Выбор правильной полярной диаграммы всегда должен приниматься во внимание при подборе оптимального микрофона для ваших нужд. Необходимо учитывать, как микрофон будет передавать звук, и, что очень важно, где он будет использоваться?
Микрофоны часто разрабатываются с определенной целью. Некоторые из них собирают звук со всех сторон практически одинаково, другие же фокусируются только на одном источнике, находящемся прямо перед ними.
Знать, что лучше, очень важно, если вы хотите получить от микрофона наилучшую производительность для решения поставленных задач. Поэтому давайте проведем подробное сравнение между направленными и всенаправленными микрофонами.
В чем разница?
Разница заключается в так называемой полярной диаграмме направленности. Далее мы рассмотрим это более подробно. Но если коротко, то всенаправленный микрофон будет собирать звук одинаково со всех направлений, независимо от своего положения.
Направленный микрофон будет собирать звук только с того направления, на которое он направлен. При этом он подавляет или, по крайней мере, снижает большую часть фонового и окружающего шума.
Очевидно, что у них разные достоинства и, соответственно, недостатки. Они будут хорошо работать в разных условиях и при разных обстоятельствах. Они будут воспроизводить разные типы звука.
Что такое полярная диаграмма направленности?
Но прежде чем приступить к более детальному рассмотрению и сравнению микрофонов, давайте сделаем небольшую паузу. Чтобы получить полное представление об обоих микрофонах, нам необходимо разобраться с понятием направленности микрофонов. А область направленности мы называем полярной диаграммой направленности.
Понятие "полярная диаграмма направленности" относится к тому, откуда микрофон собирает звук. Иногда звук поступает спереди, иногда сзади. А в некоторых случаях - с разных направлений.
Принципиальное различие между всенаправленным и направленным микрофонами заключается в полярной диаграмме направленности. Это означает чувствительность микрофона к звуку, идущему под разными углами. А значит, и то, какой сигнал и откуда микрофон будет улавливать.
Всенаправленный микрофон или Omni будет одинаково собирать звук со всех направлений. Однако чем выше частота, тем более направленным он становится.
В своей основной форме Omni имеет более простую конструкцию, чем направленный микрофон, что позволяет получить динамичный, но более чистый звук с более плоской частотной характеристикой.
Близость
Основным фактором того, насколько хорошо Omni улавливает звук, является его близость. Поэтому для Omni направление, в котором направлен микрофон, не так важно, как для направленного микрофона.
Они улавливают звук только с одного определенного направления, обычно спереди, и были разработаны для того, чтобы свести к минимуму окружающий фоновый шум.
Но в чем преимущество полярной диаграммы направленности, собирающей звук из одного источника?
Их несколько. Но они лучше подходят для записи живого звука, особенно в шумных помещениях.
Но не только в шумных местах они лучше. Хороший направленный микрофон можно использовать на большом расстоянии от целевого источника. Примером может служить хор, где весь звук направляется вперед, что позволяет записать более широкий спектр звуков и голосов.
Использование направленного микрофона позволяет более точно разделить каналы. Это связано с тем, что Omni собирает звук отовсюду. Если важно разделение каналов, то лучше использовать направленный микрофон.
Типы направленных полярных диаграмм направленности
Существует пять основных полярных диаграмм направленности, используемых в направленных микрофонах. Разница между ними заключается в том, насколько узкой является область сбора звука на передней панели. Итак, рассмотрим три наиболее распространенных варианта:
Кардиоидная полярная диаграмма направленности
Это наиболее часто используемая полярная диаграмма направленности, особенно в студиях звукозаписи для вокала. Направленная характеристика означает, что внеосевые звуки будут отклонены, поэтому наложения от других голосов или инструментов будут очень незначительными, а отражения от помещения практически отсутствуют.
Несмотря на то, что этот вариант является наиболее распространенным, он имеет ряд потенциальных проблем. Например, при смене позиции певца на записи могут возникнуть тональные колебания.
Не подходите слишком близко к кардиоиде
Кардиоидные микрофоны также могут проявлять так называемый "эффект близости", который представляет собой усиление низкочастотного сигнала, если подойти к микрофону слишком близко. С микрофонами Omni такого эффекта, как правило, не возникает. Однако, если вы не хотите получить действительно необычное звучание вокала, вы никогда не будете использовать всенаправленный микрофон для записи одной вокальной дорожки.
Независимо от этих двух факторов, наиболее часто используется полярная диаграмма направленности Cardioid. И она считается безопасным вариантом при записи вокала в студии. Кроме того, она выигрывает при записи инструментов и может справиться практически со всеми задачами.
Суперкардиоидная диаграмма направленности
Как и следовало ожидать из названия, он похож на кардиоидный. Однако Supercardioid имеет более узкий и тесный угол сбора звука, чем Cardioid.
Таким образом, он обеспечивает большее подавление звуков с боковых сторон микрофона. Но при этом он становится немного более чувствительным к звукам сзади.
Лучшая изоляция и уменьшение обратной связи
Суперкардиоида обеспечивает более высокий уровень изоляции от проблем, связанных с шумом в помещении или окружающей средой. Кроме того, по сравнению с кардиоидной схемой она менее склонна к возникновению обратной связи, даже если уровень усиления значительно выше.
Однако их недостатком является то, что они, как правило, не очень хорошо подходят для вокала, если певец "подвижен". Если он часто двигается во время пения, как это делают многие, это может повлиять на качество записи. Пользователю необходимо попасть в узкую точку сбора звука и оставаться в ней, что для большинства певцов проще сказать, чем сделать. Но для чего-то статичного, например, для звукоснимателя барабанщика, бьющего по хай-хэту, они подходят как нельзя лучше.
Суперкардиоиду часто путают с гиперкардиоидой, поэтому давайте рассмотрим их.
Гиперкардиоидный паттерн
Как и следовало ожидать, этот микрофон имеет очень направленную диаграмму направленности. Точка сбора звука у него еще более узкая, чем у суперкардиоидного, и еще более чувствительная к звукам, на которые он направлен. Поэтому чувствительность сбоку у них еще меньше, чем у кардиоидных и суперкардиоидных, но зато больше сзади. Эти факторы делают их хорошим выбором для записи любых изолированных и статичных звуков.
Гиперкардиоидные отклоняют практически весь окружающий шум. Но, как я уже говорил, точка захвата звука у них очень узкая. Поэтому она не очень хорошо прощает, если вы хоть немного выходите за пределы ее диапазона.
Что мы видим из всего этого
Первое, что бросается в глаза, - это то, что реальное различие между ними заключается в работе звукоснимателя. Проще говоря, один собирает звук с меньшего целевого источника. Другой собирает звук из всего окружающего микрофон пространства.
Это означает, что вам придется очень тщательно выбирать микрофон, чтобы он идеально соответствовал тому, что вы хотите с ним делать. Но даже в этом случае не обойтись без аномалий. Итак, давайте рассмотрим некоторые из них...
Утечка
Это слово можно часто услышать в студиях и на живых выступлениях звукорежиссеров. Можно также использовать слово "перелив". Это происходит, когда одновременно звучат два или более инструмента или источника звука.
Это может быть гитара, вокал и даже скрипка. Все они могут иметь свои индивидуальные микрофоны, но микрофон для вокала может улавливать и звук скрипки. Это то, что называется утечкой.
Звукорежиссеры ужасно боятся этого явления, и использование микрофона Omni не обеспечит требуемого разделения. В этом случае лучше всего использовать направленный кардиоидный, гипер- или суперкардиоидный микрофон, поскольку он снижает риск переливов.
Но иногда...
Перелив может создать "воздушную" атмосферу в записи. Он создает впечатление естественного звучания помещения и пространства, что в некоторых ситуациях может быть преимуществом. Например, акустическая гитара, записанная в комнате с хорошим звуком, может приобрести совершенно иной, более масштабный характер, если она записана с помощью омни-микрофона, а не направленного микрофона.
Как я уже не раз говорил, выбор типа микрофона или полярной диаграммы направленности зависит от обстоятельств записи.
Обратная связь
Существуют также различия в характере обратной связи, создаваемой обоими типами микрофонов. Направленный микрофон часто дает обратную связь на более высоких частотах. Большинство Omnis обычно дают обратную связь в области низкочастотных басов.
Кроме того, обратная связь возникает по-разному. Направленные микрофоны, если их слишком сильно задвинуть, внезапно начинают давать обратную связь. В то время как у микрофонов Omni обратная связь будет нарастать медленнее. Однако лучше, конечно, не доводить дело до обратной связи, и каждый хороший звукорежиссер должен всегда поддерживать все уровни в пределах допустимых значений, хотя это может быть непросто при работе с живым звуком и неопытными музыкантами.
Направленные и всенаправленные микрофоны - что выбрать при покупке?
Существует множество вариантов по любой цене. Уж точно найдется микрофон, который подойдет вам по цене. Итак, вот несколько отличных вариантов.
Начнем с кардиоидного микрофона Shure SM57-LC, который является одним из самых универсальных и известных микрофонов в истории, настоящим рабочим домом, дающим отличные результаты везде, где бы он ни использовался.
Если же речь идет о превосходном всенаправленном варианте, который также является очень универсальным, выберите всенаправленный конденсаторный микрофон Audio-Technica AT4022. Если же речь идет о высококачественном гиперкардиоидном варианте для узкой и определенной звуковой коллекции, я бы рекомендовал классический динамический гиперкардиоидный микрофон Beyerdynamic M201 TG.
Также для сравнения можно ознакомиться с нашими подробными обзорами лучших вокальных микрофонов, лучших динамических микрофонов, лучших микрофонов Shure, лучших микрофонов для записи рэп-вокала, лучших конденсаторных микрофонов или лучших XLR-микрофонов, представленных на рынке.
Кроме того, для наилучшей звукозаписи вам может понадобиться лучший микрофонный предусилитель, а также лучшие микрофонные стойки и лучшие XLR-кабели для микрофонов, которые вы можете купить в 2023 году.
Я не могу ответить на этот вопрос. Я могу лишь изложить те моменты, которые могут быть важны. Выбор зависит от того, где и как вы хотите использовать микрофон.
Я слышал, что звукорежиссеры некоторых студий используют направленные кардиоидные микрофоны, потому что они боятся. Они не хотят пробовать что-то новое, поэтому "бегут домой к маме". И остаются с тем, что знают.
Однако я думаю, что инженеров, которых я знаю, нельзя назвать боязливыми. И уж точно они не побоялись бы попробовать что-то новое. Они использовали кардиоидную диаграмму направленности, потому что в данных обстоятельствах она давала наилучшие результаты.
Именно так вы и должны поступать - выбирать микрофон, который даст вам наилучшие результаты. Забудьте обо всех остальных; речь идет о том, что вы хотите и что вам нужно для получения желаемого звука.
Направленный или всенаправленный?
Как и у большинства других микрофонов, у них есть свои положительные и отрицательные стороны. Выбирайте с умом, потому что это будет иметь значение.