные уровни использования и злоупотребления, причем с серьезными затратами, все становится гораздо сложнее.
Итак, является ли старение подлинным? Действительно ли так выглядит гитара после нескольких концертов? И по стандартам какого стиля игрока - агрессивного, осторожного, чистящего инструмент после каждого выступления или просто убирающего его в багажник?
Ультралегкий состаренный ES-335 - странная модель. Нам кажется, что мы предпочли бы увидеть либо абсолютно новую гитару, либо ту, которая состарилась на класс или два выше. Этот экземпляр, хотя и является действительно супер ES-335 во всех других отношениях, сидит неуютно в ничейной зоне, большие трещины портят в остальном ухоженную "винтажную" гитару. На данный момент доступна только модель 61-го года Cherry в тяжелом возрасте, или версия 59-го года Vintage Natural в сверхтяжелом возрасте. И стоят они примерно на две с половиной - четыре тысячи дороже!
У Junior та же дилемма. Легкая состаренная версия того же самого устройства стоит на 1 700 фунтов стерлингов дешевле, чем наша тяжелая состаренная модель из обзора, и хотя это действительно очень хороший Junior, в отличие от двух других наших исторических моделей, за эту сумму вы могли бы купить настоящую модель "класса игрока".
Также следует обратить внимание на нестарые пластиковые детали (также присутствующие на модели 59-го года), которые создают впечатление, что в лаборатории Мерфи не хватило времени на создание этих привлекательных иллюзий. Тем не менее, несмотря на эти предостережения, Junior не только прекрасно выглядит, но и действительно передает суть этой классики рок-н-ролла.
И наконец, Les Paul 59-го года. Это особенно прекрасный образец своей породы, который выглядит так, как будто он прожил довольно суровую жизнь. Большая часть повреждений выполнена исключительно хорошо и вполне правдоподобно, но нас не убеждают некоторые оголенные участки дерева на этой модели.
Признаемся, что все мы видели реликтовые гитары и говорили, что "в реальной жизни вы никогда не увидите такого старения...", а на следующий день находили гитару с точно таким же внешним видом. Более того, Том Мерфи действительно знает свой лук, а в распоряжении Gibson имеется гораздо больше оригиналов для сравнения, чем мы когда-либо увидим.
Лаборатория Мерфи находится в зачаточном состоянии. Мы полагаем, что Gibson увидит, какие модели летают, а какие, как правило, остаются в стороне, и затем внесет соответствующие изменения в линейку. Учитывая это, мы бы, вероятно, подождали, пока появится подходящая модель ES-335. Что касается Les Paul 59-го года, то эта модель действительно ближе к оригиналу, чем когда-либо виденные нами ранее. На самом деле, спереди мы бы с трудом отличили его от настоящего 59-го.
Важно помнить, что здесь вы получаете гитару в винтажном стиле без вопросов о происхождении или оригинальности. Горшки без треска, нет никаких проблем с ладами, и, честно говоря, еще несколько минут на стенде для настройки - как практически для любой новой гитары - могли бы еще больше поднять их игру. Может быть, они и дорогие и не совсем законченные, но можно также утверждать, что они ближе всего к настоящему, что большинство из нас когда-либо получит.
Gibson Murphy Lab '59 ES-335 Reissue Ultra-light Aged
Gibson Murphy Lab '57 Les Paul Junior Single Cut Reissue Heavy Aged
Gibson Murphy Lab '59 Les Paul Standard Reissue Ultra Heavy Aged