В то время как многие современные офсетники просто заимствуют контур, в этих оригинальных рецептах заложено гораздо больше.
Не можете позволить себе винтажный Fender? Мы тоже не можем. Поэтому, пока мы не выиграли в лотерею, линейка Vintera призвана удовлетворить нашу жажду. Давайте запрыгнем в поезд офсетной техники и отправимся в прошлое...
В них много характера, и, хотя они, вероятно, не для музыкантов функциональных групп, мы уверены, что в них можно найти песню или две.
Плюсы
Минусы
Вторая коллекция недорогих винтажных электрогитар Fender, серия Vintera II, была представлена в прошлом году, и сказать, что мы были впечатлены рассмотренными нами Nocaster/Telecaster 50-х годов и Stratocaster 60-х годов, значит преуменьшить. Но могли ли мы получить в свои руки новые модные офсетные гитары? Только сейчас.
Если первая волна офсетных гитар Vintera была посвящена 60-м годам, то вторая волна охватывает Jazzmaster 50-х годов и Jaguar и Mustang 70-х, и, как мы уже сообщали в предыдущем обзоре, не считая стиля, основными изменениями стали возврат к палисандровым грифам вместо пао ферро, обновление звукоснимателей во всех моделях и, да, небольшое повышение цены.
Если посмотреть на это сегодня, то можно заметить, что эти офсетные модели не только представляют собой единый дизайн, но и отличаются друг от друга по внешнему виду, ощущениям и звучанию. К тому же, хотя мы имеем Jazzmaster 50-х годов наряду с Jaguar и Mustang 70-х, мы не сравниваем разные десятилетия или стили производства - что делает современное сравнение «винтажных» моделей Fender гораздо более интересным.
Так, если Jazzmaster сохранил классическую «длинную» шкалу Fender длиной 648 мм (25,5 дюйма) и лады Telecaster и Stratocaster, то Jaguar и Mustang опускаются до более короткой шкалы 610 мм (24 дюйма) с дополнительным 22-м ладом. Это фундаментальное изменение, которое заметно влияет как на ощущения, так и на звук, и, кроме копий, мы не можем вспомнить ни одной электрогитары других брендов, использующих такую длину шкалы сегодня.
Исторически, конечно, Mustang также изначально предлагался с еще более короткой шкалой 572 мм (22,5 дюйма), как и модели Musicmaster с одним звукоснимателем и Duo-Sonic с двумя звукоснимателями, хотя с момента появления Mustang в 1964 году эти модели также предлагались с более длинной шкалой 610 мм.
И Jazzmaster, и Jaguar, разумеется, имеют одинаковые очертания корпуса толщиной 42 мм с классическим плавно-куполообразным контуром предплечья, реберным выступом и большим радиусом кромки. Сквозь непрозрачную отделку мы не видим ни дерева, ни количества использованных деталей.
Mustang попадает в категорию офсетных благодаря талии и слегка смещенному основанию, а также немного тоньше в глубину, ближе к 39 мм, опять же с сильно радиусными краями, более легким контуром и этими более, ну, похожими на Fender рогами корпуса.
Если посмотреть на это сегодня, то можно заметить, как сильно отличаются эти смещенные корпуса по внешнему виду, ощущениям и звучанию.
Поэтому неудивительно, что Mustang - самая легкая из нашего трио - 3,66 кг; Jazzmaster 50-х годов лишь немного тяжелее - 3,78 кг, а Jaguar 70-х годов, несмотря на ту же форму, достигает 4,04 кг, что отражает - мы уверены, непреднамеренно - часто более легкую древесину, используемую в 50-х годах, по сравнению с часто более тяжелой древесиной более позднего периода. Если вес вас беспокоит, стоит проверить.
Очевидно, что в репликах, соответствующих эпохе, нет современного модного скругления пятки корпуса (она квадратная), и все они используют классическую накладку грифа и четырехболтовое крепление. Карманы на грифе также выглядят довольно плотно прилегающими. Если быть придирчивым, то у Jaguar есть небольшое смещение грифа в сторону, но это исправляется быстрой затяжкой винтов.
Мы ожидали бы, что все кленовые грифы здесь будут распилены на пластины, где торцевая поверхность параллельна торцу грифа. На самом деле, у Jazzmaster и Mustang торцевая поверхность распилена по диагонали, что Fender называет «рифтовым распилом». Кроме того, что обе палисандровые деки 70-х годов немного больше по размеру, они выполнены в стиле slab и не связаны между собой, в отличие от кленовых Jaguar 70-х годов с большими черными пластиковыми блоками инкрустации.
Интересно, что диаметр точек у Mustang немного больше, чем у Jazzmaster, а двойные точки на 12-м ладу расположены немного ближе друг к другу. Все три модели используют оригинальный «малый» радиус грифа 184 мм (7,25 дюйма), каждая имеет регулировку шатуна по корпусу и использует одну и ту же узкую ладовую проволоку.
Наши три электрогитары рекламируют немного разные профили грифа - и по размерам, хотя они и близки, отражают некоторые очень тонкие различия. Тем не менее, возможно, благодаря слегка тонированному полиуретановому блеску задней части грифа, в них больше общего, чем можно подумать.
Узкий высокий лад (2,08 мм в ширину и 1,09 мм в высоту) не особенно высок, но кленовая дека Jaguar позволяет избежать ощущения почти «безладового чуда», характерного для многих моделей того периода.
Вероятно, самый полярный аспект смещения Fender - это бридж и отдельное вибрато у Jazzmaster и Jaguar. Сегодня существует целая индустрия запасных частей для оригинальных конструкций, и есть множество хитростей в том, как их настроить.
Можно долго спорить о недостатках оригинальной конструкции, но для многих игроков именно это и привлекает: неземной резонанс струн за бриджем и возможность гнуть их с помощью легкого вибрато.
Звучание комбика Jazzmaster, вероятно, стоит того, чтобы испытать его в одиночку - детали высокого класса переносят нас в прошлое в великолепной манере.
Недостаток массы бриджа Jazzmaster/Jaguar также играет свою роль в смещенном звучании, и многие игроки предпочитают звучание и работу седла Mustang, которое не имеет индивидуальной регулировки по высоте: радиус купола создается так, что пара струн E имеет наименьший диаметр, пара струн G и D - наибольший, а пара B и A - промежуточный.
Седла также имеют довольно глубокую канавку, чтобы надежнее удерживать струну на месте. Кроме того, вибрато имеет большой анкерный блок для струн, который также обеспечивает большую массу.
"Тремо-стоп» бриджа Jazzmaster/Jaguar, если его правильно настроить, предотвратит перегиб вверх, а также сохранит вас в тонусе, если вы порвете струну. Кронштейны просто устанавливаются на место, в то время как на вибрато Mustang вы можете настроить натяжение кронштейна с помощью небольшого шестигранного ключа или зафиксировать его на месте.
Ни один из трех мостов не закреплен на корпусе. Чтобы они могли «раскачиваться» при перемещении вибрато, каждый из них имеет две ножки, которые сидят в круглых металлических обоймах, утопленных в корпус, и поворачиваются на остроконечном винте, проходящем через каждую из этих ножек.
В каждой из наших трио также используются колки с раздельными стойками, у моделей 70-х годов с логотипом «F» сзади, а у Mustang - с пластиковыми кнопками. На двух верхних струнах используется один фиксатор «бабочка», хотя, как ни странно, на дереве Mustang нет распорки, что означает, что верхние струны натянуты за гайкой под гораздо более крутым углом.
Jazzmaster ввел концепцию двойной схемы «ритм» и «лид», которая ставила нас, гитаристов, в тупик на протяжении последних 66 лет. На самом деле она не так уж сложна и может быть весьма полезной.
Ключ кроется в двухпозиционном ползунковом переключателе на верхней части цельной накладки: сдвинув его в сторону грифа, вы получаете «лидирующую» схему, где трехпозиционный тумблер выбирает один или оба звукоснимателя, а громкость и тембр работают так, как мы все знаем.
Проще. Переместите этот ползунковый переключатель в сторону грифа, и вы получите схему «ритм»: только шейный звукосниматель с двумя регуляторами громкости (верхнее колесо) и тембра.
В более поздней модели Jaguar используется практически та же двухконтурная концепция, но вместо тумблера ведущей цепи мы получаем отдельные переключатели включения/выключения звукоснимателей и расположенный ниже переключатель «strangle», который фактически является фильтром высоких частот, ослабляющим низкие частоты.
Также здесь представлена четырехкомпонентная панель, где оба регулятора установлены на металлических пластинах, покрытых хромом, как и три ползунковых переключателя ведущей цепи, а центральная часть выполнена из пластика.
Стиль превыше сути? Ну, металлические пластины управления Jaguar означают, что можно легко исследовать любые проблемы с проводкой, не снимая весь порожек и бридж, как на Jazzmaster, плюс эксперименты с такими вещами, как типы и значения конденсаторов, намного проще. Стоит иметь в виду, если вы любите возиться.
Наш Mustang имеет всего одну схему и является воплощением модульного подхода Лео Фендера к производству гитар. В отличие от двух других оффсетов, здесь звукосниматели подвешены на пластиковой накладке, а не закреплены непосредственно на корпусе, и бридж не расположен над ними.
Две слегка наклоненные одинарные катушки с черным покрытием управляются собственным трехпозиционным ползунковым переключателем. В центральном положении звукосниматель выключен, в обоих крайних - включен, но если вы соедините верхнее «включенное» положение шейного звукоснимателя с нижним «включенным» положением бриджа - или наоборот - они окажутся вне фазы.
Наконец, есть еще одна хромированная металлическая пластина для управления громкостью, тембром и выходным разъемом, немного меньше той, что используется на Jaguar. В то время как у Mustang металлическая и пластиковая пластины идеально совпадают, у Jaguar вращающаяся пластина управления немного смещена и не совсем аккуратно вписана в черепаховый корпус.
В то время как многие современные оффсетные модели просто заимствуют контур, в этих оригинальных рецептах есть гораздо больше, когда дело доходит до их звучания. Jazzmaster здесь - это почти шок после наших эталонных Strats и Teles. Это определенно голос Fender, но, возможно, чрезмерно яркий, пока вы немного не приглушите его и не оттянете металлический удар.
Уменьшение громкости и тембра, конечно, немного сглаживает ситуацию, и в атаке появляется долгожданная глубина, но все это подкрепляется не только кажущейся более короткой продолжительностью звучания (что добавляет планка), но и оригинальным радиусом грифа - и эти довольно маленькие лады делают все менее плавным, чем мы привыкли.
Микс, единственная позиция гитары с подавлением гула, вероятно, стоит того, чтобы испытать ее саму по себе: определенно более похожая на Tele, но детализация высокого уровня, не говоря уже о нескольких легких мерцаниях от вибрато и добавлении реверберации, переносит нас в прошлое в довольно великолепной манере.
Ритм-схема действительно кивает в сторону названия инструмента, немного отодвигая высокие частоты только на шейном звукоснимателе - но это не лаунж-гладкость.
Пристегивая Jaguar, поначалу кажется, что это игрушка. Мы практически не изменяли громкость и тембр, и, конечно, у него более темный голос, более похожий на Gibson, если хотите, но у нас есть другой сустейн и более полный профиль грифа в верхних позициях, не говоря уже о скользком глянце грифа, которые увеличивают различия.
Однако здесь ритм-цепь действительно попадает в олдскульный джаз, в то время как на Jazzmaster она все еще немного перегружена в средних частотах.
Чем дольше мы играем, тем лучше Jaguar работает, хотя быстрая смена звукоснимателей требует некоторой сноровки и размышлений. Если бы только у нас был этот тумблер! Дополнительный «удушающий» переключатель тоже относительно незаметен; он немного вычищает низкие частоты, но кажется, что он скорее предназначен для эпизодического использования, чем является необходимой функцией.
Переходим к Mustang, и пристегивать ремни на этой модели еще более странно, чем на Jaguar, потому что в сочетании с более короткой шкалой, ее меньший корпус и вес усиливают ощущение игрушечности. Честно говоря, хотя звукосниматели далеко не горячие, если вы живете в мире Tele и Strat, то звучание здесь более привычное.
Выбирать звукосниматели сложнее, чем на Jaguar, и есть вероятность случайно отключить звук гитары или поставить звукосниматели не в фазе. Тем не менее, хотя звук и тонковат, подключите что-нибудь вроде MXR Phase 90, и это будет красивый переливающийся голос; с каким-нибудь вполне металлическим дисторшном он тоже будет на высоте.
Чем больше мы играем, тем больше привыкаем к ощущениям и длине шкалы. В этом плане он нам больше нравится, чем Jaguar, хотя вибрато у Mustang совсем другое: легкое покачивание здесь приводит к быстрому изменению высоты тона, и пользоваться им нужно очень осторожно, если вы не хотите встревожить своих слушателей и товарищей по группе.
Кроме того, если вы потеряете необходимый шестигранный ключ или, что еще хуже, выпадет винт с внутренним шестигранником (единственный способ удержать рычаг на месте), то у вас возникнут проблемы.
Время, проведенное с этой троицей, определенно напоминает нам о том, насколько «необычными» были эти модели на момент их выпуска. Теперь, на уровне Vintera II, они в большинстве своем четко воспроизведены с пристальным вниманием к деталям и без проблем, которые могут возникнуть при покупке оригинальных винтажных предметов. Любые модификации, которые вы решите сделать, или «улучшенные» детали, которые вы добавите на вторичном рынке, также не повлияют на ваши винтажные инвестиции.
Какой из них мы выбрали бы? Несмотря на улучшения, которые принесла модель Jaguar, наш образец, конечно, не отличается малым весом, а кленовая дека не всем придется по вкусу ни по внешнему виду, ни по удобству игры.
Кроме того, нужно привыкнуть к короткой шкале, которая, как и у Mustang, создает ощущение игрушечности. Тем не менее, ее звучание более чем достойно изучения.
В этом отношении полномасштабный Jazzmaster кажется наиболее «нормальным». Даже если вы не планируете использовать «ритм» схему, как только вы укротите высокие частоты, что ж, есть причина, по которой эта электрогитара стала классической - у нее есть голос и ощущения, отличные от ваших Tele и Strat.
И хотя вибрато Mustang не имеет того классического гладкого звучания, как у Jazzmaster/Jaguar, благодаря более комфортному звучанию с потенциалом вне фазы эта легкая модель получила гораздо больше игрового времени, чем мы ожидали.
Технические характеристики