Мы не нашли ни одного полного руководства по игре на губной гармошке. В интернете довольно много хороших уроков, но мы подумали, что должна быть инструкция.
Итак, губная гармошка - один из самых простых инструментов для игры, она звучит очень круто и может быть использована для различных музыкальных стилей. Ну ладно, может быть, не так уж много музыкальных стилей, но играть на ней все равно интересно. Итак, приступим.
Итог: Начните с диатонической губной гармошки, предпочтительно в тональности C (так как это самая простая для понимания гармошка).
Наиболее распространенные марки: Hohner, Hering, Lee Oskar, Suzuki, Seydel, Bushman и Huang.
Чаще всего вы слышите о Hohner, поскольку он наиболее распространен. Однако это не делает ее лучшей. Hohner выпускает множество различных губных гармошек, некоторые из них хороши, а некоторые не очень. Обязательно изучите ассортимент гармошек разных марок.
Для начинающих мы бы рекомендовали Lee Oskar. На них очень легко играть и они прекрасно звучат. Но мы не утверждаем, что это все, что вы можете использовать, - есть и другие не менее хорошие губные гармошки.
Если вы будете дуть в отверстия губной гармошки по очереди слева направо, то услышите, как 1, 3 и 5 ноты мажорного аккорда (C, E, G в ключе C) повторяются три раза (а также одну высокую C в конце). В одиночку это не принесет вам особой пользы, поскольку это всего лишь один аккорд.
Поэтому игра на губной гармошке включает в себя комбинацию вдыхания и выдыхания (также называемую "дуть" и "тянуть"). Если вы подуете в отверстие 4 на гармошке C, вы услышите C. Теперь вдохните - нота перейдет в D. Подуйте в следующее отверстие, и это будет E. Вдохните - F. Подув в отверстие 6, вы получите G, а выдох - A. Сейчас вы, вероятно, можете догадаться, что будет дальше, если вы подуете в отверстие 7: B, верно? Неправильно! Если вы подуете в отверстие 7, то услышите C. Чтобы получить B, нужно вдохнуть. Как видите, нет никакой закономерности в том, как дуть и тянуть гармошку.
Три основные странности - это отверстия 2, 7 и 10. В отверстиях 7-9 вышеупомянутая схема изменена, поэтому вдох перемещает ноту вниз, а не вверх.
Звучит запутанно? Так и есть. Диаграмма выше должна прояснить ситуацию.
А теперь возникает проблема, с которой сталкиваются многие начинающие гармонисты. Вы смотрите на схему на предыдущем шаге, говорите: "Это кажется достаточно простым", дуете в свою губную гармошку, и выходит три ноты. А вот как просто сыграть одну ноту.
Существует два основных метода:
Поначалу это может показаться сложным, но как только вы освоите этот метод (а это не займет много времени), он станет очень эффективным.
Какой метод вы будете использовать, зависит только от вас.
Вот несколько табулатур для начинающих гармонистов. B означает "выдыхать", D - "вдыхать".
Сгибание - это то, что сначала трудно, но потом легко сделать. Однако это не совсем техника для начинающих. Прежде чем приступать к бендам, убедитесь, что вы умеете делать все, о чем говорилось ранее, особенно играть одиночные ноты.
Бендинг используется для изменения высоты тона ноты. Во время вдоха или выдоха вы меняете форму рта, изменяя скорость вибрации тростинки и высоту звучания ноты. Бенды в основном используются при игре на блюзовой губной гармошке.
Самые распространенные бенды - это бенды draw, особенно на нижних нотах. Однако существуют также бенды blow, overblow и overdraw.
Вот метод для начинающих.
Игра на "бендах" по методу TILT
Начните с #4 (вы можете выбрать любую ноту для начала, но общее мнение таково, что #4 легче всего). Помните, что для того, чтобы "согнуть" ноту, нужно изменить угол потока воздуха над язычком. Поэтому давайте немного схитрим и изменим угол наклона гармошки вместо того, чтобы изменять угол воздушного потока, меняя положение рта, языка и горла. Возьмите гармошку за концы, а затем, играя чистую ноту № 4. Наклоните заднюю часть гармошки к носу. Убедитесь, что при наклоне гармошки вверх вы продолжаете втягивать воздух через гармошку, хотя вы не наклоняли ее вверх.
Отверстие №4 требует изменения угла воздушного потока примерно на 45 градусов.
В отверстии № 2 нужно изменить угол воздушного потока почти на 75-90 градусов, чтобы загнуть его на целый шаг вниз.
Для отверстия № 3 требуется угол где-то между 45 и 90 градусами.
Экспериментируйте с техникой наклона, пока не добьетесь изменения высоты тона. Когда у вас начнет получаться "изгиб", продолжайте делать это до тех пор, пока не добьетесь заметного изменения высоты тона. Если вам никак не удается добиться того, чтобы #4 draw "сгибался" ...., попробуйте другую лунку. Если за одну тренировку не получилось ни одного "бенда", отмените ее и приходите завтра. Но что бы вы ни делали, не сдавайтесь.
Игра на "бендах" без наклона гармошки (рекомендуется)
После того как вы научились получать "бенды" с помощью метода наклона, пришло время узнать, как получить тот же звук без наклона. Наклоны - это хорошо, чтобы получить представление о "бендах", но вы не сможете сыграть много песен, если будете постоянно наклонять гармошку. Теперь вы должны научиться менять форму рта и языка, чтобы имитировать то же изменение потока воздуха, которое вы получали, наклоняя гармошку. Это самая сложная техника игры на губной гармошке, которую можно описать словами (и разные люди описывают один и тот же процесс по-разному).
Вот и все. Для "сгибания" ноты требуется всего две вещи: хороший контроль дыхания и способность "сдвигать" или изменять поток воздуха.
На вашей губной гармошке может быть напечатано несколько клавиш. На одной стороне, вероятно, написано C, а на другой - G. В каком ключе она играет? Технически ваша гармошка находится в тональности C, но в тональности G вы можете играть гаммы другого типа.
Натуральная позиция гармошки (в данном случае в тональности C) называется первой позицией или прямой арфой. Вторая позиция, или крестовая арфа, - это клавиша на пятую долю выше первой позиции (G).
Зачем использовать разные позиции? По двум причинам. Во-первых, они позволяют играть в нескольких тональностях на одной гармошке. Во-вторых, они позволяют играть в двух гаммах, отличных от стандартной мажорной гаммы. Например, если бы вы хотели сыграть блюзовую гамму в тональности C, вы бы использовали гармошку в тональности F.
Каждая позиция на пятую долю выше следующей. Так, на гармошке C 1-я позиция будет в ключе C, 2-я в G, 3-я в D, 4-я в A, а 5-я в E. Вы редко будете использовать что-то дальше пятой позиции, и обычно будете придерживаться 1, 2 и 4.
Вторая позиция, как уже говорилось, находится в ключе G. Она используется в основном для блюзовой гармошки.
Чтобы сыграть блюзовую гамму, используйте эту табулатуру:
Вы также можете играть миксолидийскую гамму (G A B C D E F G) и мажорную пентатоническую гамму (G A B D E G), но они не так распространены.
Третья позиция - это пятая вверх от второй позиции. На губной гармошке C это будет в ключе D. Вы можете использовать третью позицию для игры блюзовой гаммы или дорийской минорной гаммы (которая является почти минорной гаммой и может быть использована для игры многих минорных вещей. Седьмая нота этой гаммы - просто диез). См. табулатуры ниже.
Четвертая позиция - это пятая позиция вверх от третьей. На губной гармошке C она будет в ключе A. Вы можете использовать четвертую позицию для игры минорной гаммы или минорной пентатоники, которая на одну ноту короче блюзовой гаммы (A C D E G A). Если вы хорошо освоите высокие бенды (а это очень сложно), то сможете добавить Eb в высшую гамму и превратить ее в блюзовую гамму. Но в основном она используется для минорных гамм. См. табулатуры ниже.
Пятая позиция менее распространена, чем остальные, и это примерно то, что вам когда-либо понадобится. Она находится в тональности E. Немного погнувшись, вы можете сыграть блюзовую гамму, минорную пентатонику или даже фригийскую минорную гамму, хотя все эти гаммы в различных ладах (именно так называются эти длинные причудливые слова) немного выходят за рамки большинства гармошечной музыки. Чтобы сыграть фригийскую минорную гамму (или любой другой упомянутый ранее лад), просто идите по гармошке нота за нотой, начиная и заканчивая на ноте той клавиши, в которой вы находитесь. Так, фригийская минорная гамма на гармошке C будет E F G A B C D E. Ниже приведена табулатура для блюзовой гаммы. Чтобы превратить блюзовую гамму в минорную пентатоническую, уберите четвертую ноту.
Если вы всерьез решили заняться игрой на губной гармошке и хотите начать джемовать с людьми и играть музыку, вам понадобится несколько гармошек в разных тональностях. Начните, конечно, с C. Затем, если вам захочется большего, вы сможете приобрести их в любом количестве клавиш. Я бы придерживался натуральных клавиш (простые буквы, например, C вместо C#), за исключением B. Возьмите Bb, он более распространен и позволяет играть блюз в F вместо F#.
По мере того как вы будете играть, вы заметите, что в гармошке начинает скапливаться мусор. Это может ни на что не повлиять, и чрезмерная чистка может быть вредна, но чистить время от времени полезно.
Чистка без разборки
Если у вашей гармошки пластиковый гребень (в отличие от деревянного или металлического), вы можете пропустить через него воду комнатной температуры и дать ему высохнуть.
Разборка
Для более тщательной чистки можно открутить крышку, вынуть гребенку и почистить ее водой, мылом и старой зубной щеткой. Но убедитесь, что вы удалили все мыло, вы же не хотите, чтобы она имела вкус мыла. Если у вас деревянная расческа, просто потрите ее зубной щеткой. Не используйте мыло или воду. Мыло и воду можно использовать для металла, но обязательно тщательно высушите его, чтобы он не заржавел.
Накладные пластины можно чистить теми же способами.
Пластины геркона можно чистить так же, только без зубной щетки.
Также можно приобрести различные наборы для чистки, в которые входят щетки и средства, предназначенные для чистки губных гармошек.
Если у вас есть вопрос, предложение или замечание по статье «Как научиться играть на губной гармошке», оставьте свой комментарий, а мы постараемся ответить на него.