Имя Джона Д'Анджелико является синонимом ставшей уже легендарной традиции великих строителей арктоповых гитар, распространенной в начале 20-го века. Д'Анджелико, вместе со своим современником Элмером Стромбергом и другими, по сути, определил традицию независимого, бутикового изготовления гитар в 1930-х и 40-х годах, на несколько десятилетий предвосхитив нынешний золотой век гитаростроения.
Гитары D’Angelico были представлены на многих основополагающих джазовых записях, их использовали почти исключительно известные джазовые и нью-йоркские студийные игроки, такие как Билли Бауэр, Чак Уэйн и Джонни Смит.
После смерти Д'Анджелико в 1964 году Джеймс Д'Аквисто, который учился у Д'Анджелико в 50-х годах и сейчас считается одним из самых влиятельных лютьеров среди современных мастеров, приобрел магазин и продолжил создавать и ремонтировать гитары. Однако в конце концов Д'Акисто разработал собственную линию гитар, и бренд D'Angelico был снят с производства.
В 2011 году в нью-йоркском музее Метрополитен прошла крупная выставка "Герои гитары: легендарные мастера из Италии в Нью-Йорк", которая вызвала интерес к творчеству Д'Анджелико среди игроков и коллекционеров. Бренд D'Angelico был приобретен бизнесменом и коллекционером гитар Джоном Феролито, который привлек к работе над возрождением линии D'Angelico нескольких мастеров-строителей и профессионалов отрасли. Недавно на выставке NAMM 2013 компания представила несколько моделей, включая доступные переиздания различных моделей, а также новые современные модели (полу- и цельнокорпусные) и даже электробас, выполненный в классической эстетике D'Angelico. Компания также представила линию USA Masterbuilt под руководством мастера-строителя Джина Бейкера.
Среди самых популярных оригинальных моделей D'Angelico были New Yorker и Excel. Флагманская модель Excel переиздавалась и расширялась в различных новых моделях и дизайнах, и у нас была возможность рассмотреть модель EXL-1 из серии Standard от D'Angelico, которая изготавливается вручную в мастерской недалеко от Сеула, Южная Корея.
D-Angelico-New-York-EXL-1, основанная на модели Excel, популярной среди гитаристов в 1950-х годах, EXL-1 имеет полый 17-дюймовый корпус с одним вырезом, доступный в натуральной и солнечной отделке. В течение первых нескольких минут игры и осмотра инструмента я был впечатлен общим уровнем мастерства и вниманием к деталям.
У этой гитары множество вибраций! Благодаря винтажной золотой фурнитуре на фоне насыщенного табачного цвета и многочисленным креплениям на корпусе, F-образных отверстиях, грифе и головке, D'Angelico EXL-1 обладает элегантным и утонченным визуальным присутствием, вызывающим в памяти традиции классических джазовых гитар. Корпус гитары выполнен с ламинированным еловым верхом и кленовыми задней и боковыми стенками.
Гриф изготовлен из твердого клена с центральной планкой из ореха и грифом из черного дерева и исключительно удобен для игры во всех позициях. EXL-1 оснащена "плавающим" звукоснимателем, разработанным Кентом Армстронгом, а на крышке звукоснимателя, имеющей красиво подобранный рисунок черепаховой кожи с кремовым переплетом, расположены два незаметных регулятора громкости и тембра.
Палисандровый бридж плавающий и окрашен под черное дерево грифа. Гриф оснащен перламутровыми вставками, а головная часть повторяет оригинальный дизайн D'Angelico с винтажными вставками логотипа Excel и фирменным золотым штифтом на короне инструмента.
Несмотря на 17-дюймовую ширину нижнего порожка и трехдюймовую глубину корпуса, на EXL-1 удобно играть как стоя, так и сидя. Он также удивительно легкий, и вес распределяется равномерно, особенно при использовании широкого высококачественного ремешка.
У меня была возможность протестировать EXL-1 на нескольких концертах, включая сольный джазовый концерт в тот вечер, когда я получил гитару для обзора. Я был поражен тем, насколько хорошо был настроен инструмент, прямо из футляра. Его почти не нужно было настраивать, когда я выходил за дверь, чтобы отправиться на работу.
Гитара отлично звучала как при игре медиатором, так и при игре пальцами, когда я прокладывал себе путь через коллекцию джазовых стандартов. Басовый регистр был полным, но не подавлял средние и высокие частоты, а отдельные ноты в сложных аккордах были четко различимы. Я также использовал EXL-1 в дуэте с басистом и в квинтете с двумя рожками и довольно громким ударником.
Гитара отлично показала себя в обеих ситуациях, легко прорезаясь сквозь микс на мелодиях и соло с одной нотой. Звук был ровным, гитара оставалась в тонусе, и я получил приемлемое звучание без необходимости возиться с эквалайзером всю ночь. Все, что мне нужно было сделать, это быстро настроить звук и играть - именно так, как мне нравится!
Ведутся споры о достоинствах и недостатках гитар с ламинатом и резным верхом. Хотя это похоже на сравнение яблок и апельсинов, важно помнить, что классические джазовые тона Gibson ES-175 и других были созданы на гитарах с ламинированной фанерой. Большинство игроков интересуются исключительно солидным, стабильным тоном и удобством игры, а эта гитара обладает и тем, и другим. Некоторые могут скептически отнестись к гитаре, которая звучит, играет и выглядит настолько хорошо при уличной цене чуть более 1000 долларов.
Обладает ли эта гитара таким же уровнем акустического резонанса и тональной сложности, как инструмент ручной работы с резным верхом? Конечно, нет. Но если вы ищете чистый, электрический джазовый звук с доступной ценой для профессиональной "рабочей лошадки", EXL-1 трудно превзойти.
TEJA GERKEN: Поскольку игра на винтажной гитаре D'Angelico - это особый опыт, я скептически отнесся к гитаре заводской сборки с таким громким именем и ценой чуть более 1000 долларов, но я был впечатлен тем, насколько хорошо EXL-1 передает дух D'Angelico. Огромная головная часть гитары не только придает ей аутентичный вид, но и такая масса на конце грифа создает определенное ощущение и баланс инструмента. Струны с плоской намоткой и низкий строй гитары доставляют удовольствие при игре даже сложных аккордово-мелодических пассажей. В тональном плане я был впечатлен тем, насколько полно гитара звучала акустически, даже учитывая ее ламинированный верх. А подключив гитару к усилителю, я был встречен настоящими тонами электрической джазовой гитары, которые будут отлично звучать в любом прямолинейном джазовом окружении.
SCOTT NYGAARD: Хотя этот инструмент с фанерным верхом не обладает характерным среднечастотным "кором", присущим прекрасным акустическим арктопам, при акустической игре он обладает достаточной громкостью, достаточной для того, чтобы вы не переигрывали во время акустических тренировок. А звукосниматель Kent Armstrong сразу же обеспечивает классический усиленный тон арктопа и отличный баланс между струнами при подключении. Как начинающему джазовому гитаристу, вам необходимо завоевать авторитет, когда вы появляетесь на местном джазовом джеме. Помимо изучения всех ваших гамм, арпеджио и соло Уэса Монтгомери, настоящая джазовая приставка необходима, но может стоить недешево. Я готов поспорить, что никто не будет смотреть на вас с укором, когда вы появитесь с этой относительно доступной жемчужиной на воскресном джеме.