Великолепный Les Paul, более близкий к "золотой эре", чем большинство других.
Когда-то рок-н-ролл был бьющимся сердцем молодежного бунтарства, сейчас он находится в пенсионном возрасте, а инструменты, которые обеспечивали его эволюцию, тоже немного устарели. Les Paul является примером, но Gibson выбрала 60-ю годовщину его самого вожделенного воплощения, чтобы выпустить, возможно, лучший и наиболее винтажно-точный Les Paul Standard со времен, когда Эйзенхауэр сидел в Овальном кабинете.
Названная не просто данью уважения, а "клоном", эта модель 2019 года включает в себя некоторые из исследований и разработок, которые были проведены в линиях Collector's Choice и True Historic от Gibson Custom, отдавая дань уважения инструменту, который использовался с таким взрывным эффектом такими музыкантами, как Кит Ричардс, Эрик Клэптон, Майкл Блумфилд и Джимми Пейдж. Идея заключается в том, чтобы дать поклонникам Les Paul гитару, которая соответствует всем требованиям и при этом не стоит как дом. Пора копнуть немного глубже...
Для большинства коллекционеров винтажных гитар солнечные Gibson Les Paul 1958-60 годов являются Святым Граалем. На протяжении многих лет различные переиздания моделей Gibson побуждали гитаристов считать, что те или иные особенности характерны для определенных модельных годов, но реальность такова, что 1 января 1958 года Gibson не выбрасывал золотую краску и не начинал сразу же наносить вишневые солнечные лучи. Из 434 Les Paul Standard, сошедших с конвейера Parsons St, Kalamazoo в 1958 году, примерно половина была Goldtop.
В июле 1958 года производство официально перешло на отделку "солнечными лучами" и кленовые топы из двух частей, но самыми ранними заводскими "лучами", как их стали называть, были серийные номера 8 3087 и 8 3096. Согласно бухгалтерским книгам Gibson, эти инструменты были отгружены 28 мая 1958 года и были зарегистрированы как имеющие "специальную отделку". Мы познакомились с номером 8 3087, который обычно считается "First Burst", на выставке Carter Vintage Guitars в Нэшвилле в 2016 году, и это просто завораживающий инструмент. Хотя его трехсекционный кленовый топ не так эстетичен, как последующие двухсекционные топы с центральным соединением, во всех остальных отношениях кажется, что Gibson уже успел разработать формулу.
Тем не менее, в 1959 году были внесены некоторые небольшие, но значительные изменения. Для многих это привело к тому, что Les Paul Standard, выпущенные в период до начала 1960 года, стали высшей точкой в производстве электрогитар. И мы не имеем в виду переход к более квадратным углам на пластинах гнезда джека. Ключевыми обновлениями с точки зрения удобства игры стало появление более широких ладов и немного более тонких грифов, а самый желанный период также совпал с диапазоном серийных номеров, в котором красный пигмент в отделке гитар был наиболее подвержен выцветанию под воздействием ультрафиолетовых лучей.
Хотя более быстро меняющие цвет "томатные супы" Burst с более тонкими грифами, выпущенные позднее в 1960 году, считаются менее привлекательными для некоторых фанатиков Les Paul, мы все еще говорим об одних из лучших электрогитар, когда-либо созданных, с денежной стоимостью, недоступной для 95 процентов населения. И все же, по большей части, именно 59-й - благодаря обожанию целого списка рок-знаменитостей - обладает наибольшей притягательностью.
Отмечая шесть десятилетий самой известной гитары в своем каталоге, обновленная компания Gibson представила на выставке Winter NAMM 2019 юбилейную модель 60th Anniversary 1959 Les Paul Standard. Несмотря на уныние и мрачность, окружающие финансы компании, подразделение Custom в последние годы проделало огромную работу, и наша обзорная гитара напрямую использует результаты исследований и разработок, которые были сделаны для True Historic и Collector's Choice. Поскольку True Historic уже снят с производства, а концепция Collector's Choice себя исчерпала, все еще есть возможность использовать данные, аппаратуру и технологии производства для создания новых моделей переизданий.
Стандартный переключатель gibson custom 60th anniversary 1959 les paul
Наконечник переключателя выполнен из каталина, соответствующего эпохе, а окружность "покерной фишки" - из бутирата ацетата целлюлозы с шелкографией.
Это проявляется в верхней части и грифе, взятых из модели Collector's Choice #37 "Carmelita" (созданной путем 3D-сканирования оригинального Les Paul, серийный номер 9 1953 года), а также в присутствии пластиков, воссозданных для программы True Historic, представленной в 2015 году, таких как янтарный наконечник переключателя Catalin и ламинированная целлюлозно-ацетатная бутиратовая накладка на медиатор. Для кого-то это слишком далекий шаг в кроличью нору, но хардкорные поклонники Les Paul живут в мире, где такие недостатки, как следы дребезга, являются желательными деталями на воспроизведенной пластине или крышке лада. Не верите нам? Посмотрите цены, которые люди готовы заплатить за оригинальные винтажные детали или высококачественные состаренные репродукции.
В обязанности специалиста по продукции категории Gibson Custom Мэта Келера входит проработка мелочей, и он считает, что использование шкурного клея для соединения грифа с задней крышкой, грифа с грифом и грифа с корпусом является "важной частью рецепта" новой гитары, посвященной 60-летию. "Он был разработан в 2014 году для моделей True Historic", - говорит Мэт. "Это действительно делает гитары более акустически резонансными и ощутимо более громкими, помимо исторической точности".
"Более громкая и резонирующая гитара с твердым корпусом дает лучший тон", - настаивает он. "Люди говорят о чистоте оригинальных хамбакеров PAF и забывают, что во многом это звук самих инструментов. Пикапы передают суть инструмента в той же степени, в какой дизайн влияет на форму тона".
Это связано с философией, согласно которой электрогитару следует рассматривать целостно, как систему, в которой составные части, работающие в гармонии, являются ключом к великолепному звучанию инструмента. Вместо прямолинейного процесса репликации, Мэт рассказывает, что поиск недостающих частей головоломки потребовал "много времени, проведенного за анализом Гибсонов 1950-х годов под капотом, и много времени, проведенного за A/B-тестированием различных марок потенциометров, конусов и значений в сравнении с оригинальными Centralabs 1950-х годов. Выслушав различия в магнитах alnico II, III, IV и V в наших хамбакерах True Historic, мы пришли к единому мнению о победителе. Выбор в пользу звучания хамбакеров без горшков и того писка и визга, который мы привыкли слышать в винтажных Les Pauls.
"Это странная наука, - признается он, - но мы поняли, что попытка воспроизвести процессы и материалы 1950-х годов не всегда дает тот результат, который мы ищем. Состав и качество тех материалов отличаются от того, что доступно сегодня. Поэтому нам действительно пришлось использовать свой слух, и мы привлекли художников, коллекционеров и экспертов, чтобы убедиться, что мы не сошли с ума [смеется]".
gibson custom 60th anniversary 1959 les paul standard alnico III Custombuckers
Gibson alnico III Custombuckers не имеют горшков для более аутентичного звучания в стиле PAF.
Одним из таких артистов был Джейсон Исбелл, который сам стал обладателем Burst после недавнего приобретения "Red Eye", Les Paul 1959 года, ранее принадлежавшего гитаристу Lynyrd Skynyrd Эду Кингу. "Джейсон только что был у нас со своим "59 burst", - рассказывает Мэт. "Он сравнил его с 59-м, выпущенным к 60-й годовщине. Он был совершенно ошеломлен. Это было забавно видеть. Оригиналы обладают великолепной прозрачностью, "расцветом", "вуфом", "писком" и всеми другими нелепыми словами, используемыми для описания тона PAF. Как только мы удалили восковое покрытие, я почувствовал, что мы открыли дверь для всех этих элементов классического тона PAF - особенно в паре с новым жгутом проводов".
"Наконец, некоторые из отличий 2019 года были просто эстетическими, вызванными моим обсессивно-компульсивным расстройством", - признается Мэт. "Мы подправили логотипы на головной части, шелкографию Les Paul, материал инкрустации, а также цвета накладок, красителей, металликов и так далее. Некоторые детали также были улучшены в плане точности, и в этом плане предстоит еще много мелкой работы, но мы действительно постарались выложить на этих гитарах все, что могли!".
Кейс Lifton для модели 60th Anniversary с пятью защелками переиздания имеет воспроизведенные подвесные флажки во внутреннем кармане, а также более современный Custom Shop COA (и лучшую защиту из пенопласта для головной части). Возможно, это не оригинальный 59-й, но все равно приятно видеть такой инструмент в обрамлении розовой подкладки коричневого футляра. Еще до того, как мы достали гитару, просто пройдясь вокруг нее, можно увидеть, как сильно под светом пульсирует двухкомпонентный плафон с минеральным напылением. Как и у многих старых моделей, кленовая крышка выглядит почти простой с одних ракурсов и сильно фигурированной с других.
Бридж Gibson Custom 60th Anniversary 1959 Les Paul Standard
Металлические детали состарены для придания им винтажного вида
Верхняя часть выглядит соответствующим образом, как и накладка на головку грифа: тонированное прозрачное покрытие перламутрового логотипа Gibson придает ему аутентичный зеленовато-золотистый оттенок, а расположение более тонкой и светлой шелкографии и ступенчатой накладки на колки с немного грубоватой белой окантовкой в некоторой степени успокоит экстремистов на интернет-форумах. Возвращаясь к корпусу, если вы задаетесь вопросом, почему винт, крепящий медиатор к кронштейну, имеет шлицевую головку, а не Phillips, то ответ заключается в том, что в 1959 году в этом отношении была некоторая случайность, но многие Bursts вышли с завода со шлицевыми головками. Паника закончилась.
Хотя нитроцеллюлозное покрытие гитары имеет лишь очень тонкую обработку VOS, ее металлические части имеют патину заводского старения и даже немного ржавчины - общая эстетическая атмосфера представляет собой удивительно хорошо сохранившийся винтажный инструмент. Royal Teaburst - один из 10 доступных вариантов отделки, все они имитируют различные стадии выцветания вишни, за исключением Kindred Burst, который представляет собой табачное выцветание. На задней и боковых сторонах анилиновая краска немного темнее, чем на других недавних переизданиях, и в результате труднее разглядеть кленовую накладку в кутвее.
Более темный анилиновый краситель на задней и боковых сторонах этой модели 2019 года выравнивает контраст между красным деревом и кленовым срезом в кутвее.
Основным отличием этой гитары от винтажных спецификаций является, конечно же, отсутствие бразильской палисандровой деки. В последние годы компании Gibson удавалось получать лишь очень ограниченное количество высококачественного бразильского палисандра, а за границу он не поставлялся с 2003 года. Для американских покупателей он даже не поставляется на заказ и доступен только ограниченными партиями.
Однако, когда речь идет о R9 2019 года, есть два варианта материала для ладов - индийский и боливийский палисандр. Благодаря CITES многие из нас были вынуждены стать экспертами по Dalbergia latifolia, но боливийская дека нашей обзорной гитары - с ее гладкой поверхностью, темно-коричневым оттенком и гораздо менее заметными порами, чем у индийского или бразильского палисандра - требует дальнейшего изучения.
Трапециевидные инкрустации - состаренный нитрат целлюлозы
"Боливийский палисандр - это, по сути, пау ферро из Боливии, который был отсортирован и обработан в Бразилии и отобран по визуальным характеристикам", - рассказывает Мат. "Он темный и плотный, в отличие от некоторых других видов палисандра, которые вы видите там. Мы предлагаем его в качестве опции, потому что он безопасен для экспорта в нынешних условиях CITES, и это отличная древесина для грифа. На самом деле, по плотности он немного ближе к бразильскому палисандру, чем к индийскому палисандру".
Так что же предпочитает Мэт? "Честно говоря, я считаю, что ошибиться невозможно. Индийский и боливийский - оба отличные варианты. Насколько я знаю, никто не обнаружил никаких тональных различий. Я бы ожидал, что боливийский будет немного менее компрессионным и более четким из-за своей плотности. Но здесь мы говорим о разнице".
Маркировка ладов Gibson Custom 60th Anniversary 1959 Les Paul Standard
Тонкий переплет и маркеры позиций из черепахового панциря типичны для Les Paul Standard 1950-х годов.
По краям ладов тонкая обвязка и ладовые наконечники сдержанные, а боковые точки - из черепахового панциря, как это было в 1950-х годах. Даже если 3D-сканер регистрирует сотни точек по всему грифу винтажной гитары и эти данные используются для программирования станка с ЧПУ, количество ручной шлифовки, которая проводится после автоматизированной резьбы, означает, что всегда будут небольшие отклонения. Профиль грифа "Carmelita" здесь кажется просто идеальным, с привлекательно мягкими плечами и глубиной 22,3 мм на первом ладу, увеличивающейся до 25,1 мм на октаве.
Что мы ищем от отличного Les Paul? Хотя существует чертовски широкий диапазон, когда дело доходит до музыкальных ориентиров, наша дюжина или около того значимых встреч с настоящими Bursts выявила больше сходств, чем различий. Одна общая черта - это высокие частоты, и их много, с расширенными верхними гармониками и достаточным присутствием высоких частот, чтобы играть кантри на педали.
Подумайте о жгучей атаке Блумфилда и Бино и о том, как эти огромные, кусачие свинцовые тона напоминают Telecaster на стероидах - есть что-то рогоподобное в аденоидном, почти вокальном качестве отдельных нот. Легко понять, как PAF вписывается в семейное дерево звукоснимателей Gibson, как логический шаг вперед после P-90, с которым у него так много общего в звуковой ДНК.
Бутиратовые ручки для топ-хэта были первоначально воссозданы для серии True Historic 2015 года.
Не будучи скованными тяжелым горшком, альнико III Custombuckers в нашей обзорной гитаре имеют много воздуха на высоких частотах, а также изобилие света и оттенков благодаря регуляторам громкости и тембра, которые не испытывают недостатка в полезном музыкальном диапазоне. Интересно, что вогнутые вершины бутиратовых ручек означают, что в условиях потной сцены немного легче добиться покупки этих топ-хэтов, чем при использовании менее точных репродукторов.
Переменчивые гармоники, которые можно услышать, когда вы держите аккорд и внимательно слушаете акустическое звучание этой гитары, в изобилии присутствуют и при подключении к сети. Усиленные тона варьируются от резких до темных и сложных, но при этом звучание шейного звукоснимателя никогда не бывает шершавым или навязчивым; всегда можно найти много щелчков, если поработать пальцами или медиатором, в то время как бридж - это то место, куда нужно идти для более носового кваканья. Он также мощный, с достаточной силой удара для рок-риффов и пауэркордов.
Когда мы заводим для сравнения Collector's Choice Les Paul, оснащенный оригинальными PAF, становится ясно, что Gibson действительно внимательно слушал. Эталонный LP, оснащенный PAF, имеет большее разделение при игре сложных аккордов и немного более сладкие высокие частоты, но сильное семейное сходство между двумя предлагаемыми тонами неоспоримо. Неплохо, если учесть, что одни только PAF стоят примерно столько же, сколько и гитара из нашего обзора.
Накладка на голову Gibson Custom 60th Anniversary 1959 Les Paul StandardТонированные прозрачные лаки на перламутровом логотипе Gibson придают ему зеленовато-золотистый оттенок
Орех Gibson Custom Custom 60th Anniversary 1959 Les Paul StandardОрех нейлоновый, а ступенчатая накладка на колки должна понравиться любителям Burst.
Тюнеры Gibson Custom Custom 60th Anniversary 1959 Les Paul StandardОднострочные, однокольцевые Klusons чувствуют себя гладкими и надежными.
Через твидовый Fender или Marshall в стиле Plexi- модель 60th Anniversary делает все, что должен делать хороший Les Paul, и даже когда мы сильно нажимаем на усилитель с Tube Screamer и клаусоном, мы не испытываем нежелательной микрофонной обратной связи - особенно на тех сценических уровнях, на которых большинство из нас выступают в наши дни.
Всегда найдутся те, кто захочет внести дополнительные изменения в переизданную гитару в духе воссоздания каждой детали винтажного инструмента - даже его недостатков - но мы настоятельно рекомендуем узнать, на что способны Custombuckers в их последнем непотолочном воплощении, прежде чем вы задумаетесь об их замене.
И даже если вы захотите использовать эту модель 60th Anniversary в качестве платформы для модификаций, она будет более доступной и винтажной, чем многие последние модели True Historic и Collector's Choice. В любом случае, в своем нынешнем виде это гитара мечты для большинства игроков, и Gibson Custom проделала отличную работу по воссозданию классики середины века для современного мира.
В футляре Gibson предусмотрительно предусмотрел простую альтернативу этой памятной табличке.