Если вы ищете наиболее широкую частотную характеристику, наименьший уровень шума и в целом наилучшее звучание, то лучшие конденсаторные микрофоны - это то, что вам нужно. Именно их выбирают профессионалы звукозаписи для певцов, солирующих инструментов и разговорного голоса.
Но какие лучшие конденсаторные микрофоны подойдут именно вам?
В значительной степени это зависит от области применения, а также от вашего бюджета и личных предпочтений. Существуют сотни отличных конденсаторных микрофонов, выбор из которых может оказаться затруднительным из-за запутанного списка технических характеристик. Мы здесь, чтобы помочь вам сделать этот выбор!
Итак, для начала рассмотрим некоторые технические характеристики...
Сердце лучших конденсаторных микрофонов (капсюль) - это, по сути, конденсатор, что в переводе означает "конденсатор". Он состоит из двух параллельных пластин, расположенных на небольшом расстоянии друг от друга. Неподвижная массивная задняя пластина выполнена из латуни или другого металла. Мембрана - это подвижная передняя пластина, в идеале - майлар с золотым напылением или тонкая алюминиевая фольга.
Напыление?
В микрофонном производстве "напыление" - это процесс испарения металла для покрытия диафрагмы очень тонкой пленкой. Предпочтение отдается золоту, поскольку оно является идеальным проводником электричества.
Между диафрагмой и задней пластиной прикладывается электрический заряд, образуя конденсатор. В ответ на изменение звукового давления мембрана перемещается, изменяя емкость. Предварительный усилитель преобразует емкость в переменное напряжение.
Чувствительные и тихие
Конденсаторные микрофоны имеют отличную высокочастотную характеристику, обычно ровную в диапазоне от 20 Гц до 20 кГц. Они также очень чувствительны к перепадам давления, что идеально подходит для вокала и инструментов, но не для экстремально близкого микрофонирования. Кроме того, они бесшумны, поскольку не имеют электромагнитных катушек, способных наводить гул.
В отличие от динамических микрофонов, все конденсаторные модели требуют внешнего питания. Некоторые из них включают в себя внешний блок питания, а другие могут получать "фантомное питание" по кабелю от микшерного пульта или аудиоинтерфейса.
Но они не идеальны
Конденсаторные микрофоны относительно хрупки. Несмотря на то, что они могут выдерживать высокие уровни звука, динамические микрофоны предпочтительнее использовать на сцене, где могут произойти несчастные случаи.
Кроме того, они значительно дороже. Лучшие конденсаторные микрофоны когда-то стоили тысячи долларов. К счастью, многие ведущие производители переработали свои классические конструкции, сделав их доступными для проектных студий.
Рассмотрим некоторые особенности конденсаторных микрофонов более подробно.
Большая и малая диафрагма
Диаметр малых конденсаторных диафрагм обычно не превышает 1 дюйма (25 мм). Корпус микрофона обычно имеет форму карандаша и является "верхнеадресным" (основной звукосниматель находится сверху). Мембрана меньшего размера имеет меньшую массу, что обеспечивает более чистые переходные процессы и лучшую высокочастотную характеристику. Однако они менее чувствительны, поэтому имеют более низкое соотношение сигнал/шум (S/N).
Эти микрофоны могут быть ручными или устанавливаться на стойку. Они обычно используются для фортепиано, акустической гитары, струнных, ударных и тарелок. В паре они идеально подходят для озвучивания барабанов, оркестров и хоров с верхнего этажа или из помещения.
Больше и тяжелее
Большие конденсаторные диафрагмы обычно имеют размер 1 дюйм и более. Микрофоны с большими диафрагмами физически больше и тяжелее, и почти всегда имеют "боковую адресацию". Большая масса мембраны соответствует более низкой резонансной частоте, что, как правило, дает некоторое усиление низких частот, но снижает отдачу на высоких частотах и переходных процессах.
Кроме того, в ответ на звуковые волны она перемещается дальше, создавая более сильный аудиосигнал. Это делает их более чувствительными, с более высоким отношением сигнал/шум.
Недостатком микрофонов с большой диафрагмой и боковым адресом является то, что их большие решетки позволяют коротким волнам отражаться внутри корпуса. При отсутствии должного демпфирования это может привести к нестабильной высокочастотной характеристике. А поскольку они тяжелее, их обычно подвешивают на прочной микрофонной стойке или на настольной подставке. Они являются предпочтительным выбором для вокала и сольных акустических инструментов.
Все микрофоны по сути являются аналоговыми устройствами, преобразующими звуковые волны в электрические сигналы. Однако некоторые микрофоны имеют встроенные аналого-цифровые преобразователи (АЦП) для вывода цифрового сигнала, обычно через интерфейс USB. Теоретически любой микрофон можно сделать "цифровым", добавив АЦП перед выходом.
Цифровые микрофоны легко использовать с компьютерами, часто они подключаются по принципу "plug-and-play", не требуя установки драйверов. Внешний АЦП не требуется. Обычно они включают в себя функцию мониторинга наушников с нулевой задержкой. А оцифровка сигнала в непосредственной близости от микрофона позволяет снизить уровень электромагнитных помех. Они являются эффективным решением для подкастинга и других применений одиночных микрофонов.
С другой стороны...
Цифровой микрофон обычно может использоваться только сам по себе, поскольку компьютер воспринимает его как аудиоинтерфейс. Кроме того, их нелегко подключить к аналоговому оборудованию. По этим причинам аналоговые микрофоны остаются нормой даже для цифровой записи.
Полярные диаграммы направленности
Большинство микрофонов воспринимают звуки, идущие с разных направлений, неравномерно. В спецификациях микрофонов обычно приводится "полярная диаграмма", иллюстрирующая чувствительность к звукам, приходящим со всех сторон. Эта характеристика несколько различается в зависимости от частоты.
Наиболее распространенной полярной диаграммой для вокальных и инструментальных микрофонов является "кардиоидная" диаграмма, так называемая потому, что она напоминает форму сердца. Кардиоидные микрофоны гораздо более чувствительны к звукам спереди, чем по бокам и сзади. Микрофоны с малой диафрагмой почти всегда имеют кардиоидную диаграмму направленности.
Некоторые крупнодиафрагменные микрофоны имеют несколько капсюлей для создания дополнительных диаграмм направленности. Разновидностями кардиоидной диаграммы направленности являются полукардиоидная, суперкардиоидная и гиперкардиоидная, при которых в большей степени отклоняются звуки сбоку. Другие распространенные схемы - всенаправленная и "восьмерка".
Частотная характеристика
Частотная характеристика - это диапазон частот в герцах (Гц) или килогерцах (кГц), к которым чувствителен микрофон. Чтобы быть полезным, этот диапазон должен иметь разброс в децибелах (дБ), например: 20 Гц - 20 кГц +/- 3 дБ. В действительности многие производители микрофонов указывают только общий диапазон, поэтому график частотной характеристики может быть очень полезен.
Профессиональные конденсаторные микрофоны обычно имеют частотную характеристику 20 Гц - 20 кГц, если не указано иное. Некоторые из них имеют провалы или пики в этом диапазоне, что придает им уникальную звуковую характеристику.
Максимальный уровень звукового давления
Максимальный уровень звукового давления (SPL) - это самый громкий звук, который может выдержать микрофон без серьезных искажений или повреждений. Это значение выражается в дБ. У конденсаторных микрофонов максимальное значение SPL составляет около 120-150 дБ.
Чувствительность
Чувствительность микрофона - это показатель его выходного сигнала по отношению к стандартному уровню звукового давления (SPL). Обычно она указывается в децибелах относительно 1 вольта выходного сигнала (dBV). Она рассчитывается для синусоидального тона частотой 1 кГц с уровнем звукового давления 94 дБ или 1 паскаль (Па). Результат всегда является отрицательным числом, поэтому чем ближе он к нулю, тем чувствительнее микрофон. Иногда эта величина выражается в милливольтах на паскаль (мВ/Па), но здесь мы сделали преобразование.
Микрофон с более высокой чувствительностью может улавливать более тихие звуки. В зависимости от ситуации это может быть как хорошо, так и плохо.
Сигнал и шум
Существуют два стандартных измерения шума микрофона. Первый называется "самошум", "эквивалентный уровень шума" или просто "шум". Это количество шипения и других случайных звуков, создаваемых самой микрофонной схемой, и, в конечном счете, оно определяет самый тихий звук, который может быть чисто записан.
Измеряется в децибелах с весом "А", соответствующим чувствительности уха, сокращенно дБА. Большинство конденсаторных микрофонов имеют очень низкий уровень шума - 5 - 20 дБА, что позволяет улавливать самые мягкие нюансы звука.
Другая часто встречающаяся характеристика - отношение сигнал/шум (S/N). Это просто отношение SPL 94 дБ (1 паскаль, помните?) к уровню собственного шума. S/N - это не то же самое, что динамический диапазон, который всегда намного выше.
Далее мы рассмотрим еще несколько деталей, на которые следует обратить внимание при покупке:
Многие микрофоны имеют на корпусе переключатели, позволяющие изменять их поведение. Аттенюатор или пэд снижает чувствительность на 10 или 20 дБ, что позволяет записывать источник с более высоким уровнем звукового давления. Фильтр низких частот (фильтр высоких частот) снижает уровень низких частот, чтобы уменьшить гул или "трубчатый" звук, возникающий у человека, находящегося слишком близко к микрофону.
Что находится в коробке?
Для использования и защиты конденсаторного микрофона необходимо несколько дополнительных приспособлений. Очевидно, что вам понадобится кабель с разъемами XLR или USB, а также чехол или футляр для хранения и транспортировки.
Если в комплект не входят другие аксессуары, то, скорее всего, понадобятся шарнирное крепление для микрофонной стойки, ветрозащитный экран и поп-фильтр. Для микрофона с большой диафрагмой также понадобится высококачественное ударное крепление. Отдельный блок питания необходим, если микшер не обеспечивает фантомное питание.
И последнее, но, безусловно, не менее важное...
Классические микрофоны известных марок имеют особый статус в студиях. Музыканты, знающие толк в студийной работе, ценят, когда их записывают с помощью самого известного и дорогого микрофона. К счастью, многие ведущие бренды переработали свои лучшие модели, выпустив микрофоны с почти такими же характеристиками за меньшую стоимость.
В зависимости от специфики вашей деятельности в звукозаписывающем бизнесе, вы можете рассмотреть возможность приобретения хотя бы нескольких микрофонов премиум-класса для особых случаев. Затем дополните свою коллекцию конденсаторными микрофонами от производителей, которые предлагают высокую производительность, не разрушая бюджет на оборудование.
Итак, вот наша подборка конденсаторных микрофонов, которые вы можете рассмотреть...
Кардиоидный конденсаторный микрофон.
MXL 770 - это доступный и универсальный кардиоидный конденсаторный микрофон с большой диафрагмой размером 0,87 дюйма (22 мм), высококачественным FET-предусилителем и бестрансформаторным балансным выходом. При включенном переключателе затухания -10 дБ максимальное значение SPL составляет 137 дБ.
Заявленная частотная характеристика составляет 30-20 кГц, но на частоте 20 Гц она составляет всего -4 дБ. В диапазоне 8-12 кГц наблюдается пик до 10 дБ, обеспечивающий, как говорят в MXL, "дополнительную четкость". Переключатель снижает уровень низких частот на 6 дБ на октаву на частоте 150 Гц. Показатель S/N составляет приличные 74 дБ, а уровень собственного шума - 20 дБА. Чувствительность составляет -36,2 дБВ.
В комплект поставки MXL 770 входит крепление для ударных инструментов и литой кейс с пенопластовой прокладкой. В комплект поставки также входит 10-футовый кабель XLR и ветрозащитный экран.
ПЛЮСЫ
МИНУСЫ
Кардиоидный конденсаторный студийный XLR-микрофон.
Audio-Technica AT2020 - это кардиоидный микрофон с боковой направленностью, идеально подходящий для проектных студий, где необходимо сбалансировать высокое качество и низкую стоимость. Его маломассивная диафрагма обеспечивает расширенную частотную характеристику и превосходную переходную характеристику.
Микрофон имеет очень ровную частотную характеристику. Отношение сигнал/шум составляет 74 дБ, а шум - 20 дБА. Чувствительность составляет -37 дБВ. Максимальное значение SPL составляет 144 дБ, а динамический диапазон - 124 дБ, что позволяет справиться с любой работой, от самого тихого вокала до ударных или гитарного усилителя на близком расстоянии. Переключатели ослабления или фильтра низких частот отсутствуют.
AT2020 поставляется в мягком чехле на молнии и включает поворотное резьбовое крепление для подставки. Вес устройства составляет 12,2 унции (345 г). Также доступен комплект AT2020 Streaming/Podcastick Pack, включающий регулируемую штангу и наушники для мониторинга. Audio-Technica также продает кардиоидный USB-микрофон AT2020USB+.
ПЛЮСЫ
МИНУСЫ
3 конденсаторных капсюля.
USB-микрофон Blue Yeti предназначен для создания записей профессионального качества непосредственно на компьютере с минимальными затратами на настройку. Закрепленный в собственной поворотной стойке, он легко размещается на рабочем столе. Микрофон выпускается в различных металлических цветах, включая серебристый, платиновый, медный ацтекский, серый лунный и синий полуночный.
Три 5,5-дюймовых (14 мм) капсюля обеспечивают четыре диаграммы направленности: кардиоидную, всенаправленную, "фигуру-8" и стерео. Yeti оснащен высококачественным АЦП 48 кГц/16 бит, встроенным усилителем для наушников для мониторинга с нулевой задержкой. Имеются регуляторы выбора паттерна, усиления, отключения звука и громкости наушников.
Но хорошо ли он звучит?
Одним словом, да! Частотная характеристика имеет спад на 3 дБ в районе 3 кГц и плавный спад на высоких частотах выше 10 кГц. Отношение сигнал/шум составляет замечательные 100 дБ.
Yeti совместим с операционными системами Windows XP и выше, Macintosh OS X 10.4.11 и выше, с минимальным объемом оперативной памяти 64 МБ. Драйверы устанавливать не нужно: просто подключите его к USB-порту компьютера с помощью прилагаемого кабеля, затем откалибруйте его под свою операционную систему, и все готово.
Он тяжелый - целых 2,2 фунта (1 кг). Но поскольку это настольный микрофон, дополнительный вес делает его более устойчивым. На Yeti предоставляется 2-летняя ограниченная гарантия.
ПЛЮСЫ
МИНУСЫ
Комплект кардиоидных конденсаторных микрофонов.
Rode NT1 - это новая модель, очень похожая на старую NT1-A, но полностью переработанная внутри. Он изготовлен из алюминия, никелирован для защиты от коррозии и покрыт керамическим слоем военного класса. Кардиоидный капсюль с 1-дюймовой (25 мм) диафрагмой подвешен внутри корпуса микрофона с помощью системы Lyre компании Rycote, что значительно снижает вибрации.
Частотная характеристика NT1 очень ровная. Кроме того, он очень тихий: уровень собственного шума составляет всего 4,5 дБА, а S/N - 90 дБ. Это делает его самым тихим микрофоном из всех рассмотренных здесь. Максимальное значение SPL составляет 132 дБ.
Что входит в комплект поставки?
Комплект NT1 Kit включает в себя микрофон NT1 и подвесное амортизационное крепление Rode SMR со съемным поп-фильтром. Также в комплект входит тканевая сумка для переноски и кабель XLR. Этот комплект также можно приобрести в виде пары, предназначенной для использования за верхним расположением барабанов, для микрофонирования помещений и многих других целей.
NT1 разработан и произведен в Австралии, на него предоставляется полная десятилетняя гарантия.
ПЛЮСЫ
МИНУСЫ
Кардиоидный конденсаторный инструментальный микрофон.
Shure SM81 - это высококачественный кардиоидный конденсаторный микрофон с малой диафрагмой, изготовленный из стали с виниловым покрытием. Он широко используется в студии и на сцене для акустической гитары и других инструментов, а также в паре с барабанными подвесами.
Плоский как блин...
Он обладает исключительно ровной частотной характеристикой. Трехпозиционный переключатель позволяет настроить низкочастотную характеристику так, чтобы она была плоской, -6 дБ на октаву ниже 100 Гц или -18 дБ ниже 80 Гц. Чувствительность составляет -45 дБВ, что типично для конденсаторного микрофона с малой диафрагмой. Максимальное значение SPL составляет 136 дБ при включенной 10-дБ подкладке, собственный шум - 16 дБА, а S/N - 78 дБ.
SM81 лучше всего работает с фантомным питанием 48 вольт, но может работать, с меньшим запасом, и от 11 вольт. В комплект поставки входит жесткий кейс с пенопластовой прокладкой, ветрозащитный экран и крепление для микрофона.
ПЛЮСЫ
МИНУСЫ
Конденсаторный микрофон с большой диафрагмой.
sE2200 - это последняя версия отмеченного наградами конденсаторного микрофона, используемого такими вокалистами, как Эми Уайнхаус. Этот кардиоидный микрофон изготовлен вручную на заводе sE Electronics в Шанхае. В нем используются две 1-дюймовые диафрагмы, обеспечивающие исключительную производительность. В комплект поставки входит ударное крепление Isolation Pack и изогнутый металлический поп-фильтр.
Частотный диапазон ровный, за исключением пика в 5 дБ в районе 13 кГц. При уровне -23 дБВ это один из самых чувствительных микрофонов, которые мы рассматривали. Уровень собственного шума составляет очень низкие 8 дБА, а S/N - 86 дБ.
Два фильтра нижних частот снижают уровень шумов на частотах 80 и 160 Гц. А пэды -10 и -20 дБ обеспечивают расширенный динамический диапазон, позволяя достичь максимального SPL 137 дБ.
ПЛЮСЫ
МИНУСЫ
Профессиональный крупнодиафрагменный конденсаторный микрофон.
Компания AKG уже несколько десятилетий является признанным производителем микрофонов высокого класса. Относительно доступный микрофон C214 создан на основе знаменитого семейства C414 и имеет тот же легендарный внешний вид и дизайн. Он идеально подходит практически для любых условий записи.
1-дюймовый (25 мм) капсюль установлен в системе внутренней подвески для снижения шума от шагов или вибрации. Частотная характеристика плоская, с переключателем низких частот для вырезания частот ниже 160 Гц. Чувствительность -34 дБВ, а пэд -20 дБ позволяет вести запись на уровне до 156 дБ SPL. Шум составляет всего 13 дБА.
Все, что вам может понадобиться...
AKG 214 может работать от напряжения от 12 до 52 вольт. В комплект поставки входит жесткий кейс для переноски, ветровое стекло, амортизационное крепление типа "паук", гарантия - 3 года. Также можно приобрести согласованные пары C214 для использования в качестве оверхедов.
ПЛЮСЫ
МИНУСЫ
Многоканальный конденсаторный микрофон с большим капсюлем.
CV-12 входит в серию C ("Cabernet") микрофонов премиум-класса Avantone Pro, призванную повторить внешний вид и характеристики лучших классических микрофонов 1950-60-х годов, в данном случае - C12 от AKG. Его винно-красная отделка с полированной никелевой окантовкой и решеткой визуально привлекает внимание.
Исключительно большая диафрагма размером 1-1/4 дюйма (32 мм) и ламповая выходная схема обеспечивают теплый классический тон и исключительную чувствительность -35 дБВ. Малошумящая российская выходная лампа 6072А обеспечивает шумовое дно ниже 17 дБА и S/N 78 дБ.
Множество полярных диаграмм направленности...
На входящем в комплект поставки блоке питания можно выбрать девять полярных диаграмм направленности. Обычная частотная характеристика линейно ровная, а переключатель срезает низкие частоты на 6 дБ на октаву на частоте 80 Гц. При включенном пэде -10 дБ максимальное значение SPL составляет 146 дБ.
В комплект поставки микрофона CV-12 входят блок питания с кабелями, ретро-шокмаунт, деревянная коробка для самого микрофона и алюминиевый кейс с мягкой подкладкой для всего комплекта.
ПЛЮСЫ
МИНУСЫ
Трубчатый кардиоидный конденсаторный микрофон.
Rode NTK - это кардиоидный конденсаторный микрофон премиум-класса с боковым адресом и ламповым предусилителем. Обладая 1-дюймовой (25 мм) диафрагмой с золотым напылением и внутренним противоударным креплением, он идеально подходит для вокала и отдельных инструментов.
Выходная схема класса А с использованием малошумящего двойного триода 6922 придает NTK классическое теплое ламповое звучание, предпочитаемое многими студийными инженерами. С шумовым полом 12 дБА и максимальным уровнем SPL 158 дБ этот микрофон может работать с любыми инструментами - от самых громких до самого тихого шепота.
Отлично подходит для вокала и струнных...
Очень ровная в остальном частотная характеристика имеет пик 2 дБ в районе 5 кГц, который тонко подчеркивает вокал и струнные. Чувствительность составляет -38 дБВ.
NTK поставляется в жестком кейсе и включает в себя крепление для микрофонной стойки с кольцевым креплением. Rode предоставляет очень впечатляющую 10-летнюю гарантию.
ПЛЮСЫ
МИНУСЫ
Студийный комплект кардиоидных конденсаторных микрофонов.
Многие инженеры утверждают, что компания Neumann производит лучшие в мире микрофоны. Модель TLM 102, относительно доступный вариант своего старшего брата TLM 103, не разочаровывает.
TLM довольно компактен, его длина составляет всего 4-9/16 дюйма (116 мм), а вес - 7,4 унции (210 г). При этом его 1-дюймовая (25 мм) диафрагма обеспечивает легендарное звучание Neumann с чрезвычайно быстрой переходной характеристикой. Частотная характеристика имеет небольшое усиление выше 6 кГц, что обеспечивает дополнительный вокальный эффект. Максимальное значение SPL составляет 144 дБ, а шумовое дно - 12 дБА.
Однополярная диаграмма направленности...
Для достижения столь высоких характеристик при цене, не превышающей бюджет проектной студии, компания Neumann разработала TLM 102 как микрофон только с кардиоидной диаграммой направленности. Но, по правде говоря, именно такую диаграмму направленности большинство инженеров используют в 90% случаев. Кроме того, они отказались от переключателей затухания и низких частот. В комплект входит профессиональное шоковое крепление.
ПЛЮСЫ
МИНУСЫ
Если вы покупаете лучшие конденсаторные микрофоны для профессиональной или домашней студии, вы, вероятно, собираетесь приобрести несколько. Если нет, то стоит!
Однако, если мы можем купить только один микрофон, то нашим лучшим выбором должен стать... Neumann TLM 102.
Он прекрасно звучит, он очень тихий, и это Neumann! Вы влюбитесь в него, и ваши клиенты тоже.
Второй нашей покупкой будет... Avantone CV-12.
...потому что мы хотели бы иметь ламповый микрофон в нашем кабинете. Он выигрывает у Rode NTK, также замечательного, поскольку имеет девять полярных диаграмм направленности, а также переключатели пэда и фильтра низких частот.
А если бы мы могли купить три микрофона?
Мы бы, наверное, выбрали... Shure SM81.
...потому что нам нужен микрофон с малой диафрагмой, а этот микрофон оснащен множеством функций.
Честно говоря, мы хотели бы иметь хотя бы один из всех рассмотренных здесь микрофонов. Все они работают исключительно хорошо, и каждый из них может предложить что-то уникальное. Мы уверены, что вы останетесь довольны, независимо от того, какой из них вы выберете.