В 2020 году флагманская линия American Elite от Fender была заменена новой серией: American Ultra. Хотя инструменты American Elite были представлены в каталоге только на Winter NAMM 2016, на презентации обучающего приложения Fender Songs в Нью-Йорке в октябре этого года генеральный директор Fender Энди Муни объяснил, что компания оптимизировала жизненный цикл своей продукции с семи до четырех лет. Лео, вероятно, одобрил бы это - он точно не был человеком, который любит стоять на месте.
После того, как серия Elites была окончательно выбита из колеи, Ultras теперь представляют собой не только самые высококлассные инструменты, производимые на заводе Fender в Короне за пределами Custom Shop, но и самые современные модели текущего производства. Как и серия Elite, серия Ultra включает в себя SSS и HSS Strats и твердотельный Telecaster, но American Elite Telecaster Thinline покидает сцену слева и заменяется American Ultra Jazzmaster. Это разумный ход, учитывая нынешнее повсеместное распространение гитар со смещенным корпусом. Что менее разумно - если вы левша - так это отсутствие леворуких моделей Ultra на старте продаж. Надеемся, что в скором времени они будут анонсированы.
"Цель серии Ultra - создать инструмент для немедленного и максимального вдохновения, чтобы гитара не мешала", - говорит Джастин Норвелл, EVP подразделения Fender Products. Интересно отметить, что изогнутая форма Stratocaster была разработана в ответ на жалобы игроков, которые жаловались, что бесконтурный корпус Telecaster с одним вырезом "мешает им", но популярность "рабочего" грифа Лео осталась неизменной.
В последнее время попытки усовершенствовать Stratocaster и упростить Tele были многочисленны и широко распространены. Но если гитара выпускается с логотипом Fender на головной части, чувство ответственности должно быть очень сильным в процессе проектирования. Когда речь идет о том, чтобы найти правильный баланс для American Ultra, Энди Муни проводит параллели с тем, как современный высокопроизводительный Porsche 911 сохраняет ДНК конструкции, впервые набросанной Фердинандом Александром Порше в 1959 году.
Джастин Норвелл согласен с этим. "Мы не относимся к идее изменения формы корпуса легкомысленно", - утверждает он. "Корпус Stratocaster и Telecaster не подвергался явным изменениям уже более 30 лет, и вы должны сохранить суть и дух первоначального предназначения этих инструментов. Вы можете посмотреть на [Ultra] спереди и сказать, что это Stratocaster или Telecaster. Задняя часть - там, где она прилегает к телу, где находятся руки, когда вы поднимаетесь выше по грифу - это как раз та область, где мы решили сделать некоторые из этих модификаций".
Так что же, получается, спереди все как обычно, а сзади - вечеринка? Если извлечь наши обзорные гитары из штабелируемых литых жестких кейсов, можно увидеть, что идея асимметричной пятки была перенесена из серии Elite, но теперь пятка сужается примерно до 13 мм в самой тонкой точке под грифом. Теперь при выполнении бендов на 22-м ладу на удлиненных грифах между кончиками пальцев и ладонью остается гораздо меньше пространства. Кроме того, за вырезом для высоких частот каждой гитары удален внушительный совок, что еще больше облегчает езду.
Имеет ли уменьшение массы в этой структурно важной области негативные последствия для тембра? В данном случае, похоже, что нет. Обе гитары акустически яркие, с длинным, ровным затуханием и большим количеством гармоник - все необходимые ингредиенты для впечатляющего исполнения с усилителем, но об этом позже.
Другие скульптуры корпуса выглядят вполне ожидаемо: Stratocaster отличается выступающим контуром грудной клетки и фаской предплечья, которые так эффектно получились у Fender в 1954 году. Telecaster также приобрел немного обнимательности благодаря значительному вырезу на животе. В серии Ultra представлен сверкающий спектр новых металлических покрытий, созданных с учетом этих тяжелых контуров корпуса, причем некоторые цвета приобретают немного разные оттенки в зависимости от освещения. В этих отделках есть настоящая глубина, и гитары Cobra Blue и Mocha Burst, представленные в нашем обзоре, завоевали множество поклонников в офисе.
Стремясь сделать American Ultras как можно более комфортными для игры, была проведена большая работа над грифами. Кленовая дека Telecaster и богатый палисандровый гриф Strat были обработаны, а от сложного C-D грифа, характерного для серии Elite, отказались в пользу профиля "Modern D" с новым уретановым покрытием "Ultra satin". Обе гитары оснащены колками Bi-Flex с точками доступа за костяными гайками, что позволяет обойтись без колесика регулировки, которое можно было найти в конце ладов серии Elite. Какое из этих решений вам больше нравится - вопрос личных предпочтений, но мы все можем согласиться, что они оба обеспечивают более легкий доступ для изменения рельефа грифа, чем необходимость снимать гриф в винтажном стиле.
Компания Fender выпустила уже пять поколений своих бесшумных звукоснимателей, но считает новые Ultra Noiseless лучшими из когда-либо созданных. Внутренний тон-гуру Тим Шоу снова использовал свой огромный опыт в области исследований и разработок, и на выбор предлагаются два варианта: Ultra Noiseless Vintage - как в модели Telecaster - и Ultra Noiseless Hot, который можно увидеть здесь в сочетании с хамбакером Ultra Double Tap с зебровой катушкой на HSS Strat.
Опытные игроки обычно довольно остро реагируют на форму грифа, но важно помнить, что то, что сначала кажется привлекательным, может показаться не таким уж удобным через час после 90-минутного концертного выступления... впрочем, это, вероятно, более серьезная тема для другого дня. American Ultra Modern D, благодаря рваным краям деки и гладкому уретановому покрытию, является одним из тех профилей грифа, которые трудно не любить, они остаются удобными в течение длительного времени игры и не загоняют вас в стилистический угол, как это может сделать большая глубокая V- или U-образная форма.
Существует множество D-профилей с более плоской спиной и более полными плечами, но вы быстро забудете о номенклатуре и измерениях, как только начнете прослушивать одну из этих гитар. В сочетании с ладами средней величины радиус 10-14 дюймов делает свою работу, не чувствуя себя слишком плоским или современным. Несмотря на все наши усилия при выполнении нескольких огромных бендов в высоком регистре, мы не смогли заставить Strat ладить вообще. И даже после всех этих изгибов и гримас, струны почти всегда возвращались в исходное положение. Пока все без трения.
Двухточечное вибрато и плавающая настройка American Ultra Strat не всем придутся по вкусу - мы явно не сможем избежать тех махинаций в стиле кантри, которые нам так нравятся с Bigsby, - но здесь есть все возможности для экспрессии: от ворчливых глиссандо в гавайском стиле до скулящих щипковых гармоник.
Техничные современные рок-игроки хорошо обеспечены. В отличие от модели Elite HSS, на Ultra нет переключателя Passing Lane для обхода тонарма, но нам его не очень-то и не хватает - некоторые Strats с бриджевыми "баккерами" могут быть аденоидными или царапающими, и кажется, что им нужен выстрел в руку, но здесь уже достаточно обхвата для больших риффов и пауэркордов.
Для тех, кто ищет более легкие текстуры, переключатель S-1 на регуляторе громкости включает однокатушечный хамбакер Double Tap. Когда переключатель нажат, умная проводка усиливает рабочую катушку, чтобы сохранить большую мощность, чем традиционная схема с разделением катушек. Что это означает на практике? При переключении с полного хамбакера на однокатушечный звук немного снижается, но он точно не становится тонким или анемичным. Кроме того, если вы оставите переключатель S-1 включенным и переключитесь в положение два на пятипозиционном регуляторе, вы найдете тот знакомый промежуточный тон, который так любят фанк-игроки и поклонники Нопфлера.
Переключаясь на нэковый и средний звукосниматели, мы с удовольствием слышим, что "Hot" не означает "пережаренный", и гитара не лишена динамики. Нет лучшей площадки для игры, чем шейный звукосниматель Stratocaster в пружинном ревербераторе, и эта гитара не является исключением: все тончайшие вариации атаки правой руки будут переданы, независимо от того, играете ли вы медиатором, пальцами или и тем, и другим.
Бесшумные звукосниматели Fender, похоже, эволюционировали до такой степени, что они тоже не мешают. Они устраняют тонну гула и, конечно же, столько шума, сколько можно было бы ожидать, не создавая ощущения удушья или синтетики. Как и форма грифа и контуры корпуса, бесшумные звукосниматели просто делают свою работу с минимумом суеты, позволяя вам продолжать заниматься музыкой - но вы определенно заметите разницу, когда вернетесь к винтажному стилю звукоснимателей в студии или в непосредственной близости от громкого усилителя.
Как и Strat, Telecaster может похвастаться некоторыми дополнительными трюками под капотом. Здесь S-1 переключается между последовательным и параллельным голосами сдвоенных звукоснимателей, чтобы обеспечить последовательный тон, часто встречающийся на Телекастерах с четырехполосным подключением, хотя вам не придется возиться с немного дезориентирующим четырехпозиционным рычагом. Кроме того, регулятор тембра работает в режиме холостого хода (это означает, что он шунтируется в открытом положении - при повороте в это положение вы можете почувствовать щелчок небольшого фиксатора), и, как и на Strat, на регуляторе громкости есть схема отсечки высоких частот, чтобы сохранить чистоту звучания при уменьшении громкости.
Со всеми этими разговорами о содержании высоких частот можно было бы ожидать, что вы получите тон Tele, режущий глаз, но при подключении обнаруживается стильный, высокоточный подход к проверенной временем конструкции Leo. Не так уж много концертов, на которые вы могли бы прийти с этой гитарой и не выполнить свою работу. Конечно, при условии, что вы выучили свои партии. Но если вам нужны тона кантри, инди, соул, пауэр-поп, фанк, панк или R&B 60-х годов, American Ultra Telecaster сделает все стильно.
Возможно, это потому, что здесь нет перехода между обработанной и неотделанной древесиной, но сатинированные кромки деки Tele имеют еще более гладкую поверхность, чем у Strat, и в результате эта одноладовая гитара вызывает большее привыкание. Приятный древесный привкус в положении грифа - это настоящая изюминка, а серийный комбик привносит совершенно неистовую индивидуальность, когда вы начинаете добавлять овердрайв. Это почти как если бы ваш нэшвиллский вечер внезапно перешел от обмена примочками Лютера Перкинса в хонки-тонке на Бродвее к ночному джему в Easy Eye Sound с Дэном Ауэрбахом.
Продолжительное время игры выявляет продуманные детали на обеих гитарах, такие как прорезиненные ручки на софт-тач регуляторах Strat - любители винтажа заметят, что более короткие юбки напоминают форму самых первых регуляторов Strat 1954 года - изогнутые передние части фиксаторов струн, а также крепление джека Electrosocket у Telecaster, которое является огромным улучшением винтажного дизайна.
Хотя некоторые из этих особенностей были унаследованы от предыдущих моделей Elite, во всей линейке Ultra эстетика, звуковые характеристики и впечатления от игры, кажется, стали на ступеньку или две выше, что просто делает музыкальные инструменты более сексуальными, острыми на вид и более желанными. И прежде чем вы усмехнетесь, давайте не будем делать вид, что процесс покупки гитары чем-то похож на покупку духовки или холодильника - инструмент, на который вы не можете перестать смотреть и не хотите положить его на пол, скорее всего, станет источником гораздо большего творчества, чем упрямая, с головой ушедшая в покупку, основанная только на технических характеристиках и цене.
За исключением некоторых слегка неровных краев бриджа и вырезов для управляющих пластин на медиаторе Telecaster, обе модели Ultras, похоже, были изготовлены с той лазерной точностью, на которую можно было бы надеяться - но которую не всегда можно получить - при такой цене. Ultras на £60 дороже своих аналогов Elite, но они предлагают гораздо больше, чем 3,3-процентное обновление по сравнению с классом 2016 года. Будучи Fenders, они почти наверняка сохранят свою стоимость лучше, чем некоторые бутиковые конкуренты. Но не стоит покупать American Ultra с расчетом на то, что в будущем вы сможете ее перевернуть - купите ее, чтобы играть, и посмотрите, куда она вас приведет...
Fender American Ultra Telecaster
Fender American Ultra Stratocaster HSS